Что же делать «любителю»? Мысли археолога

топ 100 блогов starcheolog07.12.2013 Что же делать «любителю»? Мысли археолога 1

В обсуждении предыдущих постов (О "чёрной археологии"... и "Любители" и профессионалы...) был поставлен вопрос: Что же делать «поисковику», который хочет заниматься археологией в качестве хобби и не нарушать при этом закон?
На современном этапе для тех «любителей», которые руководствуются, прежде всего, интересом к истории и необходимостью охраны археологического наследия, есть несколько полностью легальных возможностей.

1. Выкинуть детектор и заняться изучением исторических и культурных памятников без металлопоиска и раскопок. Тысячи людей увлекаются историей и изучают историю своей страны (области, родного края, города, деревни и т. д.) и достигают в этом успехов. Почему же для человека, который говорит, что ему гораздо важнее поиск нового, изучение и сохранение исторического наследия и активный отдых, обязательно нужен металлодетектор - для меня загадка.

2. Присоединиться к археологической экспедиции в качестве волонтёра или сотрудника. Довольно много экспедиций, работающих практически во всех регионах страны, приглашают к себе добровольцев. Например, мы несколько лет активно привлекаем волонтёров для работы в экспедиции. Кто-то приезжает на всё лето, кто-то на месяц или неделю, кто-то приходит на раскоп на пару часов в день. Никогда ещё мы не отказывали желающим принять участие в раскопках. Больше того, несколько человек из тех, кто приехал к нам волонтёрами уже работают у нас как постоянные сотрудники, получают историческое образование и связали свою жизнь с археологией. В большинстве экспедиций отношение к добровольцам примерно такое же. Отличаются только условия, где-то (как правило, на юге) собирают деньги на питание и проживание, где-то (у нас, например) организуют питание и проживание за счёт экспедиции, кое-где даже платят зарплату. Если есть желание, то всегда можно найти приемлемый вариант и договориться (я последую совету Что же делать «любителю»? Мысли археолога _pg_ и несколько позже, обязательно напишу подробную инструкцию о том, как это сделать).

3. Работать с металлодетектором в археологических экспедициях в рамках существующей методики. Ни для кого не секрет то, что металлодетекторы активно применяют в археологических экспедициях. Однако их использование регламентировано и ограничено методикой, разрешающей использование детекторов при дополнительной проверка перебранного культурного слоя, предварительного обследование исследуемой площади без изъятия предметов из слоя и исследование полей сражений и распаханных участков памятников с обязательной точной фиксацией местоположения находок.

Участие большого количества добровольцев в таких работах может открыть совершенно новые возможности для изучения памятников. Есть несколько примеров широкого использования металлодетекторов при изучении археологических объектов. Из известных мне, назову археологические исследования на Куликовом поле (см. например В поисках Куликова поля и БЫЛА ЛИ БИТВА? УДИВИТЕЛЬНЫЕ НАХОДКИ АРХЕОЛОГОВ и в Суздальском Ополье. Из зарубежных примеров – исследования на поле битвы при Литтл-Бигхорн (популярные англоязычные статьи здесь и здесь).
В этих случаях проводимыми работами руководили профессиональные археологи. Находки и их взаимное расположение точно фиксировались на подробных планах. Одновременно изучался разнообразные сопутствующие материалы. Благодаря этим исследованиям было получено немало новой информации о событиях прошлого.
Вот именно в таких исследованиях необходимо большое количество участников, умеющих пользоваться металлодетектором. Именно они могут стать той сферой, где «любитель металлопоиска» сможет применить свои навыки. Могли бы они и участвовать в работах на городских раскопках, где тоже требуется применение металлодетекторов.

Однако, для совместной деятельности «любителей» и археологов есть несколько препятствий. Самое серьёзное из них – взаимное недоверие.

Неприязнь «копателей» к археологам основана, прежде всего, на том, что мы, как никто другой, стремимся к запрету этого «хобби», вред которого для нас очевиден. Эта неприязнь подпитывается огромным количеством мифов, которые генерируются и культивируются в среде металлодетектористов (например: все археологи сами торгуют находками и скрывают результаты работ, одиночные предметы и находки из пахотного слоя не информативны и не нужны науке, в музеях украли все подлинники и заменили их муляжами и т. д. и т. п.).
Почвой для этих мифов является полное незнание методики и принципов археологического изучения, организации деятельности экспедиций и музеев, системы контроля за археологическими исследованиями.

Археологи не доверяют «копателям» по одной причине – разрушенные памятники. Я сам видел десятки археологических памятников, разрушаемых в ходе металлопоиска. Я вижу, как люди, называющие себя «копателями выходного дня» торгуют археологическими артефактами. Вижу, как "копательское сообщество" защищает «поисковиков», пойманных на археологическом памятнике (и тоже называющих себя простыми любителями) и ищет юридические уловки, чтобы вывести их из-под ответственности. И именно поэтому, для меня любой человек с металлодетектором - недруг, прежде всего.
«Металлодетектористов» не берут на раскопки, потому, что у археологов нет уверенности в том, что «любитель» получив новые знания, не начнёт применять их в свободном поиске. Именно потому, что в среде любителей много «копателей» движимых азартом и жаждой наживы, специалисты стараются не раскрывать точное местонахождение археологических памятников (особенно отдалённых).

«Копательский кодекс чести» несовместим с «археологическим» в ключевых позициях. Основные из них:
- отношение к не выявленным археологическим памятникам (большинство копателей считают, что на памятнике, не занесённом в реестр, можно спокойно копать);
- отношение к находкам (металлодетектеристы хотят их оставлять себе, археологи считают необходимым передачу всех находок в государственный музейный фонд);
- методика работ (точнее отсутствие методики у «копателей», что приводит к утрате сопутствующей информации и разрушению археологических памятников).
Это тоже является препятствием к сотрудничеству.

Я соглашусь с тем, что в среде «металлодетектористов» есть довольно много людей, которыми движет, прежде всего, интерес к истории. Их и археологов могли бы объединить общие задачи, но этому препятствует взаимная неприязнь. Первый (но очень большой) шаг к её преодолению должны сделать именно «любители».
Почему не археологи? Потому что археологи, соглашаясь сотрудничать с незнакомыми им «металлодетектористами», рискуют всем: репутацией, открытым листом (то есть возможностью дальнейшей работы) и, что самое важное, сохранностью памятников. «Любитель» же, придя на раскоп, не рискует ничем.
Найти общий язык может помочь деятельность образуемых общественных объединений.

На мой взгляд, для преодоления взаимной неприязни общества, объединяющие «металлодетектеристов», должны дополнить сферу своей деятельности ещё несколькими аспектами:

1. Прописать в уставе обязательное соблюдение членами общества законодательства в сфере охраны памятников (что исключает т. наз. «свободный поиск») и организовать контроль над этим.
2. Повышать знания членов общества в сфере археологии. То есть, организовать библиотеку, в которой будет собираться вся доступная литература по археологии (прежде всего, по истории и методике археологии); собирать сведения о проводящихся археологических (и не только) выставках и научных конференциях для информирования членов общества и их посещения.
3. Начать мониторинг известных археологических памятников, периодически, по возможности, посещая их и отмечая изменения, и принимать меры для их защиты в случае угрозы разрушения. Заодно общество сможет самостоятельно собрать сведения о реальных причинах повреждения памятников.
4. Наладить связи с археологическими экспедициями и договориться о возможности участии членов общества в археологических исследованиях и раскопках. Это позволит «любителям» на деле познакомиться с археологами и поможет обеим сторонам избавиться от стереотипов.

Вероятно, эти предложения покажутся «любителям» довольно жёсткими, но именно они могут дать возможности для совместной деятельности по изучению и сохранению археологического наследия. Кроме того, они принесут реальную пользу, даже если не удастся достичь взаимопонимания. Металлодетекторы, при этом, скорее всего, придётся отложить в сторону и доставать значительно реже. Но то, что вы получите взамен, стоит того.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Год назад несовершеннолетняя Лена Майер-Ландрут, выигравшая накануне "Евровидение-2010" снялась в эротической сцене с 19-летним партнером, а сейчас собирается замуж за норвежского победителя прошлогоднего песенного конкурса Александра ...
Это заключительная часть. И она для меня куда более важна, чем начало моего рассказа. Я не большой любитель городов, поэтому места, которые я покажу сегодня, гораздо ближе мне по духу, чем лощёные Ницца или Монако. И для нас, жителей северных ...
Из книги Quackery: A Brief History of the Worst Ways to Cure Everything История шарлатанства - краткий обзор худших способов лечения от древности до наших дней Lydia Kang and Nate Pedersen. О ртути Препараты, содержащие этот металл, сотни лет считались эффективным методом лечения ...
Это фото разожгло нешуточные страсти в блогах и пабликах, на стенах и форумах, вообще в Рунете. Хотя, казалось бы, должно было вызывать мысли светлые и пробуждать чувства нежные. Но нашему человеку , только и дай, что уличить кого-нибудь в интернетной неправоте! Забудет он и о хлебе ...
Террористы пытаются убежать из Славянска - Тимчук. В районах Славянская, которые до сих пор контролируют вооруженные сепаратисты, происходит «экспроприаци » личного автотранспорта жителей города. Об этом сообщает директор Центра военно - политических исследований Дмитрий Тимчук. ...