Чему нас учили на историческом факультете :)

топ 100 блогов sister_len27.01.2016 Помнится обещала я рассказать чему нас учили в институте :)
Хоть пединституты и не пользуются любовью и популярностью (как с удивлением я узнала не так давно), но я хочу сказать, что нам повезло. Я поступила учиться в рамках экспериментальной программы, которую, как я предполагаю, составляли увлеченные именно историей люди (а не педагогикой), поэтому акцент был смещен на предметы исторические. Поступать я решила из-за обещанной истории религий (которая на тот момент была предметом удивительным  и редким) и москвоведения. Хочу сказать - не промахнулась :)
Вообще предметов было  множество. Конечно, великие педагогика и история педагогики имели место быть, ну и методики немного перепало, но про них рассказывать не интересно, а про остальное расскажу  :)
Про педагогику скажу одно - это моя единственная тройка в дипломе :)) Я и этот предмет вещи категорически несовместимые, как оказалось. Почему? Потому что очень много воды, которая из моей головы утекает :) И много штампов, которые тоже во мне плохо приживаются. Хотя, грех жаловаться, временами мы весело просодили время на педагогике, распевая песни под гитару :)) Наверное, и педагогиня наша понимала, что все нужное нам расскажут на метожике преподавания :) А вот по истории педагогики была зверь! Она всех жаждала загрызть за Яна Амоса Каменского :))) Мы его звали просто Ян Понос  Каменский и тихо посмеивались, ощущая себя как минимум святотатцами :)))
Ну да ладно, переходим ближе к теме. Сделаю выборку нескольких наиболее интересных мне и экзотических на тот момент времени предметов  :)
1. История религий - читалась у нас три (!) года и охватывала период от ранних форм до ислама и сект.  Религия шумеров, древних египтян, Греция-Рим, веды, синтоизм и прочие, мировые религии...все это было настолько интересно! Хотелось слушать лекции до бесконечности и скупать всю доступную на тотмомент литературу, которой было очень мало. Кое-что н ам удавалось купить в виде репринтных изданий, но это не идеально :) Читали у нас разные преподаватели - кто на каком периоде специализировался и база была заложена очень внушительная.
2. Мифы и легенды народов мира - ну тут все понятно, изучали мифологические системы разных народов.  Предмет был очень интересный и после него я возлюбила двухтомную энциклопедию "Мифы народов мира", описанную позднее Максом Фраем в "Мой Рагнаёк" :).
3. Исторический роман в изучении истории - тоже очень интересный предмет на котором мы учились выделять из исторических романов, да и вообще из литературы описания разных исторических деталей, в том числе быта, взаимоотношений. Учились как можно отрывки из романов включать в уроки и как их обыгрывать, чтобы было продуктивно и интересно.
4. История Москвы с практикумом - тоже три года изучали. На лекциях изучали историю города. на практикумах обошли всю Москву в пределах Садового кольца пешком :) Распределяли между собой улицы и проводили для своей группы экскурсии. Как же было интересно! При чем мы умудрялись пробраться туда, куда пробраться проблематично. В частности, в Дом дружбы народов что у м. Арбатская. заказывали пропуск, писали письма и смогли попасть туда.
5. Археология - ну тут что говорить, предмет классный! При чем у нас читал археолог, который занимался не обычной, а подводной археологией, ему доводилось даже с командой Кусто работать. Рассказывал - ну просто заслушаешься! Некоторые из наших однокурсников ездили с ним на раскопки, я не ездила. Мне было интереснопослушать, а поучаствовать как-то не очень :)
6. История Православной церкви - на тот момент это был предмет-сенсация :) Мы ж ничего не знали, а тут столько нового!
7. История зарубежной культуры - белиссимо, магнифико! Любимый предмет!
8. История отечественной культуры - тоже интересно, но как-то не так как история зарубежной зацепил :)
9. Отечественная история в лицах (спецкурс по Отечественной истории) - изучали биографии разных интересных людей - царей династии Романовых, государственных деятелей - Витте, Столыпина, к примеру. Приходили на лекции с огромным удовольствием.
10. Вспомогательные исторические дисциплины - палеография, хронология, нумизматика. Лучше всего запомнились наши страдания по палеографии с датировками текстов и чтением старинных рукописей и ужас-ужасный по хронологии с этими вруцелетами, которые я так до конца и не поняла :)) Трудно было, но очень интересно! Впитывали буквально каждое слово преподавателя.
Ну и миллион историй - Отечественной, Древнего мира, Средних веков, Нового времени, Новейшей Европы и Америки, Новейшей Азии и Африки, а к этим историям историографии и источниковедения плюс практикумы.
Изучали даже атеизм и свободомыслие, но малюсеньким курсом, прям гомеопатическим :))
Общеобразовательные предметы были - философия, полиэкономия, риторика, логика, ну и прочие. Но смысл о них писать - они обычные, не оригинальные :)
Что хочу отметить - училась я еще в те времена, когда очень много советских штампов было. Спасибо нашим преподавателям  - они перестраивались просто на ходу и искали все самые новые факты и открытия, чтобы рассказать нам не просто словами старых учебников, а именно то, о чем стали говорить на тот момент совсем недавно. Но, конечно, охватить необъятное им тоже было невозможно и очень многое я потом сама дочитывала и разбиралась. Однако, направление нам было задано хорошее.

В заключение скажу - не жалею о том, что я училась именно в этом институте ни капельки!  Учеба была потрясающе интересной! Хотя, учиться было непросто. У нас, практически, не было студенческой жизни в распространенном понятии - по пять пар ежедневно 6 дней в неделю, день, когда 4 пары был праздником :))  Поэтому когда зашел разговор о каких-то гулянках, легком поведении студенток и прочих бесчинствах в пединститутах, мне оставалось только удивиться. Когда было это делать? :))) Первые три года - до обеда учеба, после обеда самоподготовка в Ленинке или Историчке. Четвертый-пятый курс - утром работа, а после обеда или на учебу, или же на самоподготовку в те же Ленинку или Историчку :))) Мы жили в этих библиотеках :)) Помню я писала курсовик по исламской оппозиции в Афганистане, так я умудрилась обильно полить его кровью, которая пошла у меня из носа от переутомления. Сижу в Ленинке, читаю книги, делаю выписки и кап-кап-кап... обагрила, понимаете ли, кровью страницы :))
Было у нас несколько девчонок, которые после 3-го курса вышли замуж, но мы искренне удивлялись когда они успели познакомиться и повстречаться, настолько было некогда. особенно первые три года, это просто убийство было. На 4-5 курсах мы уже учились на вечернем (это было условие поступления - три года учимся на дневном, а потом распределяемся в школы Москвы и доучиваемся на вечернем. Это было что-то типа целевой программы, как я сейчас понимаю) и было немножко попроще, не было такой бешеной учебной нагрузки. Но тоже упираться приходилось прилично.
Учеба многое мне дала и в смысле знаний и в смысле жизненных ориентиров. Мы не только изучали религии, мы осмысливали их, осмысливали историю нашей страны и делали выводы. Так что истфак - это не только информация, это еще и формирование мировоззрения :)
Уф! Вроде, все рассказала :))

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Появлению Республики Одинокой Звезды (как называют Техас) в первой трети XIX века способствовал ряд обстоятельств. Первым, безусловно, должно быть названо создание на северных мексиканских территориях обширной диаспоры англоязычных американцев. Мексиканское правительство, не имея ...
Внимание: вчера мы с вами всеми секторами въехали в "Рейндж Ровер" за 130 000 долларов с движком-пятеркой. Причина въезда? Горячее обсуждение с сектором жены только что пришедшего на телефон сигнала практически из Шишиморова. Настолько горячее - ...
Вот : г-н Герцен,  которого с удовольствием лобзнул бы сам Каспаров. А вот: г-н Шульгин, от приятельства с которым не отказался бы, пожалуй, и г-н Стрелков. Оба по-своему замечательны, но  абсолютно, принципиально, диаметрально разные, - их, во избежание скандала, и ...
От автора. Как уже смогли заметить мои читатели я несколько дней нахожусь практически в оф-лайне (думаю, такая ситуация продлится до конца недели, хотя по возможности буду пытаться «выходить в эфир»). Но на эту тему не могу не отреагировать. Продолжается скандал с поставками ...
Интересное мнение: Настоящий украинец стыдится своей украинскости. Он хочет быть поляком или немцем. И переносит эту модель на русского. И испытывает когнитивный диссонанс оттого, что русский может не стыдиться своей русскости. Anton Zhidkov: А кем хочет быть настоящий поляк? ...