Что вы знаете о сето?
lenorlux — 18.06.2017 Живет в Псковской области очень маленький народ, всего 196 человек и называется этот народ сето.Впервые 1817 году про сето писал немецкий путешественник Шлегель, назвав сето псковскими эстами, т.е эстонцами. Чуть позже их стали называть полуверцами, за то что в их вере смешались язычество и православие.
Основная часть народа сето ( около 10 тыс человек) на сегодняшний день живет в Эстонии, а в России осталась лишь очень малая его часть, согласно Атласу ЮНЕСКО за 2009 год народ сето находится на грани исчезновения.
Куда же делся целый народ? После распада Советского Союза очень много сето оказалось в Эстонии. Молодежь, выросшая в России, стала уезжать на учебу в Эстонию и многие так и остались там жить.Когда граница между Эстонией и Россией оказалась закрыта вдруг выяснилось, что во многих семьях часть жила на российской территории, часть на эстонской и тогда в 1996 году Эстония открыла границу для сето, желающих переехать туда на ПМЖ, в результате чего еще одна часть сето покинула Россию.
Совсем маленькая часть российских сето живет в Красноярском крае, куда их предков выселила Советсткая власть в годы раскулачивания, ибо сето всегда были зажиточными крестьянами.
Сейчас в деревне Сигово, Печерского района в подлинной усадьбе сетусской семьи Кюлаотс работает единственный в России музей народа сето.
Встретила нас в музее очаровательная Малле, вернее Малле Николаевна. Жалко к рассказу невозможно приложить певучий с интересным выговором голос нашей гостеприимной хозяйка. Все, что дальше будет рассказано записано с ее слов.
Сето - земледельческий народ, они выращивали зерновые культуры, лен, держали скот. Кстати, в подсобных хозяйствах сето никогда не держали коз, козу они называли "коровой для бедных" и даже если не было сил держать корову, то козу все равно никогда не заводили. Вероятнее всего коза напоминала сето черта - рога, борода, копыта и потому они не хотели держать такое чудовище в своем дворе.
Основной культурой, которая хорошо росла там, где жили сето был лен. Ручная обработка льна дело очень трудоемкое и вот перед нами оригинальная деревянная льномялка на конной тяге, сделанная руками мужчин сето.
А появление этой льномялки имеет очень интересную историю. В начале прошлого века в село, где жили сето, приехал немецкий представитель завода, производящего подобные агрегаты, правда из металла. Привез этот коммивояжер с собой много красивых рекламных журналов с картинками той самой льномялки и раздал местным мужикам, что бы полюбовались да купили сей чудо-агрегат. Да только ошибся купец, не стали мужики у него ничего покупать, а рассмотрели хорошо картинки, подумали-подумали и собрали свою такую же льномялку , только деревянную. Кстати работает она до сих пор, были бы лен и лошади.
Это амбар, где хранились различные продукты и посуда для их приготовления.
Здесь же сушили на зиму всякие травки к чаю да от хворей разных
Здесь же в амбаре стоял деревянный божок Пеко , помните я писала, что в их культуре смешивались и язычество и христианство.
Молились этому богу что бы урожай был, что бы скот охранял, а у кого по осени был самый маленький урожай тому переходила эта фигурка на будущий год.
А это уже дом, в котором жила сетусская семья.
В такой комнате жила обычно женщина, тут же висит люлька для младенца и стоит прялка. Люлька подвешена на специальной большой жерди так, что уходя готовить еду на кухню мать могла ее развернуть к себе.
Думаю вы обратили внимание на национальный наряд Малле и на ее украшения. Украшения у женщин сето делались из серебряных монет и их вес доходил до 6 килограммов!. Как говорят в народе "женщину сето сначала слышно, а потом уже видно"
Ожерелья носить девочки начинали с пяти лет, а когда девушка выходила замуж, то после венчания крестная надевала ей фибулу ( символ материнства), которую та носила до появления внуков. Вообще делать монетные ожерелья было запрещено, поскольку для них использовали действующие на то время монет, однако в деревнях и селах их все равно продолжали делать, ибо традиции сильнее любых запретов. Чем больше монет в ожерелье, тем богаче невеста.
В каждом доме обязательно был ткацкий станок. Этот станок и сейчас действует и если вы приходите в музей с ребенком, то ему дадут попробовать себя в роли ткача. А вообще ткачество было обязательным умением всех девушек, потому что к свадьбе у нее должно было быть определенное количество приданного.
Обязательнам элементом одежда и украшени дома была вышивка. Учитывая, что в сновном сето были неграмотными, читать и счиьтать не умели, сложно даже представить как им удавалось составлять такие сложные узоры.
Национальная одежда сето. Это рябик-женский кафтан, его носили примерно так, как мы сейчас носим пальто.
Женский клстюм обязательно украшался вышивкой и вышитые узоры никогда не повторялись.
Одной из "валют" сето были варежки. Каждая женщина сето должна была иметь в доме не менее 50 пар вязаных варежек. Варежки были самым удобным подарком на любой случай. Варежками можно было расплатиться за мелкие услуги и даже ответить на предложение руки и сердца.
Сейчас варежки можно купить прямо в музее, хоть себе, хоть кому-то в подарок. Вяжут их так же как сто лет назад, с теми же народными узорами.
Ну а в заключении экскурсии Малле показала нам как варят сыр. Оказалось это дело несложным, а главное очень вкусным. Самое важное это правильные ингредиенты - домашнее молоко и домашний творог. У Малле с этим проблем нет, молоко дают две свои коровы. А домашний творог у Малле просто сказочно вкусный, уже и не помню когда такой ела.
Разжигаем печь, ставим кипятить молоко,а когда оно закипит добавляем творог. Очень важное условие - пока готовится еда ни в коем случае не произносит никаких бранных слов, иначе еда получится невкусной. Кстати, в языке сето вообще нет ругательств и самое страшное слово это "черт", произносить которое строго-настрого запрещено, что бы не накликаить беду.
Периодически помешиваем получившкуюся массы пока творог склеивается и образуется сыворотка.
А пока суть да дело Малле рассказала очередную историю, произошедшую с ней самой и очень похожую на сказку
" В детстве я отдыхала каждое лето у бабушки и она рассказывала мне сказки. И тут я уже взрослая, закончила институт и работала так, что после обеда была свободна. Летом мы ходили за клюквой на болота. Как-то со школы пришли племянницы и мы пошли за ягодой. Пока собирали клюкву стало темнеть и я девочкам говорю: "Давайте завяжем ведра и пойдем домой" Мы ведра завязали, встали, а куда идти не знаем. То в одну сторону, то в другую и никак дорогу не найдем. И тогда не знаю как вдруг вспомнила я бабушкины сказки и надела сапоги пяткой вперед. Сделала буквально шаг и вот она наша тропинка. А бабушка рассказывала, что есть такой блуд, он садится на мысок сапога и путает дорогу, а стоило надеть сапоги задом-наперед как блуд оказался за спиной и глаза сразу открылись "
Пока сказка сказывалась дело делалось. Из творога вышла сыворотка, Малле ее слила, добавила яйцо,тмин, соль, сахар и масло. Теперь сразу стала понятна поговорка "Как сыр в масле катается" Вся получившаяся масса тщательно вымешивается и как только появились воздушные пузыри сыр готов.
Вкуснятина получилась-пальчики оближешь. Готовят такой сыр для того, что бы сразу съесть, хранить его можно всего 3-5 дней.
Ну и еще немного интересного о сето.
В Эстонии, где живет основная часть сето, постоянно проходят народные праздники и раз в год выбирают короля сето.
А выбирают короля совершенно необычно. Все желающие стать королем становятся в линейку и за каждым из них выстроивается "ручеек", чей "ручеек" длинее тот и король)))
Ну а поскольку в стране демократия, то в прошлом году у сето была королева. Король награждается посохом и обязан присутствовать на всех национальных праздниках и мероприятиях.
С 2005 года в деревне Сигово проходит ежегодный Международный этнокультурный фестиваль народа сето «Сетомаа. Семейные встречи», на котором собираются представители сето из России и Эстонии.
Партнеры тура по Псковской области:
|
</> |