Церковь-наш современник. Вопросы и опросы
seva_riga — 23.06.2015 Любой российский городок, это царство церквей. Даже после большевистского разгрома их количество поражает. А когда читаешь про дореволюционное время, создается впечатление, что своя церковь была на каждой улице и у каждого хутораСегодня в Москве:
В связи с этим незамысловатый вопрос:
Нашим предкам, что, делать было нечего? Такое количество культовых сооружений, это же дикое отвлечение ресурса. Причем не только на строительство, но и на содержание. Можно конечно просто и умиленно шмыгать носом по поводу потрясающей религиозности населения, но, как говорил Станиславский: "не верю".
Потому что изучая крестьянский быт и крестьянские обычаи, удивляешься их рациональности. Даже архитектура крестьянских дворов была направлена на максимальное энергосбережение. А по-другому и быть не могло. Климат суровый, почвы бедные. Два урожая, как в Европе, никак не снимешь. Работать приходилось на износ, чтобы в течении очень короткого периода, находясь в постоянном цейтноте, сделать то, что на Западе можно было делать не торопясь и вразвалочку. И вот на этом фоне - вдруг такая религиозная расточительность. С чего бы это?
Во время посещения столицы Московские экскурсоводы подробно рассказали про становление города, вокруг которого были воздвигнуты монастыри, имевших прежде всего оборонное значение. Чем полностью подтвердили мою версию о русских монастырях, как базах спецназа (http://seva-riga.livejournal.com/66946.html)
Но тогда логично, что и церкви играли вполне светскую роль в общественном быте, решая совершенно бытовые проблемы населения. Давайте попробуем их перечислить:
- Конечно же дозорные и оборонные функции, ибо храм - самое высокое и нередко - единственное каменное сооружение
- По этим же причинам - церковь - это сейфовое хранилище для прихожан
- Церковь - это конечно же обучение. Церковно-приходские школы - это массовая единообразная грамотность. Семинарии - хай-класс гуманитарного образования
- Церковь - это настоящая социальная сеть, которая позволяла разобщеннному своими проблемами и расстояниями населению собираться в определенное место и в определенное время и просто общаться на любые, совсем не обязательо религиозные темы. То есть церковь - это "одноклассники" и "фейсбук" наших предков в одном флаконе
- Церковь - это место психологической реабилитации, которую в США, например, взяли на себя и с успехом эксплуатируют сонмы психоаналитиков и реабилитологов
- Церковь - это еще и инструмент взаимопомощи. Пришедший с Запада краудфаунтинг был известен нашим предкам 1 000 лет назад, также, как и социальная служба - это просто усовершенствованная система церковного призрения
- Церковь - это конечно же благотворительность в мини и микро - масштабах, причем тупая раздача "всем, кто попросит" не поошрялась никогда. Фейс-контроль просящих на паперти и "чеккинг" их социального положения велся достаточно пристрастно. А вот разбрасывание монет при выходе из храма однозначно расценивалось, как деяние бесовское...
То есть церковь для наших предков решала массу абсолютно бытовых проблем и создавала тот минимум социального комфорта, без которого выжить в наших суровых климатических условий было бы крайне затруднительно.
Однако всю эту благостную картину как червь изнутри начало грызть разложение с момента превращения церкви в госучерждение, а священников - в чиновники. После петровских реформ церковь медленно, но верно теряла прежде всего свои социальные функции, превращаясь в добровольно-принудительное мероприятие, которое неминуемо привело к деградации, признаки которой так яростно критиковал православный художник Перов:
Думаю, именно картины Серова в натуре чаще видели перед собой прихожане в 1917м. К тому времени форма и обрядовость изрядно выхолостило содержание, а из символа веры и православие превратилось в символ обанкротившегося самодержавия. Наверно именно поэтому революционный разгром храмов стал возможен вообще...
Постепенная реабилитация церкви, начиная с Отечественной войны с окончательной реабилитацией её 90е, пока восстановил форму, обрядовость, символизм, но никак не место церкви в российском гражданском обществе. И в этом сегодня я лично вижу очень большую опасность. Потому что зацикливание именно на внешней, ритуальной части религии, без решения церковью абсолютно бытовых, повседневных проблем современного населения, неизбежно и очень быстро ведет к автаркии и далее - сектанству, отдельные проявления которого уже присутствуют и не дай Бог - будут развиваться.
Изложив свою точку зрения, я сознательно обрывая заметку на том месте, где, по всем законам жанра, надо начать излагать свои предложения и прогнозы. Не делаю я этого по двум причинам:
- Мои заключения и предположения могут показаться ничтожными большинству читателей, и тогда дальнейший разговор на эту тему полность теряет свой смысл
- Я могу просто не знать какие-либо инновации и инициативы, которые уже решают данную проблему. Но их вполне может знать кто-то из моих комментаторов, которого нижайше прошу поделиться своей информацией
|
</> |