Чисто грузинский скандал
merienn — 10.05.2010 Для того, чтобы рассказать нижеизложенную историю, потребуется вначале загрунтовать холст и закрасить фон.Итак, Грузия начала 21 столетия.
Есть власти, есть православная церковь, есть население.
Население разное, большая часть из которого - в лоне православия, но активная паства - ну, никто не считал, допустим, - половина из всех православных.
Из этих активно воцерковленных и состоит общественное мнение - отчасти, конечно.
Если вы живете среди нормальных людей, то и верующие они остаются нормальными.
Теперь дальше.
Есть некоторая часть активной молодежи, которая яростно хочет жить в другой Грузии - не такой, как сейчас.
Процветающей, толерантной, независимой, но при этом проблемы видит не только в одном месте - снаружи, но и внутри тоже.
Среди множества проблем, висящих гирями на развитии страны, эти молодые люди видят менталитет - в том числе и идущий от православия, вернее - от людей, говорящих от имени православия.
И стараются изменить отношение своих же ровесников хотя бы к церкви - пересмотреть свою зашоренность, дремучесть и так далее.
До сих пор ничего, кроме скандалов и истерик, эти попытки не вызывали, что говорит о том, что:
- благими намерениями выстлана дорога в ад - сначала надо хорошо думать, а потом делать,
- самую хорошую идею можно навеки очернить выбором неудачного оратора.
Идем далее.
Нашелся некто Дейсадзе, воображающий себя писателем.
Написал книгу, которую назвал "Тайная вечеря" - но на грузинском игра слов дает возможность, поменяв одну букву, сделать название недвусмысленно оскорбительным.
Мы все с вами знаем примеры в истории мировой культуры, когда разные творческие личности использовали для воплощения своих замыслов религиозную тему, а сами пытались вскрыть язвы общества, допустим, или выразить страсти героев, и чаще всего реакция общества была агрессивной - зачем далеко ходить, когда есть Салман Рушди и его "Сатанинская поэзия".
Или книга Казандзакиса "Последнее искушение Христа", по которой Скорцезе снял фильм, и оба заслужили анафему Ватикана.
В университете имени Ильи Чавчвадзе ректор разрешил провести презентацию книги, собрались студенты, которые хотели обсудить достоинства или недостатки книги, и тут на сцене появились главные герои моего повествования - православные фашисты.
Это относительно недавно созданная организация, герб которой скопирован с государственных гербов некоторых стран - двуглавый орел, к примеру, - и они берут на себя роль полиции нравов.
Они устроили бучу в университете, раскидали студентов, угрожали всем, что противоречит православию.
Дальше.
В скандал вцепились СМИ.
На оппозиционное ТВ "Кавкасия" для участия в ток-шоу пригласили и этих бойцов, и журналистов. И там началась опять заваруха - в прямом эфире. Избили всех, до кого дотянулись, и теперь этот эпизод разросся до масштабов национальной драмы, потому что власти выступили и осудили, а патриархия молчит - никак не отмежевывается от фашистов, и это неприятно.
В нашей семье дети носят длинные волосы, драные штаны, растаманские шапки и вообще не очень вписываются в образ, диктуемый вот этими фашистами (простите, это именно фашисты и есть, и называть их по-другому неправильно).
Наши дети бродят по улице с гитарами и барабанами, интересуются всякими интересными вещами, которые могут показаться неприемлемыми с точки зрения православия, и за них немного страшно.
Самое главное вот что: книга, говорят, идиотская и никакой художественной ценности не несет. Она просто стала поводом для выступлений яростных защитников истинной веры и чистоты нравов.
Журналисты вякали что-то, что разговор должен был идти как раз о литературе.
Но это все наивно, я думаю.
Проблема все равно остается - этот дурак Дейсадзе и Теа Тутберидзе несколькими месяцами ранее своими действиями обрекли развитие общественного мнения на заморозку.
Есть неявная угроза "иранизации" общества - когда патриархальное общество реформируется, у него голова трещит по швам и страшно потерять себя и стать недостойным собственных идеалов. И тут любой, кто приходит с кличем - я вам покажу кузькину мать, вызывает симпатия и восхищение - да-да, нам нужна сильная рука.
А всякий, кто интеллигентно поправляет очки и взывает к свободе, терпимости и взаимоуважению, получает в глаз железным кулаком.
И есть еще один щекотливый момент.
Православная церковь - это единственный рычаг, на который по-настоящему можно нажимать на умы грузинской паствы благодаря единоверию из России. В умы внедряется мысль, что весь тлен, разврат и беззаконие - в Запада, а все сильное, настоящее и исконное "наше" - с Севера.
Я совсем не за разнузданность и вседозволенность, поверьте.
Я за то, чтобы в этой стране каждый мог делать все, что ему угодно в рамках закона, а все несогласные были несогласны опять же без рукоприкладства и агрессии.
И очень хочется, чтобы мельтешили не только эти активные дураки, а интеллектуалы и авторитеты, чтобы они тоже подали голос - не то фашисты могут завладеть всем пространством.
Прецеденты уже были.