Что такое реальный патриархат?
Сообщество "Мужское Движение" — 18.06.2011Поскольку в России очень многие страдают неадекватностью, считая, что живут при патриархате, приведу пример реального патриархата. Из римской истории.
Модестин определял римский брак как "союз мужа и жены,
объединение всей жизни, общение по божественному и человеческому
праву".
Римская семья (familia) находилась под патриархальной властью главы
семейства (pater familias) и носила патрилокальный характер, т.е.
жена переходила в дом к мужу. Семья строилась на эсхатологическом
убеждении, выразившимся в культе предков (sacra familiares), и
ретроспективном счете родства (adgnatio), принимающим во внимание
только лиц, объединенных общим семейным культом.
Глава семейства (pater familias) являлся таким образом старшим
агнатом, ближайшим к предкам членом семейства (adgnatus proximus).
Он выполнял медитативную роль посредника между предками и живыми,
только идущими к перевоплощению. Ответственность домовладыки
фиксировалась римским правом, как отцовская власть (patria
potestas) над всем комплексом лиц и имущества, объединенных
генеалогической идеей. Под понятием familia понималось "как
совокупность вещей, так и совокупность людей" (Ульпиан), т.е. не
только все починенные члены семьи - агнаты, но и принадлежавшие
семье рабы, скот и имущество. Именно союзом полновластных отцов
семейств (pater familias) являлась римская Республика.
В римской семье на первый план выдвигалась не кровная связь между
домовладыкой и его подвластными - связь когнатическая, а
юридическая или агнатическая связь. Агнатами считались лица,
связанные подчиненной связью ко власти домовладыки. К ним
относились, как кровные, так и вошедшие в семью, например, жена или
усыновленные. Эмансипированные из-под власти домовладыки покидали
семью и утрачивали агнатическую связь с данным семейством.
Дочь, перейдя в семью мужа, попадала под власть мужа или его отца,
если он был жив. С прежней семьей ее связывали лишь религиозные
обряды и семейные праздники. Вольноотпущенный раб приобретал
свободу, ограниченную его обязанностями в отношении "патрона".
Дети, рожденные дочерью, оказывались под властью ее нового
домовладыки. Таким образом, счет родства велся по мужской линии,
поскольку женщина не могла быть домовладыкой и не могла
репродуцировать агнатическую связь.
Когнатическое родство возникало с переходом агната или агнатки в
другую семью или с эмансипацией. Так, дочь домовладыки, вышедшая
замуж, попадала под власть мужа или свекра и становилась когнаткой
в отношении своей кровнородственной семьи. Когнатом становился и
вышедший из семьи сын. Напротив, усыновленный и тем самым принятый
в семью, становился по отношению к ней агнатом - со всеми
связанными с тем правами, в том числе и на законную часть
наследства.
Отмеченная структура римской семьи обусловила деление граждан по их
семейному состоянию на самостоятельных и подчиненных или, как
говорилось в римских источниках, на лиц своего права (personal sui
jurus) и лиц чужого права (personal alieni juris). Самостоятельным
(personal sui juris) был в семье только один человек - pater
familias, все остальные члены семьи подлежали его власти.
Центральным полномочием домовладыки было право жизни и смерти (ius
vital ac necis). Право предавать подвластных смерти было связано
исключительно с ролью домовладыки и пресекалось публичной властью,
если домовладыка, наказывая подвластного, действовал из
соображений, отличных от дисциплинарных.
Осуществляя свои репродуктивные права, отец имел право не признать
новорожденного своим ребенком: только ребенок, признанный отцом
(liberum tollere) становился членом семьи, для этого отец должен
был поднять ребенка с земли. В противном случае, например, при
явном уродстве, следовало expositio filii - дитя выбрасывалось на
улицу или относилось на Тарпейскую скалу.
Домовладыка был правомочен манципировать (mancipio dare) своих
домочадцев третьим лицам в возмещение ущерба или сдавая их внаем.
Сыновья домовладыки, независимо от возраста, семейного или
общественного положения, при жизни отца были подвластными с
ограниченной гражданской правоспособностью. Приобретенное ими
имущество становилось собственностью домовладыки.
После смерти домовладыки, его взрослые сыновья становились
носителями власти в семье, а жены и дети попадали под их
владычество. Однако при этом, свободный от отцовской власти
гражданин, даже не имеющий семьи, считался домовладыкой.
Вступая в брак под властью мужа (cum manu) женщина попадала под
manus мужа или его pater familias. В этом браке правоспособность
жены всецело поглощалось правоспособностью мужа. Жена входила в
новую семью pater familias на правах дочери (filial loco). Со
вступлением в брак женщина становилась persona alieni jurus и в
этом качестве не могла распоряжаться имуществом. Имущество, нажитое
в браке, ранее составлявшее собственность жены, если до заключения
брака она было persona sui jurus, или подаренная ей отцом,
переходило к мужу или его pater familias. Если жена без ведома мужа
покидала дом, муж мог истребовать ее от любого лица по такому же
иску, как обеспечивающий возврат имущества, оказавшегося в чужом
незаконном владении. Требование о возврате жены могло быть
предъявлено и ее родителям, поскольку выход замуж сопровождался
разрывом агнатских связей женщины с ее кровными родственниками и
возникновением нового агнатского родства между нею и семьей мужа.
Брак cum manu мог быть расторгнут только по воле мужа.
Это положение женщины юридически уравновешивалось только тем, что
она являлась наследницей мужа на равных началах с детьми, если они
были. Обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не
выслушав суждения совета из членов ее старой семьи, ставших для нее
когнатами. Если же это правило игнорировалось, вмешивался цензор,
наблюдавший, в числе своих других полномочий, за нравами. Наконец,
почет, связанный с общественным положением мужа, распространялся и
на жену.
|
</> |