Черкесский вопрос
m_simonyan — 10.04.2011 Ребята монтируют второй выпуск программы, а я, тем временем, разбираю критику первого. Была ожидаемая критика по делу – за ляпы по монтажу, режиссуре и общую «рваность» картинки. Была ожидаемая «я ненавижу эту страну - здесь вонища и мгла - Госдеп и ЦРУ придумали в Кремле, чтоб душить народ – это моя точка зрения, и я выражаю ее громко и жестко – а если у кого другая точка зрения и тоже желание ее выражать, то она пропагандистка и дура».Но была и неожиданная реакция – вот о ней подробнее.
По всей видимости, моя программа задела национальные чувства черкесов – от простых блоггеров до президента Адыгеи. Мне очень жаль, если это так. Эпизод про черкесов ни одним словом не показался обидным или пренебрежительным ни мне, ни коллегам, читавшим текст. Но ни я, ни коллеги – не черкесы. Возможно, мы чего-то недопонимаем. Я отношусь с огромным уважением к истории черкесского народа (впрочем, как и любого другого народа). Никто не подвергает сомнению тот факт, что Сочи и окрестности – это земли, на которых жили черкесы задолго до русских, армян, греков и т.д. Еще десять лет назад я делала большой материал о черноморских черкесах – шапсугах – о том, как они пытаются сохранить свою культуру и язык, об их трагической истории, об убыхах, вычеркнутых из международных списков этносов – и долго билась со своей тогдашней редакцией, чтобы поставить этот материал в эфир.
Но в моей программе речь не о трагической судьбе черкесов. Речь о международном лицемерии, об омерзительных для меня попытках раскачивать то одну, то другую нашу внутрироссийскую национальную лодку, прикрываясь заботой о малых этносах. Мне отвратительны кровавые организации, где седовласые ханжи с восьми до пяти щебечут о высоком и раздают юношам грамотные буклеты, зная, что завтра они возьмутся за автоматы. Мне неприятны бывшие сотрудники ЦРУ (а гость в моей программе начинал карьеру именно там, что ясно указано во всех его биографиях), со скорбным лицом рассуждающие о судьбе народа, чье название они впервые услышали позавчера. Я знаю, что все это – настоящая, продуманная, преднамеренная антироссийская деятельность, а не бредовые фантазии патриотов-политиканов. Это не значит, что у политиканов нет бредовых фантазий. Есть. Но конкретно вот это – не фантазия, а чистая правда. Впрочем, это другая тема – длинный получится пост, так что в следующий раз. Суть в том, что эпизод с черкесами был, собственно, об этом. Именно это в нем увидели и те, кто меня поддержал, и те, кто обвинял в общей антиамериканской риторике. Но уж никак не в античеркесской.
Я искренне не понимаю, что в моей программе могло обидеть черкесов. Но если я
этого не понимаю, это не значит, что этого не было. Мы все время спорим на похожую тему с моей родней. Я сама – бесповоротно обрусевшая армянка, но среди моих родственников много людей, которые чувствуют себя сначала армянами и только потом – россиянами. И вот я часто не понимаю, что именно их обижает и расстраивает.
Расскажу одну грустную историю. Год назад со мной перестала общаться одна женщина, член нашей семьи, очень близкий, родной человек. Она прочитала только что вышедшую мою книгу и позвонила мне, чтобы сказать, что она от меня отрекается. Она знала меня с пеленок и любила, как родную дочь, но отреклась от меня потому, что моя книга показалась ей оскорбительной по отношению к армянской церкви. Я перечитывала книгу сто раз (не говоря уже о том, что ПИСАЛА ее), и так и не поняла, что моя родственница имела в виду. Да и как вообще я могла бы написать что-либо оскорбительное о религии собственного народа, учитывая, что я сама воспитана в григорианской вере. И тем не менее – что-то, мне неведомое, ранило близкого мне человека так, что она предпочла вычеркнуть меня из своей жизни.
Видимо, дело в том, что я, в первую очередь, ощущаю себя частью большой страны, великой России. Поэтому мне сложно до конца понять чувства того, кто, в первую очередь, ощущает себя частью малого народа с трагической судьбой. Если я задела чью-то национальную боль, мне очень жаль. Поверьте, непреднамеренно.
|
</> |