Четыре пера: "Марш разбойников"
war_only — 16.04.2021 Рассказывает юзер major-colville, все части можно найти здесь.Оказывается, существует еще один фильм, который некоторые считают вариацией по мотивам романа А. Э. В. Мэйсона «Четыре пера» (1902) — «Марш разбойников» (1953).
Итак, конец XIX века. Время определяется по портретам на стенах – у англичан еще королева Виктория, в России уже Николай II – 1894-1901г.
Коварные шпионы, заметая следы, подбрасывают улики невиновному главному герою – капитану Дайэну Ленбриджу.
В этой сцене раскрывается смысл названия фильма. «Марш разбойников», позорный марш, марш изгоев — его играли во время церемонии отставки без почета, позорного изгнания провинившихся солдат (а также маркитанток, проституток и т.п.). Гражданская казнь на военный манер. Во время торжественного построения всего полка под эту печально-издевательскую музыку с главного героя срывают погоны, срезают полковые пуговицы, снимают мундир и шлем, ломают об колено шпагу, а затем конвоируют за пределы части. В одной из серий исторического реалити-шоу «Армия плохих парней» показан солдатский, более народный, вариант «выбарабанивания» из полка – с провинившегося срывают одежду (сдай все казенное!) и голым, под улюлюканье, насмешки и издевательства, буквально выпинывают за ворота.
Бывшему капитану грозит тюрьма, но ему помогают скрыться, под чужим именем он вынужден вести жизнь простолюдина. Но от себя не сбежишь, да и гражданская жизнь — это невыносимо.
В конце концов, он записывается под чужим именем в другой полк рядовым солдатом. В этом фильме реалистично показано, что образованному и благородному человеку инкогнито сохранить не удастся — возможно это камушек в огород классического романа и экранизаций...
И сержанты, и сослуживцы моментально распознают в «Симмсе» джентльмена в стеснённых обстоятельствах, скорее всего, бывшего офицера. Излишне культурная речь и манеры, идеальное знание службы. Один, забываясь, даже обращается к нему «сэр». Сержант называет его «джентльмен-рэнкер» (т.е. дословно рядовой, у Киплинга есть одноименное стихотворение на эту тему). Некоторые дразнят «ваша светлость» и высмеивают его произношение и манеры.
С другой стороны, он исправно тянет лямку (ну разве что неправильно пригоняет ремешок своей фуражки-«таблетки»), готов если надо и помочь неопытному товарищу, и дать в морду обидчику. А главное, бьет без промаха по мишени – а что еще нужно в армии?
Вскоре полк отправляют в Индию, где на Северо-Западной границе главный герой совершает множество подвигов, всех спасает, а тем временем командование узнает про настоящего предателя. Ленбриджа оправдывают, и братья-офицеры с восторгом принимают невинно пострадавшего героя обратно в свои ряды. Он ведет к алтарю невесту.
Итак, действительно, общая идея – возвращение Чести - схожа с «Четырьмя перьями», хотя многое и отличается. Главное, это даже не замена Судана на Индию. Обвинение в предательстве жестче, чем неофициальные упреки в трусости. Но с другой стороны, у Мейсона Гарри Февершем действительно отчасти виноват, как впрочем, и его обвинители, да и вообще больше психологии, а здесь упор сделан на козни врагов и безвинно пострадавшего.
Если говорить об изображении униформы, снаряжения и деталей военного быта, то фильм крепкий середнячок. Все снято с размахом, массовка большая – балы, парады, проводы войск, индусы, пуштуны, горные бои… Форма достаточно многочисленна, разнообразна и узнаваема. Мы видим именно Британскую армию конца XIX века, а не какую-нибудь другую или абстрактно-вымышленную (бывают и такие фильмы). В глаза бросаются довольно интересные и характерные вещи, вроде кольчужных погон, малиновых офицерских и сержантских шарфов, белой «индийской» формы помимо кителей хаки и традиционных цветных, различные головные уборы, реалистичные кокарды…. Но более подкованный и внимательный зритель заметит множество ошибок, несуразностей, самоделок и нестыковок.
Поддержана и традиция вымышленных полков при экранизации романа Мейсона.
Капитан Ленбридж служит в вымышленном Королевском Мидлендском фузилерном полку.
Мидлендс – регион, охватывающий центральные графства Англии вокруг Бирмингема. Исторически существовал территориальный Западно-Мидлендский полк, но в 1999-2007гг. Создатели фильма могли слышать про канадский Мидлендский полк времен Второй мировой войны, но, скорее всего, взяли просто одно из географических названий и прибавили звучный титул фузилеров. Тем более, что на съемках присутствовал настоящий королевский фузилер…
Отец исполнителя главной роли Питера Лоуфорда был настоящим боевым генералом. Сэр Сидни Тьюринг Барлоу Лоуфорд, рыцарь-командор ордена Британской империи, закончил Сандхерст в 1885г. и вышел в Королевские фузилеры (города Лондон полк). Воевал в англо-бурскую (в 1902г. получил звание бревет-подполковника, т.е. повышение за отличие) и Первую мировую войну, где командовал 41й дивизией, бывал в Индии. Дослужился до генерал-лейтенанта и вышел в отставку в 1926г. Фельдмаршал Дуглас Хейг вспоминал про Лоуфорда: «Я был с ним в Сандхерсте, ... хотя и не наделенный выдающимися способностями, он был храбрым и упорным бойцом». Сослуживцы звали его «Щеголь Сид», потому что он всегда выглядел безупречно и по уставу, носил все награды. В общем, настоящий генерал Февершем!
После войны старый солдат доказал, что знает и слова любви. В 1923г. у 58-летнего генерала родился сын Питер… а матерью была жена одного из его офицеров, что повлекло двойной развод – и самого генерала, и того подполковника. Родители будущего знаменитого актера и зятя президента Д.Ф. Кеннеди обвенчались, когда ему был уже один год, после улаживания всех формальностей. Уже в глубокой старости генерал снимался в эпизодических ролях в фильмах своего сына, например, в «Портрете Дориана Грея» (1945). Есть он и в этом фильме, в роли генерала — председателя суда.
Ярким отличием фузилерных полков была меховая шапка с кокардой в виде пылающей гренады, но ниже и менее красивая, чем знаменитые медвежьи шапки Гвардии. На практике офицеры делали их повыше и мех подлиннее, исправляя подобную «несправедливость».
К сожалению, в фильме нет положенных фузилерам меховых шапок. Внешний облик солдат и офицеров соответствует скорее обычному пехотному полку.
Петличный знак рассмотреть на таком качестве трудно. Самое близкое и похожее — роза Восточно-Ланкаширского полка (и все равно сверху виден какой-то лишний элемент).
Под именем Гарри Симмса главный герой становится стрелком роты «С» 1го батальона вымышленного Королевского Южнобережного Стрелкового полка.
Хорошее решение сценаристов и костюмеров — внешний вид стрелков сильно отличается и разница хорошо заметна зрителю, визуально деля этапы службы персонажа. Перейдя он просто в другой пехотный полк «красномундирников» такого эффекта не было бы. Но...
Головным убором стрелковых полков была меховая шапка характерной формы — басби. В фильме она видна на одном из членов суда - а на всех не хватило.
Другая серьезная ошибка – в таком полку должно быть черное снаряжение. Это давняя традиция стрелков и егерей, и не только в Англии.
Эмблемы, похоже вымышленные, но достоверные — традиционный стрелковый охотничий рожок с короной, шифровка SCR на погонах.
Южный берег – довольно распространенное в исторической географии название и есть практически в каждой стране. Но, среди прочего, так иногда называют Южную Калифорнию, где как раз находится Голливуд. Скорее всего, именно эта этимология наиболее логична. Были еще шутливые термины «Голливудский полк» и «Голливудский радж» - так называли британских актеров, снимавшихся в фильмах на имперскую тематику, и, кстати, часто имевших реальный армейский опыт. Стрелки Южного берега, как мне кажется, шутка-пасхалка из этой же серии.
Бои с пуштунскими племенами на СЗГ сняты с размахом. Британские солдаты исторически достоверно перебегают ровными цепями и стреляют залпами.
|
</> |