Что же стало причиной злости Чехова к Софье Петровне?
foto_history — 05.11.2022 Продолжение поста Плыл по Волге художник ЛевитанВ Плёсе художники жили на этюдах и в сезон 1889 года.
На этот раз приезд художников уже не воспринимали так настороженно, как в первый.
Тогда их приезд вызвал массу вопросов.
Кто такие? Зачем рисуют?
На базаре о них сообщались последние новости. Обсуждалось, куда ходили, что делали, что ели, как одеты...
А обсудить было что.
Например, жгучий брюнет Левитан в пышном белом жабо мог вдруг зайти в переполненную чайную с бородатыми купцами-староверами,
а Софья Петровна Кувшинникова ходила с мужчинами на охоту... в мужских брюках и лёгких сапогах.
Немыслимое дело по тем временам.
Даже огромные белые зонты на этюдах вызывали удивление.
Вот Левитан и Кувшинникова на этюдах,
картина А.С. Степанова, правда, 1887 года, но в Плёсе всё было так же.
(нынешнее интернет-поколение сказало бы – сидят с ноутбуками)
Лето в Плёсе 1888 года знаменито ещё тем, что Левитан, редко писавший портреты,
написал портрет Софьи Петровны:
И их спутник А.С. Степанов, который, говорят, неравнодушен был к Кувшинниковой,
тоже написал портрет этой незаурядной женщины:
Ну а Чехов опубликовал в самом начале 1892 года рассказ "Попрыгунья",
где, как он ни старался изменить внешность, возраст и детали биографии героев,
весь литературно-художественный бомонд узнал Левитана, Софью Петровну и её мужа – Дмитрия Павловича Кувшинникова.
(а некоторые завсегдатаи московского салона, хозяйкой которого в 1880-1890 была Софья Петровна
узнали и себя во второстепенных персонажах)
Муж Софьи Петровны Дмитрий Павлович Кувшинников был полицейским врачом.
"..общим любимцем, благодетелем хитровской рвани.. нарочно избравшего себе
этот участок, чтобы служить бедноте" (из воспоминаний Гиляровского)
Страстный охотник. Вот Дмитрий Павлович (охотник слева)
на картине Перова "Охотники на привале" 1871 год:
Непонятно, что стало причиной такой злости Чехова к Кувшинниковой?
Да и к Левитану, с которым они были знакомы-дружны с молодости.
Они ровесники - Левитан и Чехов, оба с 1860 года, познакомились в начале 1880-х.
Чехов с братом Михаилом и познакомили в 1886 году Софью Петровну с Левитаном,
приведя его к дом Кувшинниковых, где раз в неделю Софья Петровна устраивала художественный салон.
И у Левитана, хоть он был моложе Софьи Петровны на 12 лет, сразу возникла симпатия. И у неё.
Почему Чехов создал такой карикатурный её образ в "Попрыгунье"?
Ведь Чехов не мог не видеть, что это не просто пошлый адюльтер:
целых 8 лет длились отношения Левитана и Софьи Петровны.
Для короткой жизни легко увлекающегося Левитана (умер в 40 лет) это немало...
(правда, когда Чехов писал Попрыгунью в конце 1891 года, отношения длились 5 лет, но не суть, всё равно долго)
Ведь Чехов знал, что Кувшинникова не пустая охотница за знаменитостями, а сама талантливая художница:
в 1888 году она, как и Левитан, писала картину "Внутренность древней церкви" (той самой в Плёсе, сгоревшей Петропавловской)
и Третьяков приобрёл эту картину для Третьяковской галереи(!) ( картина сейчас там в запасниках)
Москва заговорила, что Чехов написал пасквиль на московскую богему.
Сам Чехов иронически называл "Попрыгунью" - "маленьким чувствительным романом для семейного чтения",
в письмах, когда заходил разговор про "Попрыгунью", "не понимал", почему вдруг все "себя узнали",
он, мол, не про них писал...
Оскорблённый Левитан не разговаривал с Чеховым три года.
Помирились Левитан и Чехов только уже после 1894 года:
Левитан увлёкся тогда другой женщиной.
Софья Петровна прекратила с ним все отношения.
Софья Петровна Кувшинникова так и не простила Чехова, а может, просто не успела.
В 1900 году умер Левитан. Через год в 1901 - её муж Дмитрий Кувшинников.
А потом и Чехов - в 1904 году.
Сама она умерла, сгорев за три дня, в 1907 году, выхаживая знакомую девочку от дифтерита и заразившись от неё...
Левитан, Вечер на Волге:
Иллюстрации картин и фото - из свободного доступа