рейтинг блогов

Чем плохи широкие полосы в городе

топ 100 блогов gre4ark19.05.2020
Чем плохи широкие полосы в городе


«Чем шире дорога, тем лучше», — подобное часто можно услышать от таксистов, некоторых автомобилистов, градостроителей, политиков и чиновников. Логика «много — не мало» хорошо работает при закупке пива на выходные и при заправке автомобиля, но при переносе подобного на город происходят трагедии.

Сегодня поговорим про ширину полос улиц: почему они должны быть узкими и почему это в интересах тех же автомобилистов.

Психология вождения

Человек — существо разумное, наш мозг анализирует окружающее пространство и выдаёт сигналы к действию. Если бы не это и не инстинкт самосохранения, то человечество давно бы вымерло из-за нелепых смертей.

Ведя машину, мы тоже анализируем ситуацию вокруг. Например, не въезжаем целенаправленно в стены домов на скорости 100 км/ч. Если же отдельные личности такое практикуют, то тут вопрос к процессу получения водительского удостоверения и общей адекватности человека.

Чем плохи широкие полосы в городе


В нормальной ситуации мы ориентируемся на наличие препятствий, на людей и машины вокруг, на погодные условия, знаки, штрафы и множество других вещей.  Это происходит машинально. 

Но в отличие от робота, человек мыслит не только объективно, но и субъективно! При работе с городом нужно понимать двустороннюю связь человека и среды.

Например, простое наличие деревьев на улице выполняет важную задачу: во время езды мы сравниваем свою скорость со статическими объектами, поэтому 80 км/ч на небольшой дороге в пустыне будут казаться нам безопасной скоростью, даже при разрешённых 40 км/ч, а вот 80 км/ч на такой же дороге среди деревьев — нет. Наш мозг будет понимать, что вылет на большой скорости в дерево приведёт к смерти, поэтому деревья будут своего рода раздражителями и побудят снизить скорость.

Просто сравните две одинаковые по ширине и категории улицы в Смоленске и Амстердаме — где хочется притопить?

Смоленск
Смоленск
Амстердам
Амстердам


И тут мы приходим к полосам движения — это первый элемент, на который ориентируется водитель. По советской традиции, у нас любят закладывать полосы шириной 3,5-4 метров. Для сравнения, у Лэнд Крузера ширина меньше 2 метров. В итоге мы получаем полуторные полосы, когда буфер вокруг машины может быть размером с сам автомобиль.

Чем плохи широкие полосы в городе


Такой запас играет злую шутку с водителями, создавая иллюзию безопасности: можно ехать быстрее, ведь в случае чего есть место для манёвра внутри полосы. Дальше всё просто: движение на высокой скорости воспринимается безопасным, а ошибки выливаются в трагедии.

Чем плохи широкие полосы в городе


Взаимосвязь ширины полосы и скорости нашли не вчера и даже не позавчера. Ещё в учебнике «Организация дорожного движения» Г.И. Клинковштейна и М.Б. Афанасьева приводится простая зависимость: водитель средней квалификации на полосе в 3 метра уверенно будет ехать 65 км/ч длительное время, а на полосе в 3,5 метра — 90 км/ч.

В методических рекомендациях Минтранса РФ по успокоению трафика есть диаграмма зависимости скорости движения от ширины полосы и от ширины транспорта, вот только она сделана крайне непонятной:

Красное: наиболее распространённая ширина полосы 3,5 метров и ширина легкового автомобиля 1,8 метра. Синие — коридоры достигаемых скоростей движения 60, 70, 80 и 90 км/ч
Красное: наиболее распространённая ширина полосы 3,5 метров и ширина легкового автомобиля 1,8 метра. Синие — коридоры достигаемых скоростей движения 60, 70, 80 и 90 км/ч


Аварийность из-за широких полос

Научные исследования, опубликованные в материале  от WRI Ross Center, показывают, что чем шире полосы, тем они опаснее. Для дальнейшего изучения этих  доказательств команда по охране здоровья и безопасности дорожного движения WRI решила сравнить типичные значения ширины полос в отдельных городах мира с зарегистрированными показателями летальности.

Исследования WRI показывают, что в городах с шириной полосы 2,8-3,25 метра (Амстердам, Копенгаген, Токио и др) самый низкий показатель смертности в ДТП на 100 000 жителей. 

Сравнительная иллюстрация, показывающая ширину полосы движения в разных городах, уровень их смертности на 100 000 населения и индекс безопасности. WRI Ross Center.
Сравнительная иллюстрация, показывающая ширину полосы движения в разных городах, уровень их смертности на 100 000 населения и индекс безопасности. WRI Ross Center.

Во многих городах, особенно в развивающихся странах, полосы шире и показатели смертности выше. Нью-Дели, Мумбаи и Сан-Паулу имеют более широкие полосы движения – 3,25-3,6 метра, что приводит к 6,1-11,8 смертей на 100 000 человек. В Пекине, Ченнае и Форталезе самый высокий уровень смертности – 20-27,2 на 100 000 человек при ширине 3,6 метра и более.

Но излишне узкими полосы тоже делать не стоит — в Джакарте и Сингапуре при полосах в 2,60-2,80 метров смертность 3,6-6,4 на 100 000 человек.


Помогают ли более широкие полосы победить пробки?

Нет.  Ещё в 1963 году Льюис Мамфорд произнёс хорошую фразу, которая наглядно описывает последствия неправильного расширения улиц: «Увеличение ширины дороги для уменьшения заторов равнозначно ослаблению пояса для борьбы с ожирением». 

Фактически, увеличение дорожного пространства за счёт более широких полос не уменьшает заторов из-за эффекта спровоцированного спроса. Больше дорожного пространства приводит к увеличению трафика. Подробно про это я писал ранее.

Чем плохи широкие полосы в городе


Исследования показывают, что полоса шириной 3 метра имеет 93% пропускной способности полосы в 3,6 метра, что не является заметной разницей. Кроме того, если более узкие полосы движения снижают скорость, это не должно создавать больших нагрузок. 

Недавнее исследование, проведённое в Гренобле, показало, что автомобилю требуется всего лишь на 18 секунд больше, чтобы проехать километр по дороге с ограничением скорости 30 км/ч по сравнению с ограничением 50 км/ч. Кроме того, задержки сигнала светофора на перекрёстках тоже создают перегрузку.


Почему полосы такие широкие

Объективная причина (подробнее будет ниже): потому что так можно. В советские годы дороги были заточены скорее под грузовой и общественный транспорт, некоторые даже шутят про габарит полос для проезда танка. 

Здесь есть своя логика: легковой автомобиль проедет везде, где проедет грузовой. Современные нормы хоть и обновляются, но родом из середины прошлого века.

Чем плохи широкие полосы в городе


Субъективная: потому что так проще согласовать, ведь не нужно считать, пройдёт ли там огромная фура с боингом на прицепе, но никто не задаётся вопросом, а ездят ли там вообще эти грузовики.

Подобная проблема характерна не только для нас. В течение десятилетий инженеры-транспортники и планировщики считали широкие полосы более безопасными, поскольку они обеспечивали больше пространства для манёвров в пределах полосы движения и, как полагалось, помогали предотвращать боковые столкновения между автомобилями. Но, как мы уже знаем, это вызывает обратный процесс и лишь провоцирует аварийность.

Чем плохи широкие полосы в городе


Наши стандарты

Чем уже полосы для машин, тем безопаснее — это вроде поняли. Теперь открываем наши нормы. Здесь самый фундаментальный стандарт — СП42 «Градостроительство», именно из него растут ноги всего остального.

Таблица 11.2 СП Градостроительство версии 2016 года
Таблица 11.2 СП Градостроительство версии 2016 года


Небольшая ретроперспектива изменения ширины и любопытный факт: в версии 2016 года авторы всё же снизили верхнюю планку ширины полос, но эта версия не входит в список обязательных к применению — до сих пор используется версия 2011 года.

Чем плохи широкие полосы в городе


Есть и другие нормативы, но в них ситуация не лучше:

ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог
ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог


Не наши стандарты

Для примера возьмём Швейцарские стандарты проектирования — у них и снег, и горы, и грузовики есть. Подробный разбор отличий нормативов можно посмотреть здесь, нас же интересует разница в ширине полос:

Чем плохи широкие полосы в городе
Чем плохи широкие полосы в городе


Из чешского стандарта — там ширина задаётся исходя из предназначения полосы. Для машин минимальная ширина полосы всего 2 метра, а у нас — по ПДД лишь 2,75 метра, но по факту применяется минимум 3,0 метра.

Чем плохи широкие полосы в городе


Можно брать стандарты других развитых стран, почти везде у нас будет плюс полметра-метр от забугорных стандартов.


Побочные минусы

Главная проблема широких полос — повышение аварийности. Время и место аварии невозможно спрогнозировать, и любая авария может привести к серьёзным заторам. Широкие полосы не только убивают и калечат, но ещё крадут наше время, ухудшают экологию и так далее.

Чем плохи широкие полосы в городе


Широкие полосы стоят дороже узких — это крайне важный фактор. Вопрос не только строительства, но ещё и уборки — каждый квадратный сантиметр города имеет свою цену содержания! 

Чем плохи широкие полосы в городе


Особенно это актуально для снежных городов, где нужно иметь технику для лета и зимы с разными технологиями уборки. Получается нелепая ситуация, когда бедный муниципалитет тратит последние деньги на стройку излишне широкой дороги, а на уборку которой потом просто не остаётся средств.

Чем плохи широкие полосы в городе


Ещё это упущенная выгода. Излишне широкие полосы крадут землю, которой и так мало в городах. Если посчитать все лишние метры асфальта, то наберётся на целый парк, пару кварталов или ещё что-нибудь полезное. Земля имеет определённую ценность и должна использоваться с максимальной эффективностью для всех жителей!

Чем плохи широкие полосы в городе


Подводные камни

Если мы сузим все полосы, то как проедет автобус или мусоровоз? Тут всё просто: не обязательно сужать все полосы! Правую полосу можно делать на полметра шире остальных. В Москве это правило по умолчанию при реконструкции улиц — коллапса из автобусов или грузовиков из-за узких полос ни разу не было.

Чем плохи широкие полосы в городе


Часто приводят довод с отвалом для снега, якобы эти самые лишние полметра нужны для этого. Подобный подход называется «хвост виляет собакой» — есть невероятное количество других решений проблемы снежных отвалов. Почему-то в Норвегии, Финляндии или той же Швейцарии умудряются убирать снег без стройки улиц-убийц.

Чем плохи широкие полосы в городе


Что делать с лишними метрами

Это самый важный вопрос, ведь почти каждая улица наших городов — потенциальная убийца. Тут широкий набор вариантов!

Можно сделать разделительную полосу с растительностью, расширить тротуары, построить островки безопасности и найти место для деревьев:

было
было
стало, по центру островок безопасности
стало, по центру островок безопасности


Сделать велодорожки без потери числа полос для машин, особенно это актуально в свете нашего нового коронавируса.

было
было
стало
стало


В случае Москвы излишки идут на тротуары, озеленение, дополнительные полосы для машин и выделенки — всё зависит от каждого конкретного случая. 

Чем плохи широкие полосы в городе


Аналитика показывает, что улицы становятся безопаснее и комфортнее для всех.

было
было
стало
стало


Что делать

Излишне широкие полосы для улиц — самый губительный и устаревший дорожный норматив в России.

Чем плохи широкие полосы в городе


Именно широченные полосы увеличивают скорость автомобилей на улицах, не дают отменить нештрафуемый порог +19 км/ч и внедрять современные решения по успокоению трафика и физическому обособлению выделенок. Ещё они ограничивают возможность асфальтирования всех грунтовых улиц и даже влияют на расползание городов. Но каждый раз при актуализации этого норматива пункты про полосы остаются неизменными. 

Менять нужно не просто ширины, а сам подход к улицам — текущее разделение на 100500 почти одинаковых типов вызывает путаницу и работает лишь на бумаге. В идеальном мире нужно брать за базис общепринятые 50 км/ч в городе и ширину полос под них. Разделять улицы нужно просто:

  • внутригородские дороги: типа МКАДа и ЗСД со скоростями выше 80 км/ч;
  • магистральные улицы: ходит общественный транспорт, 50 км/ч режим по умолчанию с допущением делать более скоростные участки до 80 км/ч при определённых условиях (нет наземных переходов, остановок, застройки вокруг, есть разделитель и тд);
  • улицы в жилой зоне: 1-2 полосы, минимум транзитного трафика, 30 км/ч по умолчанию, переход улицы в любом месте и тд.

Если текущие составители нормативов не видят объективных проблем, то пора их менять. 

Авторы СП 42 Градостроительство
Авторы СП 42 Градостроительство


Использованы материалы из блогов Пробок.нет, Александра Егорова и статьи Bigger Isn’t Always Better: Narrow Traffic Lanes Make Cities Safer. Спасибо Тане Стериди и Александру Егорову за помощь в подготовке материала.


P.S. К слову, с габаритами парковок у нас тоже большие проблемы.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
                                              © warsh Читайте книги, общайтесь с друзьями, гуляйте, путешествуйте, пользуйтесь Интернетом. Если уж смотреть телевизор, то ...
РАНО ИЛИ ПОЗДНО - ЭТО СБУДЕТСЯ! Среда, 31.08.2005 Обращение М.Ходорковского к избирателям, всем гражданам России Дорогие друзья! Я премного благодарен всем регионам, всем избирателям, всем гражданам России, которые выразили готовность ...
Оказывается, была специальная книжка для мальчиков! Начала ее читать, зачиталась. Человек, не имеющий ножа, подобен обезьяне! "Оглядываясь на прожитое и стараясь вспомнить самые яркие, самые завидные образы людей, в разное время пора- зивших ...
боковик из REVI № 82     P-51B-15 сер.№ 43-24825 из состава знаменитого Передвижного цирка Розариуса [Wanderzirkus Rosarius], а если официально, то 2./Versuchsverband OKL. В этом подразделении немцы собрали трофейные истребители, и оно периодически кочевало по авиабазам ...
— …А я хорошо запомнила тот разговор: невестка мне открытым текстом сказала, чтобы я на ее помощь в старости не рассчитывала, – усмехается шестидесятидвухлетняя Мария Анатольевна. – Эту помощь ведь еще заслужить надо, а я не заслуживаю. Вообще, отношения у нас с ней сразу как-то не ...