Церковный суд в 18 веке
diak_kuraev — 21.05.202418+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН (РАСПРОСТРАНЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КУРАЕВА АНДРЕЯ ВЯЧЕСЛАВОВИЧА
Порядок судопроизводства.
а) Вызов к допросу.
§ 52. Вызов подсудимых для допроса по делам, как в Дикастерию, так и в Духовных правлениях, производился чрез приставов и разсыльных, которые обыкновенно с инструкциею посылались за подсудимыми на поверстный срок.
Прибыв на место, пристав предъявлял инструкцию подсудимому, и брал его по инструкции скованым или без оков. В помощь приставу, для взятия подсудимаго, иногда назначался подъячий; а чтоб подсудимый на пути не сделал утечки, предоставлялось у местного духовенства брать подводы и провожатых.
В случае укрывательства подсудимых от явки к допросу, посланные имели право брать в доме кого застанут, жену, или кто попадется из домашних, и приводить их в судебное много, где они содержались под арестом, доколе подсудимый не являлся в суд. Дом подсудимого с его пожитками опечатывался и приставлялся к нему караул. При поимке подсудимого, употреблялось содействие и местного гражданского начальства.
Показанный способ вызова для допроса употреблялся не только для лиц ведомства духовного, но и гражданского. В случае долговременной неявки подсудимого к допросу, подсудимый вызываем был, по Форме суда, публикацией, которая происходила объявлением при барабанном бое в общественных местах, что такой-то вызывается к суду. Сего рода публикация входила в существо самого дела, т. е. дело продолжалось в ходе своем и без подсудимого
Розанов Н. П. История Московского епархиального управления со времени учреждения Св. синода. (1721-1821) т.1. М., 1870, с. 74.
Скоро ли Гундяев восстановит эту славную традицию заложников?
***
ll. Особые виды (случаи) проступков в духовенстве.
1) Слово и дело.
§56. Вероятно от крамол самозванщины, или от других древнейших безпорядков в государстве Российском, образовался в Poccии обычай делать бездоказательные доносы в измене отечеству, — обычай известный под именем «слово и дело», которыми заявлял себя доноситель.
Эта язва проникла и в духовенство. Св. Синод, указом 18 апреля 1722 г. объявил, «что из монашествующих многие сказывают за собою слово и дело, а когда, по присылке в Синод, бывают о том спрашиваны, тогда не точно такой важности, какая в слове и деле заключается, не объявляют; но признаются, что силы того слова и дела не знают». В 1733 г. 2 ноября, по духовному ведомству, состоялся также указ, чтоб духовных за сказывание слова и дела предавать светскому суду и виновных, лишая сана в духовном суде, годных отдавать в солдаты, а престарелых отсылать в Сибирь.
с.79
1) Виды (мера) наказаний.
§ 58. Обыкновенными наказаниями в то время были, как для светских, так и для духовных лиц, наказания телесных, как-то: содержание в оковах, удары па телу плетьми, шелепами, батогами.
В определениях Дикастерии чаще всего встречаются выражения: учинить нещадное плетьми нказание, чтоб на то смотря и другим чинить таких предерзостен было не повадно». При тяжких винах Дикастерия соединяла один род наказания с другим, как-то, наказав плетьми, отсылала для содержания в монастыре в тягчайших трудах и т. п.
Священники, как сельские, так и московские, равно и диаконы и причетники, наказываемы были плетьми в Дикастерии публично. Равно монашествующие, без различия их сана и пола, подвергались наказаниям плетьми, как в стенах Дикастерии, так и в монастырях, при собрании братии.
К легчайшим наказаниям того времени, можно отнести, употребление осужденных в мукосеяльные труды и взыскание денежных штрафов.
2. Содержание колодников.
§59. Подсудимые содержались в колоднической палате, находившейся при канцелярии Дикастерии. По определениям Дикастерии содержание колодников назначалось в более или менее тяжких оковах. К оковам принадлежали большие и малые цепи, ручные и ножные железа, рогатки и т.п.
|
</> |