Чем наше метро лучше и почему оно станет хуже

топ 100 блогов sapojnik30.09.2018 За границей по-настоящему понимаешь, что наше московское метро – действительно лучшее в мире. Это так буквально по всем параметрам, и на сегодня никакие мировые столицы не в силах нам ничего противопоставить. С другой стороны – также становится гораздо более ясно, к чему все идет – то есть в каком направлении московское метро будет портиться.

Каковы преимущества московского метро? Ну, во-первых, оно банально самое дешевое. Этому, понятно, немало поспособствовала девальвация рубля, но факт есть факт: даже в дешевой Праге самый дешевый билет выходит дороже, и это при том, что он дает куда меньше возможностей (об этом ниже). Про Париж и Мюнхен я вообще молчу – 1,8 евро за разовый билет в Париже и 2,7 (!) евро в Мюнхене – цены говорят сами за себя.

«Зато» интервалы между поездами в нашем метро намного меньше, и это тоже факт. 6-8 минут там и 1,5-3 у нас – разница тоже существенная. То есть стоит дешевле, а возит быстрее. Бинго!

Однако этими очевидными преимуществами дело не исчерпывается. Я бы сказал, что сама концепция «метроперевозок» у нас в России намного дружелюбнее и удобнее для потребителя, чем на Западе. Она психологически комфортнее!

Объясню, что я имею в виду. В Москве для пользователя метро наша подземка – точно такая же территория города, как и та, что «наверху». Наш пассажир вступает в денежные отношения с владельцами «подземки» только один раз – когда проходит турникет при входе в метро, а дальше мы уже снова свободные граждане – сами себе хозяева. Попросту говоря, нахожусь я на станции «Площадь революции» под землей, или же я нахожусь сверху на самой Площади Революции – я в обоих случаях в своем праве.

Не то в Европе. У «наших», привыкших к халяве у себя в родной сторонушке, само посещение западного метро вызывает некоторый стресс. Просто потому, что там ты в метро находишься на враждебной территории. Ты – потенциальный «заяц». В любой момент какая-то неведомая сволочь может к тебе подойти и затребовать объяснений, на каком основании ты здесь, в метро, находишься! И не дай бог ты не сможешь оправдаться…

Просто в западном метро пассажиров прочно и с самого начала берут за жабры. В Москве продают просто «вход» в метро – а в Германии, Франции и Чехии продают время, в течение которого ты можешь там находиться. Просрочил – пеняй на себя!

Наиболее изощренные издевательства над пассажирами – естественно, у немцев. Там, в Мюнхене, есть, к примеру, так называемый «билет на малое расстояние», за что-то типа полтора евро: так вот он предполагает поездку «не более чем на 2 станции метро». То есть вроде как от Перово не дальше Авиамоторной. А якобы «полноценный» билет в 2,7 евро прямо предприсывает, что ты, дескать, «должен следовать по маршруту своего следования» и, главное, «ни в коем случае не в обратном направлении»!! В противном случае – опять-таки штраф.

В парижском метро таких зверств нет; туда пускают, правда, даже не через турникет, а через нечто наподобие шлюза (чтоб и мышь не пролезла!) Однако и там требуется «сохранять билет до конца поездки». Зачем – я так и не понял; однако дочь у меня как-то там чуть не оштрафовали за то, что она предъявила «неправильный билет».

Словом, это неприятно. В московском метро ты чувствуешь себя хозяином, а в европейских – человеком на птичьих правах. Можно, конечно, покупать «дневные» билеты и кататься «как в Москве» (я в Мюнхене так и делал) – однако я здесь стараюсь сравнивать «при прочих равных».

А при прочих равных четко видна разница: московский пассажир мирно пасется на травке, а европейца сразу, мягко, но непреклонно при желании пользоваться метро прикрепляют к доильному аппарату. Печально то, что и у нас будет то же самое – по банальной причине: это выгодно. Европейцы ведь не враги себе; их метро берет пассажира за жабры, потому что дело это затратное, а городские бюджеты не резиновые.

Думаю, российский метрополитен до сих пор не перевели на «западный формат» по одной единственной причине: потому что у нас до сих пор нет демократии, причем ее нет в том числе и на городском уровне. «Баловству» с пользованием метро мы до сих пор обязаны существующему в стране авторитаризму.

Дело в том, что всякий авторитаризм всегда мучается от недостатка легитимности. Даже и сейчас: популярность Путина, может, и взлетела, но стал ли он более легитимен – когда все в стране знают, что выборы фальсифицируются и находятся под полным контролем админресурса? Вечная забота авторитарной власти – как-то компенсировать недостаток легитимности популярностью и популизмом.

Поэтому урезать финансирование метро, пусть оно и представляется явно расточительным, авторитарная власть побоится. В этих вопросах предпочитают резать хвост по частям, буквально по кусочку.

А вот если (когда) власть в городе Москва в кои-то веки будет избрана на твердой демократической основе – тут-то нашей вольнице с метро и придет конец. У демократической власти нет проблем с легитимностью, так что они мгновенно введут «зоны», «поездки на малое расстояние» и прочие иезуитские штучки.

«Это невозможно! Люди не станут сами себя урезать!!» - возразят многие. Я предлагаю такую аллегорию из нашей жизни. Возьмем командировочных в солидных компаниях. Им, как правило, предоставляются руководством фирмы наличные перед каждой поездкой – часть на оплату гостиницы, часть на оплату такси. Все это льготы. Допустим, 3 тыс. в день на гостиницу и 500 р. на такси. Людей заставляют по окончании поездки предоставлять квитанции, подтверждающие, что они потратили деньги целевым образом – то есть на гостиничный номер соответствующего класса и на таксомоторы именно этого города.

А если бы не требовали? Есть основания предполагать, что значительная часть командировочных селились бы в каких-нибудь хостелах за 300 р. в день, а ездили бы общественном транспорте – все ради того, чтобы оставить себе больше наличных, увеличить свои «командировочные».

То есть большая часть совершенно добровольно, сознательно УХУДШИЛА бы свои жизненные условия! Зачем?? А просто потому, что у людей совершенно разное отношение к деньгам в зависимости от того, ЧЬИ они в их представлении: если «деньги фирмы» - это одно, если МОИ – совсем другое.

В случае с метро мы все пока что воспринимаем деньги, выделяемые на его содержание, как «деньги начальства». А вот в случае – далеком, но неизбежном – прихода реальной демократии в наши города мы сочтем, что это НАШИ деньги. То есть мы САМИ урежем расходы на содержание нашего метро, САМИ его ухудшим.

Как это уже сделали – и давно – европейцы по всей Европе. Безусловно, в городах есть масса более важных направлений, куда можно направить деньги городского бюджета.

Завтра прокачусь в метро, со светлой тоской понимая, что оно действительно лучшее в мире. Насладимся, пока оно такое.

Оставить комментарий



Посты по теме:
This RSS feed URL is deprecated, please update. New URLs can be found in the footers at https://news.google.com/news

Сайт газеты Metro

Топ-10 музыкальных новинок недели: выбрали лучшие треки
Сайт газеты Metro
Каждую неделю наши журналисты слушают новые треки и выбирают десятку лучших. Присоединяйтесь и двигайтесь в ритме редакции. 1. Lady Gaga, Bradley Cooper – Shallow. Леди Гага и Брэдли Купер снялись вместе в фильме и не могли не записать к нему дуэт.


Сайт газеты Metro

Кайя Гербер, Елена Перминова, Лив Тайлер и другие на Paris Fashion Week: Лучшие фото
Сайт газеты Metro
По словам Пиччоли, цвет, который он хотел придать коллекции – это настроение города, яркие акценты отсутствовали. Основными элементами декоративной отделки дизайнер выбрал сталь и перья, украсив ими одежду и аксессуары. Лучшие фото Недели моды в Париже – в нашей ...

и другие »
This RSS feed URL is deprecated, please update. New URLs can be found in the footers at https://news.google.com/news

Сайт газеты Metro

Топ-10 музыкальных новинок недели: выбрали лучшие треки
Сайт газеты Metro
Каждую неделю наши журналисты слушают новые треки и выбирают десятку лучших. Присоединяйтесь и двигайтесь в ритме редакции. 1. Lady Gaga, Bradley Cooper – Shallow. Леди Гага и Брэдли Купер снялись вместе в фильме и не могли не записать к нему дуэт.

и другие »

ДЕЛА.ru - новости Красноярска

Огонь Универсиады начал путешествие по России
ДЕЛА.ru - новости Красноярска
Я очень рад, что мне довелось принимать огонь Студенческих игр в столице нашей страны», – рассказал министр Павел Колобков. ... Косыгина, которые придумали лучшее оформление тематического поезда Универсиады для московского метрополитена. Поезд будет курсировать по ...

и другие »
This RSS feed URL is deprecated, please update. New URLs can be found in the footers at https://news.google.com/news

Сайт газеты Metro

Топ-10 музыкальных новинок недели: выбрали лучшие треки
Сайт газеты Metro
Каждую неделю наши журналисты слушают новые треки и выбирают десятку лучших. Присоединяйтесь и двигайтесь в ритме редакции. 1. Lady Gaga, Bradley Cooper – Shallow. Леди Гага и Брэдли Купер снялись вместе в фильме и не могли не записать к нему дуэт.

и другие »

Власти Москвы предложили назвать станцию метро в честь столицы Болгарии
ТАСС
Он также выразил надежду, что софийская делегация рассмотрит предложение провести Дни культуры Софии в Москве. "Мы предоставим лучшие площадки, наши музыкальные коллективы, поможем с организацией этого мероприятия. Мне кажется, это был бы очень важный шаг для ...

и другие »
Архив записей в блогах:
Вчера спешил в одно место, но неожиданно выяснилось, что сел аккумулятор на авто. Забыл вечером габариты выключить. Пришлось вызвать такси. На обратном пути тоже вызывал. Ну и, пока суть да пробки, на свою голову, спросил у таксиста, как работается. Но и пошло-поехало.. Вначале, он ...
...
  Собственно говоря, идеи , которые мы попытаемся  здесь и сейчас обосновать, являются лекарством на сегодня. Для завтрашнего дня эта система идей является профилактикой нацизма и, в тоже время, идеологией нормальной жизни, без ксенофобских вывертов. Чтобы лечить, надо поставить п ...
Дамы и господа! Посоветуем человеку что-нибудь толковое? Такое вот письмо, и ситуация серьёзная. Я бывший спортсмен, из-за травмы со спортом пришлось пол года назад завязать. Студент физической культуры в местном вузе, куда я поступил, желая заниматься спортом и видя в нем неплохие персп ...
Пусть вороны гибель вещали, И кони топтали жнивьё, Мужскими считались вещами Кольчуга, седло и копьё. Во время военной кручины, В полях, в ковылях, на снегу Мужчины, мужчины, мужчины Пути преграждали врагу. Мужчины, мужчины, мужчины Пути преграждали врагу. Пусть жёны в ночи голосили, ...