Человек, как рамка для ландшафта: Павел Пепперштейн в «Гараже»
drugoi — 14.03.2019В московском музее современного искусства «Гараж» проходит выставка выдающегося российского художника, писателя, музыкального исполнителя, теоретика искусства, основателя «психоделического реализма» Павла Пепперштейна. Сын одного из основоположников московского концептуализма Виктора Пивоварова стал одним из самых деятельных мифотворцев современного российского искусства, изобретателем систем, вселенных, новых языков, городов и политических проектов. Персональная выставка в музее «Гараж» — это попытка полноценной «инспекции» самых заметных и влиятельных мифов, созданных Пепперштейном в разное время — с 1970-х и до сегодняшнего дня.
Экспозиция представляет собой последовательность комнат, в каждой из которых развивается и живет одна из подобных систем-ландшафтов — например, «Библиотека», собранная из книг, выдуманных Пепперштейном, которые невозможно открыть, зритель видит только корешки изданий. Это один из важнейших образов для Пепперштейна и основанной им вместе с Сергеем Ануфриевым и Юрием Лейдерманом группы «Инспекция “Медицинская герменевтика”» (название было придумано Антоном Носиком) — книжный пантеон европейской цивилизации, в котором Аристотель, Лейбниц и другие замещены новыми героями с псевдоканоническими текстами.
Важное место на выставке отводится так называемому политическому дискурсу — с одной стороны, переизобретению политической системы, с другой — наделению вполне реальных действующих лиц современной политики символическим статусом, погружению их в пространство новых утопий, в обустройство придуманных государств нового мира. Начало подобной «государственной деятельности» Пепперштейна относится к 1970-м, когда он придумывал и подробнейшим образом описывал утопические страны и политические системы: в «Гараже» впервые показаны ранние рисунки и альбомы, сделанные Пепперштейном в подростковом возрасте.
Куратор выставки Екатерина Иноземцева: «...Через всю
выставку, где есть место театральным и театрализованным
архитектурным решениям, проходит несколько сквозных элементов, в
частности различные орнаменты, раппорт, который, как и в практике
московского концептуализма, не мыслится как простое
«украшательство». Для Пепперштейна «чисто декоративное выдает
утрату своего происхождения, оно не имеет генеалогии, сиротствует.
Тем самым оно отсылает к совершенному отрыву от контекста» (Жак
Сулийу). Игра с различными уровнями расслоенной реальности,
обнаружение магии, странных нарративов между складками
действительности движут всей выставкой, превращая ее в собрание
удивительных «ландшафтов», как в одной из серий Пепперштейна,
давшей название всему проекту».
Для выставки «Человека как рамки для ландшафта» Пепперштейн создал около 20 новых произведений, в том числе графические работы, видео и инсталляции. Кроме этого к выставке выпущена два сборника его рассказов.
Путь в мифический мавзолей лежит через зал заседаний мировых лидеров, где, как полагается, есть круглый стол с флагами разных стран, покрытыми пестрыми узорами, и карта планеты, в отличие от реальной, разделенная на страны прямыми линиями. «Весь мир зацвел. Наступило тотальное процветание. Абсолютная весна. Если мировые лидеры сюда придут, то их мозги покроются цветочками, как эти флаги», — так комментирует Пепперштейн свою инсталляцию.
Сам же мавзолей и правда напоминает реальный. Только в саркофаге вместе с Лениным смотрит волшебные сны нагая спящая красавица, которую художник намеренно приблизил к современному представлению об идеальной красоте. «Я себя вообразил принцем, который должен воскресить Ленина. Эта инсталляция — как волшебный поцелуй. Давным-давно надо было деполитизировать восприятие Ленина. Сегодня это не историческая фигура, а мощная мифологическая конструкция», — объясняет художник.
Завершается выставка темным залом, где парит микроскопический золотой эмбрион. «Младенец, который, по логике выставки, является ребенком Ленина и спящей красавицы, — говорит Пепперштейн. — Золотое дитя пришло из моего рассказа, повествующего об отдаленном будущем, когда решается проблема властителя России. Сотрудники научных институтов вместе с магами и шаманами создают идеального правителя — микроскопическое золотое дитя, которое летает внутри гигантского черного куба. Ребенок абсолютно мудр, чувствует всех жителей России и выдает идеальные решения. Это вечная модель власти».
Здесь еще есть вымышленный дневник Джеки Кеннеди-Онассис, философско-ироническая сказку про одноразового черного колобка, книги, которые нельзя прочитать, или портрет учителя математики, превратившегося в монстра. Впервые Пепперштейн представил свои детские рисунки, с которых все начиналось и которые прежде он никому не показывал.
Павел Пепперштейн – российских художник, писатель, критик, теоретик искусства, модельер и даже рэп-исполнитель. Родился в 1966 г. в семье московского концептуалиста Виктора Пивоварова и писательницы Ирины Пивоваровой. В 1985-1987 гг. учился в Академии Изящных искусств в Праге. В 1987 г. вместе с художниками Сергеем Ануфриевым и Юрием Лейдерманом основал группу «Инспекция “Медицинская герменевтика”», которая просуществовала до 2001 г. Павел Пепперштейн — создатель и идеолог течения «психоделический реализм». В его работах смешиваются узнаваемые культурные образы и остроумные комментарии, произведения наполнены отсылками к сюрреализму, супрематистским моделям Малевича, восточным акварелям, поп-арту, книжным иллюстрациям и политической карикатуре. За свою художественную деятельность у Пепперштейна состоялось более 100 персональных и групповых выставок в России и за рубежом. Он участвовал в крупнейших биеннале современного искусства: Международная биеннале в Сан-Паулу (2004), Венецианская биеннале (2009), Манифеста (2014). В 2014 году стал лауреатом Премии Кандинского в главной номинации «Проект года» с проектом "Святая политика", показанном в галерее РИДЖИНА. Работы художника находятся в собраниях Русского музея (Санкт-Петербург), Третьяковской галереи (Москва), Лувра (Париж), Центра Помпиду (Париж), Kunsthalle Düsseldorf (Дюссельдорф), а также в частных коллекциях по всему миру.