Часть 3. Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности

топ 100 блогов periskop14.05.2012 Традиционно, в рассказе о крупном городе у меня обычно присутствует и рассказ о его вокзале.
В отношении Смоленска это тем более правильно - так как вокзал там очень красив, отличный образец позднего сталинского ампира. Построен в 1949-1951 годах (арх. Б.С. Мезенцев и М.А. Шпотов), на месте разрушенного в войну дореволюционного Риго-Орловского (точней, на месте даже двух вокзалов - но об этом ниже). Расположение - островное, между двух групп магистральных путей.
Ниже - фоторассказ о самом вокзале и его ближайших окрестностях.
Часть 3. Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности
Вокзал Смоленск-Центральный в предрассветных сумерках, 1 мая 2012 г.


2. Первый кадр, сделанный мною в Смоленске вообще. Вот таким в предрассветных сумерках, без десяти шесть утра, меня встретил смоленский вокзал.
Часть 3. Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности

3. Торцевой фасад здания, обращённый к путепроводу и трамвайному кольцу.
Часть 3. Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности

4. Если же обернуться назад, то виден виадук, ведущий в сторону Днепра и пригородного вокзала. И даже чуть-чуть, в левой части снимка, виднеется и Успенский собор - символ Смоленска. Он уже на другой стороне Днепра. Обратите внимание и на асфальтовые дыры - это тоже примета города (кроме центра).
Часть 3. Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности

5. Поднимаемся на виадук, идём на юг. Вид на восток, в московскую сторону. Хорошо видна господствующая на этом берегу Днепра ТЭЦ-1.
Часть 3. Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности

6. Поворачиваем камеру правее - прямо у линии два храма. Один, белый - XVIII века, Варваринская церковь. А вот второй - это подлинная домонгольская церковь, Петра и Павла на Городянке. Построена была в 1146 году при смоленском князе Ростиславе Мстиславиче, т.е. самый древний храм в Смоленске и один из самых старых, сохранившихся на территории Киевской Руси. Во время польской интервенции около сорока лет пробыл костёлом (с 1611 по 1654 г.). В 1812 году был разграблен французами.
В 1943 году во время боёв за освобождение Смоленска храм снова был сильно повреждён. Реставрирован в 1963 г., с возвращением к первоначальным формам.
В этой связи интересно, что приехавшие туристы сразу стремятся умотать на южный берег Днепра, в историческую часть города, и совершенно не подозревают, что в 3-х минутах от вокзала пешком есть уникальный шедевр. Я в ней на следующий день побывал и с разрешения служителей сделал несколько снимков, потом их покажу в другой части серии.
Часть 3. Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности

7. С другой стороны - пригородный вокзал. С этй стороны расположены и платформы отправления пригородных поездов и электричек.
Часть 3. Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности

8. Вот снимок пригородного вокзала с южной стороны. Он был построен намного позже, и вызывает уважение, что архитекторы не пошли по пути соооружения унылой бетонной говнокоробки, а спроектировали его в стиле и формах главного вокзала.
Часть 3. Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности

9. А мы снова поднимаемся на виадук и возвращаемся обратно. Вот вам вид на главный вокзал - уже в яркий солнечный день. Как видите, он и вправду стильный красавец - все гармонично, пропорционально и соразмерно. Глаз радуется!
Часть 3. Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности

Немного истории.
Поскольку этот вокзал послевоенный (1951 г.), то его предшественниками были не один, а сразу два дореволюционных вокзала - Риго-Орловский и Александровский (Московско-Брестский). Изучая вопрос, я прочёл, что оба здания - Риго-Орловского и Александровского вокзала - были соединены аркой с часами, однако такого изображения нигде не нашёл. Что же касается этого вокзала, то по моему предположению, он построен на месте именно Риго-Орловского.
Железная дорога через Смоленск прошла в 1868 г. (Риго-Орловская), а из Москвы на Брест и Варшаву - в 1870, так что это место уже давно стало ж/д узлом.

Как же выглядели утраченные в Великую Отечественную войну вокзалы?

10. Риго-Орловский найти сравнительно легко.
Часть 3. Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности

11. Вот он же, крупно, перед Первой Мировой. Тоже красавец!
Часть 3. Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности

12. Он же, в 1942 г., во время немецкой оккупации, Smolensk Hbf. И без довоенного козырька.
Часть 3. Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности

13. Однако со вторым царским вокзалом - Александровским - хуже. Ничего нормального не нашёл, увы, на смоленском форуме выискал только вот этот плохонький снимок. И не нашёл ничего, что показывало бы, как оба вокзала соединяются аркой. Как я понял, он находился с северной стороны путей.
Часть 3. Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности

14. Ладно, возвращаемся в наше время. Вид с виадука на север - на возвышенный холмистый район Заднепровья, с жилым микрорайоном. Хорошо виден вокзальный асфальтовый "остров" и обе группы путей.
Часть 3. Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности

15. Транспортное решение доступа к вокзалу тут тоже довольно оригинальное. Поскольку вокзал - это остров, то к нему от путепровода проложена дорога и трамвайное ответвление на 1 остановку, а внизу - трамвайное кольцо и тупиковая стоянка машин и такси. На кадре как раз виден разворачивающийся трамвай маршрута №4.
Часть 3. Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности

16. Южный, парадный, фасад вокзала. Надпись станции дублируется и на латинском (Smolensk). Фонарные столбы тоже сохранены оригинальные, сталинские.
Часть 3. Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности

17. Взгляд обратно, в сторону ТЭЦ-1 и Москвы.
Часть 3. Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности

18. Павильоны входа в подземный тоннель - в общем ампирном стиле вокзала.
Часть 3. Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности

19. Фасад вокзала с западной, минской, стороны. Декор сверху я тоже снял крупно, но снимки почему-то размазались, что я обнаружил слишком поздно. Поэтому пусть будет хотя бы общий вид.
Часть 3. Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности

20. Памятные доски о Калинине и Коллонтай.
Часть 3. Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности

21. Фасад вокзала с восточной московской стороны. Здесь главный вход.
Часть 3. Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности

22. Привокзальный мини-фонтанчик также очень колоритен.
Часть 3. Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности

23. Памятная доска на восточном фасаде. Кстати, если исторический город на южном берегу Днепра немцы захватили с ходу (16 июля), то на северном берегу реки - у вокзала и в Заднепровье, ожесточённые бои в июле 1941 г. шли больше двух недель, и тут немцы были существенно задержаны и вынуждены были взять затем оперативную паузу, перед последующим наступлением на Москву.
Часть 3. Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности

24. Заходим внутрь, в кассовый зал. Тут тоже выдержан облик эпохи сталинского ампира.
Часть 3. Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности

25. Центральная колоннада зала ожидания.
Часть 3. Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности

26. Выглядит чрезвычайно стильно, фото не до конца передаёт колорит интерьеров. В конце - рамки, по медведевскому поветрию.
Часть 3. Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности

27. Северный колонный зал, здесь висит картина "Ленин и Ходоки".
Часть 3. Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности

28. Вид на колоннаду.
Часть 3. Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности

29. Южный колонный зал.
Часть 3. Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности

30. Тут висит уже фронтовая картина - "Отдых после боя".
Часть 3. Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности

31. Ампирные люстры тоже хороши.
Часть 3. Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности

32. Колоннада в искусственном освещении (рано утром).
Часть 3. Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности

33. Про своего всемирно известного земляка смоляне помнят, плакаты везде - не только в городе, но и на самом вокзале.
Часть 3. Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности

34. Ну и для порядку - расписание в одну сторону. Оно по сравнению с позднесоветским временем поредело где-то в полтора раза, а с временем 10-летней давности - примерно на 20%. Но всё равно, пока ещё немало поездов.
Часть 3. Вокзал Смоленск-Центральный и окрестности

Часть 1 - Смоленск авиационный
Часть 2 - Смоленск и польский самолёт
Часть 3 - Ж/д вокзал и станция

Продолжение следует

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Альфонс Мариа Муха (чеш. Alfons Maria Mucha; 24 июля 1860, Иванчице, Моравия, Австро-Венгрия — 14 июля 1939, Прага, Протекторат Богемии и Моравии) — чешский живописец из Моравии, ...
Две недели тело не могло дойти до могилы. Кого ещё из политиков так долго не предавали земле? Напрашиваются только Ленин, уже второе столетие лежащий в мавзолее, и пролежавший с ним рядом десятую часть века Сталин. Навальный в этом рейтинге теперь третий. Едва ли была прямая команда ...
в лес иду за версту и несу на весу оба легких, кишечник и печень: всё промоет озон, а в Москве не резон чистить мозг – да и, собственно, нечем а у них тут в лесу чебуреки цветут, и пельменей набухшие почки тускло над головой светят плотью живой и сплетаются в умные строчки срезав ...
Шестеро уроженцев Чечни, проходящих по делу о хулиганстве, вскрыли себе вены после того, как суд продлил их арест. Об этом сообщил адвокат Мераб Телоян, который защищает одного из фигурантов дела. "Мой подзащитный Умар-Хаджи Идрисов и еще пять человек только что вскрыли себе вены в ...
Граждане, вы сильно удивитесь, но ответ тем не менее нужен: сколько стоит столовое ...