Черногория: Свети Джордже и Госпа од Шкрпела
krasavchik — 03.04.2013
Черногория – самая моя любимая иноземная држава. Государство то
бишь по-сербски. Я влюбился в эту страну лет десять тому назад и с
тех пор ей не изменяю. Природа, кухня, люди. Сложно сказать, что
мне больше всего нравится в этой стране.
Сербско-хорватский язык, к коему относится и черногорский диалект, разошелся с русским полторы тысячи лет тому назад. Все время поражался тому, насколько языки мало изменились относительно друг-друга. Черногорца, говорящего на своем, можно понять совершенно спокойно. Ну, процентов на 85 – точно. Если размышлять быстро, можно понять о чем речь, даже если слово, вроде как, незнакомое. Например «добро»- хорошо, «лепо» - красиво, «улаз/излаз» - вход и выход, «возило» - машина» т.д. В черногорском языке есть немало смешных для русского уха слов:
1. Пуковник - полковник;
2. Позор – внимание;
3. Хреновки - сосиски;
4. Заедница - очень смешное слово, однако значение у него скучное — «сообщество»;
5. Нильский конь - бегемот;
6. Морский пес - «акула» (представляю, как черногорцы кричат вдогонку акуле — «ах ты, морской пёс!»);
7. Рибля чорба - просто «уха»;
8. Живот - «жизнь» (помните в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» царь говорил: «У, любострастный прыщ, живота или смерти проси у боярыни!»);
9. Лаж – «ложь» (Если кто-то лажает, значит, обманывает!);
10. Матерни език - «родной язык», т.е. язык, которому научила мать (непонятно, почему у нас эта фраза приобрела другое значение!);
11. Я шетам - означает не то, что я где-то шатаюсь, а совершенно безобидное «я гуляю»;
12. «Прохуяли са вихором» - только не подумайте, что я тут нагло матерюсь — это всего лишь название книги «Унесенные ветром»;
13. Понос – «гордость»; пр.: «я сам поносна девойка» – означает «я гордая девушка»;
14. Я сам крив — означает не то, что ты кривой, а просто что ты в чем-то виноват;
15. Човек - человек; вероятно, отсюда мы имеем слово «чувак»;
16. Позориште - совсем непозорный «театр»;
17. Будала – просто «дурак»;
18. Храна - «еда»;
Впрочем, пост мой сегодня не о черногорской лексике. Я хочу поделиться с вами своими фотками двух очень колоритных островков в Бока-Которском заливе, крупнейшей бухте на Адриатическом море, окружённой территорией Черногории, а также Хорватии. Иногда Которский залив называют самым южным фьордом Европы, однако данное утверждение неверно — залив представляет собой погрузившийся в море речной каньон.
Скалистый и покрытый растительностью остров Sveti Djordje (Свети
Джордже) возник естественным путем. Он творение природы, чью
красоту дополнила человеческая рука. В частности он известен тем,
что постоянно подвергался каким-то несчастьям: землетрясения,
пожары, оккупация – все это выпало на долю маленького острова
напротив города Пераст. Но еще больше он знаменит благодаря могилам
капитанов, похороненных здесь, среди которых и могила знаменитого
учителя русских моряков Марко Мартиновича. Отсюда второе название
этого места – Остров Мертвых. На нем еще в XI в. было основано
бенедиктинское аббатство Святого Георгия, которого Сербская
православная церковь называет Святым Джордже – отсюда и название
острова. В окружении столетних кипарисов здесь сейчас стоит
каменная церковь.
С этим островом связана трогательная легенда. Французы превратили его в крепость, которую в 1813 г. захватили жители Пераста. И офицер, которого звали Слович, получил приказ стрелять по крепости из пушек. Приказ он выполнил, но при этом один из снарядов случайно попал в дом, где жила девушка, которую он любил. Его любимая нашла свою смерть среди развалин. Когда Слович узнал, что сделал, раскаяние и любовь привели его на остров, где он остался, чтобы провести остаток своих дней в тени своей большой несбывшейся любви. Похоронен Слович был рядом со своей любимой, со смертью которой он так никогда и не смог свыкнуться. Их могила до сих пор находится под сенью кипарисов. Считается, что именно этот остров вдохновил швейцарского художника Арнольда Бёклина, который создал знаменитую картину «Остров мертвых».
На этот остров, вероятно, из-за его трогательной красоты чаще всего приезжают молодые и влюбленные.
Маленький, но очень важный для черногорцев – остров Gospa od
Skrpjela (Госпа од Шкрпела) – Богородицы на Рифе, или остров
Богородицы Скал, в зависимости от перевода.
Остров Госпа од Шкрпела – творение не природы, а человеческих рук. Вокруг одного утеса, который был едва виден во время самых крупных отливов, жители Пераста топили свои старые корабли, плененные турецкие галеры и пиратские корабли, заполненные камнями. К 1663 г. здесь было затоплено более сотни парусников. На морском жаргоне такой утес называется «шкрипио». С ним связана старинная легенда: в XV в. двое моряков спаслись от шторма, будучи выброшенными волнами на этот риф. Пережидая ненастье на этом маленьком острове, они нашли икону с ликом Богородицы, и в ее честь на острове в XVII в. была построена церковь Госпа од Шкрпела с ризницей и колокольней. Внутри эта во многом уникальная церковь была расписана на рубеже XVII и XVIII вв. в стиле барокко мастером Трипо Коколем из Пераста. В церкви хранится и икона Богородицы в готическом стиле работы которского иконописца XVI в. Ловра Маринова Добричевича, а также великолепное собрание из 2000 серебряных пластин с изображением знатных семей Пераста XVII и XVIII вв.
Специальный ритуал, фашинада, представляющий затопление кораблей, превратился в национальный обычай, сохранившийся до наших дней и являющийся красочным представлением и отличным развлечением для туристов.
Каждый год 22 июля ранним вечером с берега отправляются богато украшенные средиземноморскими цветами корабли, полные камней, которые затем выгружаются вокруг острова. По старым морским обычаям, на кораблях одни мужчины, в то время как женщины машут им руками и подбадривают с берега.
В небольшом музее при церкви помимо многочисленных картин, оружия, старинной мебели и посуды хранится и уникальный гобелен, изображающий икону Богородицы од Шкрпела.
Этот гобелен из золотых и серебряных нитей в середине позапрошлого века плела местная жительница Гиацинта Курнич, работавшая над ним 25 лет и ослепшая сразу после его завершения.
Гиацинта, как Пенелопа Одиссея, проводила своего любимого в море и, ожидая его возвращения, начала плести гобелен. Волосы Богородицы и ангелов вокруг нее она плела из собственных волос. Годы шли, любимый не возвращался, а у Гиацинты прибавлялось седых волос.
Потому и волосы некоторых ангелов на гобелене – серебристого цвета. Гобелен Гиацинты стал апофеозом жизни жены моряка, ждущей своего мужа, и бесценным произведением искусства, неизменно привлекающим внимание туристов.
В эту маленькую церковь и по сей день приезжают верующие. Говорят, что особенно помогает Пресвятая Дева молодоженам, которые здесь венчаются и приносят в дар самые красивые цветы.