Черная пятница российского виноделия
daily_winegraph — 16.10.2017В 2017 году за весь год только раз из двенадцати возможных совпали 13 число месяца и пятница - 13 октября.
За "пятницей 13-е" с конца XIX века закрепилась "дурная слава" дня особых неудач. История говорит нам, что прекрасный итальянский композитор Джаккино Россини, автор "Севильского цирюльника", как многие итальянцы "считал пятницу днём неудачи, а тринадцать — числом неудачи, примечательно, что умер он в пятницу, 13 ноября".
Видимо, что-то особое в этом дне действительно есть - в то время как участники ежегодного саммита российских виноделов, проходящего на берегу озера Абрау, заканчивали свои финальные приготовления к приему на своих стендах субботних гостей и посетителей для знакомства со своими винами, судьба уже простерла над имиджем всего российского виноделия свою черную руку: жюри винодельческого конкурса подвело итоги "слепой" дегустации всех поданных на конкурс образцов и было готово огласить результаты.
А что же такого кроется в этих результатах? На первый взгляд ничего особенного: судейская коллегия попробовала около 200 образцов вин, произведенных на винодельнях находящихся в России и выбрала победителей в шести категориях - "Лучшее сухое белое вино", "Лучшее сухое красное вино", "Лучшее игристое вино, произведенное классическим методом", "Лучшее игристое вино, произведенное резевуарным методом", "Лучшее ликерное вино" и "Лучшее вино из автохтонного (российского) сорта винограда".
Результаты в некоторых категориях оказались поразительными и фантастически обескураживающими для всего винодельческого и экспертного сообществаю Если в категории "Лучшее белое вино" и "Лучшее игристое вино, произведенное классическим методом" победу одержали давно известные и пользующиеся уважением "Шардоне 100 оттенков белого" винодельни Фанагория и "Темелион брют урожая 2012 года" винодельни Лефкадия, то результаты остальных категорий повергли специалистов в состояние близкое к изумлению.
Начнем с категории "ликерных вин" - здесь не было присуждено ни одной "золотой" медали, а Гран При разделили между собой вина "Дербентское золотистое" урожая 1995 года от Дербентского коньячного завода и "Портвейн Севастополь" урожая 1994 года винодельни Инкерман. Казалось бы - в чем проблема? Отличные вина, действительно интересные и яркие. Но!
Конечно, куда же без "но!" - оба вина были произведены более 20 лет назад. Более молодые вина от виноделен "Массандра", "Солнечная долина", "Кубань-Вино" получили исключительно скромные по мировым меркам оценки от 82 баллов (удовлетворительно) до 86 (неплохо) из 100 возможных. Не "исключительно", не "отлично" - просто "заурядно". Таких вин на мировом рынке можно найти бесконечные гигалитры. То есть, за последние 20 с лишним лет в том, чем российское виноделие традиционно гордилось - десертных винах, не было сделано НИЧЕГО, что заслуживало бы оценки более высокой, чем "неплохо"?
Но это только начало пятничного хоррора.
Следующей категорией идет раздел "Лучшее сухое красное вино России". Триумфатором этой категории стало вино "Достойный Классик" урожая 2016 года от винодельни "Юбилейная". Это крупное, динамично развивающееся хозяйство, которое за последний год-два стало широко известно в среде любителей вина за свои вина "бюджетного сегмента" - бутылки этого хозяйства на полках магазинов имеют ценники от 300 до 500 рублей в зависимости от уровня и магазина. Это аккуратные, честные, по большей части простые молодые вина, технологичные, выразительные, не претендующие на какую-то особую глубину и сложность. Сорт Достойный - это сорт российского происхождения, выведенный Анапской зональной опытной станцией виноградарства в советские времена путем скрещивания сортов Филлоксероустойчивый Джемете и Мускат Гамбургский. Первый из этих сортов - безродный сеянец неизвестного происхождения, про который хотя и утверждается (без серьезных к тому оснований), что он является сортом благородной европейской винной лозы, но внешний вид винограда не исключает присутствия в родословной и других видов. Второй сорт и вовсе является прямым потомком Муската Александрийского, ароматического сорта винограда, и мало где в мире считается ценным и интересным сортом. Вы справедливо возразите мне - "ну и что, что сын неблагородных родителей, мало ли история знает гениев из таких семей"?
И вы, возможно, были бы правы, если бы я много раз за последние годы не пробовал этого вина. Как и вся линейка винодельни "Юбилейная" это чисто сделанное вино, без дефектов, без каких-то серьезных технических претензий, но это простое, повседневное вино, хорошее, но повседневное. Такие вина на жаргоне винных специалистов относятся к категории "отлично вечером котлету запить!". Никаких претензий. И вот это вот вино получает от исключительно уважаемого международного жюри титул "Лучшее красное вино России 2017 года". Вино за 300 рублей, прекрасно!
Но тут вы должны спросить меня - а как же "Каберне Совиньон" от хозяйства Дивноморское, цена которого на полке минимум в пять раз выше, за что? А "Саперави 100 оттенков красного" от Фанагории, которое недавно триумфально праздновало свое награждение 95 баллами от британского журнала Decanter и которое нельзя купить дешевле 1500 рублей - это что, обман? И если обман - то где? Там или тут?
Однако высшей точки изумление части экспертного сообщества достигло в момент объявление лауреата в номинации "Лучшее игристое вино, сделанное резервуарным методом". И было от чего волосам на голове встать дыбом - высший балл и кубок "Гран При" получило вино "Российское шампанское брют Традиционное" производства компании "Игристые вина" из города Санкт-Петербург!
Вы когда-нибудь прогуливались по Невскому или Литейному? Наверняка, да. А видели ли вы на них виноградники? Наверняка, нет. А знаете почему? Потому что их там нет! Виноградников нет, а вино - есть! Откуда?
Ларчик открывается просто - современные технологии производства и транспортировки вина позволяют привезти цистерну готового вина из любой точки мира в любую другую при этом практически не испортив его и даже не ухудшив существенно его качества. После этого, в точке назначения, достаточно только "доработать" привезенное вино на свой вкус (в нашем случае - подвергнуть вино второму брожению для шампанизации) и разлить по бутылкам. Чем давно и в разной степени успешно занимаются Санкт-Петербургский, Московский, Минский и прочие заводы шампанских вин, находящиеся в городах-миллионниках. Хорошо, но в чем же претензия к лауреатству такого вина? Нет, к нему нет никаких претензий - виноделов и технологов "Игристых вин" можно только поздравить, а вот к остальным винодельням Ростовской области и Краснодарского края есть вопросы - "Дорогие друзья, а чем вы занимаетесь?".
Золотая балка, Фанагория, Кубань-Вино - питерское предприятие привозит через пол-света готовое вино, за 25 дней "доводит его до ума", льет в бутылки и выигрывает Гран-При конкурса. А еще одним своим вином входит в медальную зону. Результаты конкурса, выраженные в баллах высокого (а оно действительно очень высокое и уважаемое) международного жюри, говорят нам, что вы, похоже, делаете что-то не то. Наличие собственных виноградников, современнейшего оборудования, мистического "терруара" и "многолетних традиций виноделия" почему-то вам не помогает. В чем дело?
Не дает ответа.
Подводя итоги можно сказать только одно - результаты данного конкурса поставили перед российскими виноделами ряд серьезных вопросов, на которые даже у меня, как у человека знающего особенности национального виноделия лучше многих других, нет ответа. Что происходит, черт побери? Что вы скажете в защиту своей репутации?
|
</> |