ЧЁРНЫЕ КОРОЛИ КОНГО. ОТСТУПНИЧЕСТВО И РАСКОЛ

топ 100 блогов roman_rostovcev21.03.2021

Около июля 1491 г. Руй ди Соуза отплыл в Португалию, увозя с собой посла короля Конго Педру (племянника короля) с женой и несколько молодых знатных баконго. Обращение состоялось и королевство Конго вошло в круг католических держав Запада. Период правления Жоау II и Мануэла I Счастливого в Португалии, ознаменованный многочисленными открытиями в Старом и Новом Свете, в том числе и проникновением в бассейн Конго, был кульминационным пунктом развития португальской монархии. В то же время этот период характеризовался все возраставшим соперничеством с Испанией, к концу XV в. завершившей реконкисту, объединенной под властью «католических королей» — Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской — и вступившей в свою очередь на путь географических открытий.

ЧЁРНЫЕ КОРОЛИ КОНГО. ОТСТУПНИЧЕСТВО И РАСКОЛ

Королева Изабелла оказала поддержку Христофору Колумбу, стремившемуся найти кратчайший путь в Индию. Именно она взяла на счет кастильской короны все расходы по снаряжению экспедиции Колумба, собираясь заложить собственные бриллианты, «если средства казначейства окажутся недостаточными для покрытия расходов». Успех экспедиции Колумба, неведомо для себя достигшего островов Америки, послужил толчком ко все новым и новым открытиям испанских мореходов. Результатом этого было обострение испано-португальских противоречий. Сам факт открытия Америки генуэзским моряком, состоявшим на испанской службе, был для Португалии неожиданным и тревожным. Испания нарушила все предыдущие папские буллы, отдававшие Португалии права на новые земли и на обращение в христианство их населения. Однако ей пришлось примириться с возрастающим могуществом Испании.

 Изменившееся соотношение сил обеих стран на международной арене было закреплено буллой папы Александра VI от 14 мая 1494 г. Эта булла разграничивала сферы деятельности Испании и Португалии, давая португальским королям права на все земли, которые будут открыты к востоку от меридиана, проведенного через Азорские острова, а испанским монархам — право на все земли к западу от этого меридиана».Таким образом, королевство Конго и близлежащие земли попадали в сферу влияния Португалии. Отныне она рассматривала Конго как свое потенциальное владение, однако не стремилась на первых порах к прямому захвату страны.

Продолжался обмен посольствами и отправка из Конго юношей для обучения в Португалию. Посол Педру и его спутники вернулись в Конго вместе с португальской экспедицией, везшей португальское посольство во главе с Жоау Суаришем около 1494 г.

 Между тем в Конго после первых и быстрых успехов португальцев начали преследовать неудачи. Наиболее крупной и неприятной из них было отречение Жоау I (Нзинга а Нкуву), короля Конго, от христианства и возвращение его к традиционным культам.

Отрекшись от христианства, король отослал Аффонсу, своего наследника-сына и истинно преданного католика,  в провинцию Нсунди и вместе с ним не только миссионеров, португальцев, но и всех знатных баконго, принявших крещение, в том числе и вернувшегося из Португалии своего посла Педру. Эти события имели место, по-видимому, к началу 1495 г. Вот как их описывает автор «Истории королевства Конго»: «Он отослал Аффонсу в качестве правителя в Нсунди и с ним всех миссионеров (братьев) и мирское духовенство и португальцев, которых Руй ди Соуза оставил в Мбанза-Конго... всех фидалгуш, получивших святое крещение».

 С 1495 г. центр христианской религии переместился из Мбанза-Конго в Мбанза-Нсунди, столицу провинции Нсунди.
В документах, оставленных Аффонсу, имеется ряд указаний на то, что именно сюда, а не в столицу Конго направляет миссионеров новый король Португалии Мануэл I Счастливый. Эти документы: «Манифест, или официальное послание, короля Конго Аффонсу главным господам своего королевства» и «Послание о гербе», который король Португалии даровал правителю Конго. Оба документа датируются 1512 г. В последнем Аффонсу пишет: «Царствующий король Дом Мануэл, наследник вышеуказанного короля Дом Жоау II Португальского, присылал нам несколько раз служителей религии».

 Когда Аффонсу удалился в провинцию Нсунди (к началу 1495 г.), ему было около 35 лет. Дружба Аффонсу с миссионерами и усердие в делах веры были не случайны: он твердо знал, что португальцы не оставят его без помощи в борьбе за престол, которая предстояла ему после смерти отца. Упорная привязанность Аффонсу к новой вере и ее проповедникам привела к тому, что он и его приверженцы стали предметом неприязни и придворной знати и народа. Он сам пишет об этом в одном из своих писем: «Удалившись от ошибок идолопоклонства, в которых жили до сих пор мои предки, я сохранил истинную религию... Храня ее и следуя ей согласно наставлениям миссионеров (служителей религии) и португальцев, верных христиан, я подвергался большой неприязни со стороны короля, моего отца, грандов королевства и их людей».

Нсунди становилось маленьким государством в государстве, со своими законами, своей верой. Аффонсу ревностно насаждал христианство, угрожая смертью всякому, кто сохранит в своем доме предметы древнего культа. Нзинга а Нкуву принял решение сместить сына с поста, занимаемого им, и послал к нему вестника с приказом явиться в столицу. Но Аффонсу не опешил повиноваться. И народ и знать не сомневались, что предстоит гражданская война, более ожесточенная, чем обычное соперничество претендентов на престол.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
вчера и сегодня разговаривали с клиентами о красоте. И я тут внезапно поняла, что то, что с нами происходит в обществе, это нечто прекрасное. На самом деле было бы круто, если бы конкурс красоты выглядел так: стою, например, я, мой тренер, Татьяна Викторовна, допустим, Оля Свешникова, Ира ...
Остров Санторини Греция ...
Чтобы снизить градус страстей в журнале, хотела написать что-нибудь о котиках или лютиках-цветочках. Но жизнь тут же подкинула сюжет, и я не могу удержаться. 16 ноября депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга одобрили в первом ...
Бывший адъюнкт - профессор Университета St. John теперь судится с этим ВУЗом, утверждая, что его уволили несправедливо. Бывший офицер полиции Ричард Тейлор, 46 лет, был адъюнкт-профессором истории в колледже, где он преподавал курс о Колумбийском обмене, который включал движение растений, ...
Многие товарищи неоднократно спрашивали меня: а отчего, собственно, "полковник", и почему именно "Сэм Ньюберри"? Спрашивали - отвечаем. Правда, поэтапно - по ряду причин. Кстати, надо бы тэг специальный завести, что ли, а то у посетителей и другие вопросы, помнится, возникали из разряда "к ...