Чтиво для снимающих пейзажи и немного о личных приоритетах в фотографии
muph — 03.06.2015
Мой виртуальный друг и успешный фотограф Евгений Тимашев
(в ЖЖ -
rezus) в
свободное от съемок и мастерклассов время пишет книги по пейзажной
фотографии. Буквально пару дней назад, на ночь глядя, я решил
полистать одну их них. В итоге зачитался, "проглотил" все три книги
залпом и улегся спать ближе к рассвету. И сегодня хочу вкратце
поделиться своими мыслями о прочитанном и увиденном (естественно,
они обильно иллюстрированы). Кроме того, всех любителей пейзажной
съемки, заинтересовавшихся книгами Евгения, ждет приятная
персональная скидка.
Оговорюсь сразу, что речь идет не о бумажных книгах, а о так
называемых электронных. По сути это обычный pdf-файл, который легко
откроется на практически любом компьютере. Безусловно, держать в
руках бумажную книгу гораздо приятнее, но увы. Таковы суровые
экономические реалии. Будем радоваться тому, что содержание в
данном случае существенно важнее формы.
Начал я с последней на сегодняшний день книги Евгения "Пейзаж в
темной комнате. Практическое руководство по обработке пейзажных
фотографий". Привожу аннотацию от автора: "В этой
небольшой книге я постарался максимально компактно описать свой
процесс обработки пейзажных фотографий. В 99% случаев использую
именно такой инструментарий, я покажу вам абсолютно весь свой
арсенал. Я привел несколько очень эффективных и универсальных
техник, работающих абсолютно для всех моих снимков. Тем не менее, в
книге нет полностью готовых рецептов, как сделать любую фотографию
лучше. Их не существует в принципе, потому что «лучше» для каждого
кадра свое. «Лучше» — это то, что помогает фотографии достучаться
до зрителя. Умение хорошо обрабатывать свои фотографии, безусловно,
должно быть у каждого серьезного фотографа. Но само по себе, в
отрыве от остального творческого процесса, оно не работает. Важна
лишь осознанность при съемке, ваше собственное фотографическое
видение. Именно оно помогает находить в природе удивительные вещи,
проживать вместе с ними истории и рассказывать своими фотографиями
об этом опыте."
Буду откровенен, как человек с кое-каким фотографическим опытом,
ничего нового для себя я в практической части этой книги не увидел.
Более того, о чем-то я и сам писал когда-то у себя в блоге. В
частности, о необходимости съемки в RAW, о яркостных масках и так
далее. Однако, умом я понимаю, что для менее подготовленного
читателя в книге могут найтись несколько крайне ценных практических
советов. По тому же сведению трёх экспозиций в одну, например. Меня
же куда более зацепили философские рассуждения автора о
необходимости обработки фотографий. Даже можно кое-что
законспектировать для веских ответов любителям
"естественности".
Следующая книга, которую я стал читать, это "Осознанный пейзаж.
Как создавать фотографии, в которых есть любовь". Тоже для
начала привожу информацию с сайта: "Эта книга получилась скорее
философской, чем прикладной. В ней нет каких-то четких алгоритмов,
пользуясь которыми можно делать хорошие фотографии. Как нет здесь и
каких-то тайных знаний, секретов. Нет, потому что их не существует
в принципе. Все, что нужно человеку для создания кадров, которые
цепляют — это фотоаппарат, фантазия и интерес. Камера — это ваш
инструмент. Фантазия — это то, что помогает вам разглядеть в
привычном мире что-то гармоничное, почувствовать что-то необычное и
поделиться всем этим со зрителем. А интерес — это тот локомотив,
который дает вам ежедневную мотивацию заниматься фотографией,
огромную веру в успех. Интерес дарит вам вдохновение, запрещает
придумывать себе отговорки и искать причину собственных ошибок
где-то на стороне".
Это действительно довольно глубокая философская книга с
рассуждениями автора о вдохновении, подражании, нарушении правил,
"ловле света" и так далее. На последнем моменте особенно заострю
внимание. Очень многие фотолюбители каждый раз неизменно
сокрушаются о том, что со светом не повезло и вообще всё плохо.
Евгений поднимает эту проблему и рекомендует... Впрочем, прочитаете
сами.
И, наконец, третья книга "Пейзаж в кадре. Как создавать хорошие
фотографии, не тратя деньги на оборудование". Самая первая
книга Евгений Тимашева, написанная в 2010 году. Аннотация:
"Если вы спросите меня, какой самый распространенный вопрос из
тех, что задают мне читатели блога, я без раздумий отвечу: «Какой
камерой вы снимаете?». Я очень хорошо понимаю почему этот вопрос
задается в первую очередь. Люди ищут причины собственных неудач,
или не достаточных успехов в фотоделе, и потребительская модель в
которой качество снимков напрямую зависит от стоимости фототехники,
очень удобна для них. Ведь согласно ей, все что нужно — это
накопить денег на дорогой фотоаппарат, и дело будет в шляпе. К
счастью, никакой связи между деньгами, потраченными на фототехнику,
и качеством фотографий нет. Все, что влияет на итоговый результат —
это собственное фотографическое видение каждого человека. «Пейзаж в
кадре» — небольшая книга о том, как научиться использовать это
видение при съемке пейзажа, как отыскать эмоции, настроение и как
передать их при помощи фотокамеры".
Эдакий сборничек развернутых советов по пейзажной съемке. Тоже с
удовольствием ознакомился, хотя некоторые вещи показались
очевидными. Но опять, уровень подготовки и опыта, у всех различен и
то, что кажется само собой разумеющимся для одного, может быть
абсолютно в диковинку для другого.
Любую из этих электронных книг вы можете приобрести на сайте
Клуба
пейзажной фотографии с 20%-ной скидкой. Для этого, при
оформлении заказа нужно ввести код купона "muph20" (без
кавычек).
И в качестве вывода из прочитанного. Пожалуй, сам я далек от тру
пейзажного фотографа. Я в жизни не смогу сидеть две недели на
берегу даже самого прекрасного горного озера в ожидании самого
фееричного света. Даже если свет будет идти за мной с отставанием
на день-два, скорее всего, я уйду или уеду дальше. Для меня, как
это я понял после прочтения этих книг, сами фотографии не являются
первичной целью путешествия. Скорее всего, это приятный бонус,
которые добавляет некоторой осмысленности перемещений и помогает в
будущем разбудить более яркие воспоминания. Я не парюсь, если закат
был так себе или я вообще на него опоздал. Да, если я нахожусь в
красивом месте, я обязательно заведу будильник, чтобы снять
рассвет, но, если он будет никаким, то я не буду считать поездку
испорченной. Как говорил один мой знакомый "Главное - движение, а
цель приложится!". Не будет света, больше проведу времени в общении
с женой, дочкой или друзьями, а несколько карточек на память
получатся так или иначе.
Кстати, а вот, кстати, давайте вместе расставим приоритеты.
Использование моих фотографий и текстов в любых СМИ, в печатных материалах и на любых сайтах, за исключением личных блогов и страниц в социальных сетях, ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Только после согласования со мной. Прочим копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная индексируемая ссылка на источник обязательна!