Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

топ 100 блогов ru_aviation13.09.2020 Мне пока так и не удалось подробно разглядеть этот самолет в музее, но надеюсь такая возможность еще представится. Итак: Т-4 (изделие 100, или «сотка» — главный конструктор Наум Семенович Черняков) — ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец ОКБ Сухого(на Западе он считается советским аналогом более раннего американского бомбардировщика-ракетоносца XB-70 «Валькирия» и называется соответственно «Русская Валькирия»). Т-4 предназначался для уничтожения авианосных ударных групп противника и ведения стратегической разведки.
Традиционно в КБ Сухого, воссозданном в 1953 году, программы проектирования разделялись на две группы: «программа Т» («треугольное крыло») и «программа С» («стреловидное крыло») — отсюда и происходят индексы опытно-экспериментальных самолётов. Построено четыре самолета: 1+2+1 («101», «102», «103» и «100С»).
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Центральный музей ВВС в Монино ч1
Центральный музей ВВС в Монино ч2
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.


Наш самолет это самый первый прототип Т-4, изделие 101. 22 августа 1972 года шеф-пилот Герой Советского Союза В.С.Ильюшин вместе с заслуженным штурманом СССР Н.А.Алферовым поднял Т-4 в воздух. Полет продолжался 40 мин. На изделии 101 был проведен первый этап летных испытаний, включавший в себя 9 полетов. 22 января 1974 года состоялся первый полет (десятый по счету) второго этапа летных испытаний. В нем Т-4 достиг высоты 12000 м и скорости 1,36 М. Но к марту 1974 года все приостановилось. Общий налет «101» составил 10 ч 20 мин. После 8-летней стоянки в Жуковском самолет «101» в 1982 году был установлен в Музее авиационной техники ВВС при Военно-воздушной академии им.А.Гагарина в г.Монино.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Основное назначение сверхзвукового ударно-разведывательного комплекса Т-4 (заводской номер-изделие 100) заключалось в поиске и уничтожении крупных надводных целей типа авианосцев, ракетоносцев, морских транспортов, наземных объектов стратегического назначения, а также в ведении воздушной разведки. Планировалось, что самолет, имеющий взлетную массу 100-110 тонн при крейсерской скорости 3000-3200 км/ч на высоте 20- 24 км без подвесных топливных баков, будет иметь дальность 6000 километров. Эксплуатация самолета намечалась с аэродромов 1-го класса. В конце 1963 года ударно-разведывательный самолет Т-4 отдельным Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР был принят к разработке.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Совместная работа с ЦАГИ позволила к 1963 году сформировать аэродинамическую компоновку, легшую в основу предварительного эскизного проекта. Окончательный аэродинамический облик самолета сложился в 1965 году. В декабре 1966 года в срок, установленный заказчиком, ОКБ П. О. Сухого предъявило командованию ВВС СССР полноразмерный макет самолета (длиной 43,7 м с размахом крыла 22 м) и эскизный проект. Макетной комиссии, назначенной приказом Главкома ВВС, в период с 17 января по 2 февраля был представлен на рассмотрение самолет Т-4 в двух вариантах - ударном и разведывательном.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Окончательная аэродинамическая компоновка самолета, получившего одобрение комиссии, имела следующие черты:
была разработана по аэродинамической схеме утка;
несущая поверхность самолета состояла из наплыва, плавно переходящего в центроплан, и центроплана и консолей крыла с прямой механизированной по всему размаху задней кромкой;
тонкий фюзеляж большого удлинения и круглого поперечного сечения был снабжен цельноповоротным, с прямой осью вращения, высокорасположенным относительно фюзеляжа передним горизонтальным оперением; однокилевым, с рулем направления с небольшим форкилем, вертикальным оперением; поворотной носовой частью фюзеляжа; гаргротом, расположенным на верхней поверхности фюзеляжа;
двигатели были установлены по схеме пакет в единой мотогондоле, с центральным воздухозаборником с вертикальными поверхностями торможения, с вертикальным клином, делящим воздухозаборник на две половины, каждая их которых обслуживает два двигателя;
передняя опора шасси убиралась в вертикальный клин центрального воздухозаборника, основные опоры шасси - в ниши, расположенные в мотогондоле между воздушными каналами и ее внешним бортом;
вооружение самолета устанавливалось на две открытые точки подвески, расположенные параллельно под мотогондолой.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

В 1965 году были выданы технические задания разработчикам на проектирование отдельных агрегатов и систем самолета, а также на натурные стенды. В том же году разработаны чертежи отсеков крыла и фюзеляжа для статических и динамических испытаний и отработки технологий их изготовления.

В 1966 году было закончено предварительное проектирование и начат выпуск рабочих чертежей. Полный их комплект на первый опытный самолет (изделие 101) и самолет для статических испытаний (изделие 100С) был выпущен в 1968 году. В этом же году началась постройка самолета 101. В 1969 году была закончена сборка головной и боковой частей фюзеляжа с центропланом, а в 1970 году сборка агрегатов самолета была закончена полностью.
Почти одновременно в 1968 году в производство были запущены чертежи планера второго опытного самолета (изделие 102), затем в 1970 году - третьего опытного самолета (изделие 103), а в 1971 году - четвертого (изделие 104).
В 1971 году совместно с Тушинским машиностроительным заводом была завершена постройка первого опытного самолета 101 и 30 декабря он был перевезен из сборочного цеха ОКБ П. О. Сухого на летно-испытательную базу.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

В течение четырех месяцев на самолете проводились доводочные работы, а также отладка и отработка систем, осуществлялись попарные и общие запуски двигателей.
20 апреля 1972 года самолет был принят экипажем на летные испытания. В ходе испытаний 101 выполнено восемь рулежек, из которых четыре были скоростными, с разгоном до скорости 260-290 км/ч и с отрывом носового колеса. Скоростные рулежки выполнялись с помощью систем дистанционного управления, с включенными демпферами, при работе внутренней пары двигателей на максимальном форсажном режиме, а внешней пары - на максимальном бесфорсажном режиме. По окончании скоростного участка рулежек двигатели дросселировались до малого газа, выпускался тормозной парашют и производилось торможение самолета. Результаты проведенного эксперимента подтвердили, что система дистанционного управления имеет лучшие характеристики и более предпочтительна для летчика. Учитывая надежность ее работы благодаря четырехкратному резервированию, было принято решение: первый полет выполнять при управлении самолетом посредством дистанционной системы.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Первый полет экспериментального самолета 101 состоялся 22 августа 1972 года. Его пилотировали заслуженный летчик-испытатель Герой Советского Союза В. Ильюшин и заслуженный штурман Н. Алферов.
Полет проходил при взлетном весе самолета 77300 кг. Шасси в воздухе не убиралось. При взлете внутренние двигатели работали на максимальном форсажном режиме, а внешние - на максимальном бесфорсажном. В полете на высоте 3000 м производилась качественная оценка устойчивости и управляемости самолета и работы силовой установки. Была выполнена имитация посадки самолета пролетом над полосой. Как и было предусмотрено, полет обеспечивался дистанционным управлением. Торможение самолета на пробеге выполнялось основной тормозной системой и тормозным парашютом. Продолжительность первого полета - 40 минут. Вес топлива составлял 20000 кг.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

После первого полета испытания 101 были приостановлены для замены главных опор шасси на модифицированные с доработанным механизмом разворота тележки при уборки шасси.
Перед вторым полетом, который состоялся 4 января 1973 года, на самолете была выполнена скоростная рулежка. Шасси в полете не убиралось. В горизонтальном полете на высоте 3000 м при скорости 500-550 км/ч выполнялись дачи по крену и тангажу, импульсы рулем направления и элевонами по тангажу, проверялась работа двигателей и системы автоматического управления тягой. Максимальная высота полета 5000 метров, продолжительность- 41 минута, максимальная приборная скорость не превышала 630 км/ч. На снижении был выпущен перископ для проверки обзора через него. Посадка произведена с остатком топлива не более 4000 кг.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

В третий раз самолет 101 поднялся в воздух 14 февраля 1973 года. В полете была произведена попытка уборки шасси. Однако внутрь вошли только передняя и правая основные опоры шасси - левая основная опора шасси осталась снаружи. Выпуск шасси прошел нормально.
По плану летных испытаний первого этапа намечалось 10 полетов самолета 101, из них практически проведено девять. Первые 5 полетов выполнялись с неубранным шасси. В пятом полете взлетный вес составлял уже 101700 кг. В девятом, который состоялся 6 июля 1973 года, проводилась оценка устойчивости и управляемости самолета в процессе разгона с набором высоты с 10000 м до 12000 м, числа М со значения 0,9 до 1,3 торможения.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Летные испытания первого этапа прошли удачно. В отчете о проведении заводских летных испытаний самолета Т-4 (заводской шифр 101), подписанном заместителем главного конструктора, ведущим летчиком-испытателем В. Ильюшиным, сказано, что "самолет на рулении прост и хорошо управляем, на взлете устойчив и не имеет тенденции к самопроизвольному рысканию или подъему носа. Очень хороший обзор с опущенной головной частью фюзеляжа значительно облегчает выполнение руления, взлета и посадки самолета. Взлетный угол выдерживается просто, отрыв самолета происходит плавно. После подъема носовой части фюзеляжа полет происходит по приборам. Установленный на самолете перископ дает хороший обзор вперед. Набор высоты прост и не требует от летчика повышенного внимания. В горизонтальном полете самолет управляем хорошо. Разгон и проход скорости звука спокоен, момент прохода М=1 отмечается только по приборам. Заданный режим легко выдерживается элевонами и передним горизонтальным оперением. Интенсивность разгона самолета достаточно хорошая. Заход на посадку и посадка просты. Наличие автомата управлением тяги полностью разгружают летчика от работы двигателями на режиме захода на посадку. Самолет касается земли плавно, без тенденции к козлению или самопроизвольному опусканию носа, на пробеге самолет устойчив и хорошо управляем. Тормозные парашюты и тормозная система, система колес эффективны".
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Кроме того, следует отметить, что по результатам летных испытаний самолета 101 полученные летные характеристики совпали с расчетными. Агрегаты планера, изготовленные из титановых сплавов и стали в 1968 году, в течение пяти лет эксплуатации не имели нарушений прочности и герметичности ни по одной из сварных точек.
Сборка экспериментального самолета 102 была закончена в 1973 году, в четвертом квартале того же года намечалось начать его летные испытания.
На ТМЗ изготовили агрегаты планера для третьего самолета - 103 - и произвели их окончательную сборку. Летные испытания этого самолета предполагалось начать в третьем квартале 1974 года. В перспективе была сборка и четвертого самолета 104, а также постройка 105 и 106 экспериментальных самолетов.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Первый опытный самолет 101 в дальнейшем намечалось использовать для отработки бортовых систем, определения устойчивости и управляемости на максимальных скоростях полета и для определения летно-технических характеристик.
Самолет 102 планировалось использовать для отработки навигационной комплекса, а 103 - для реальных пусков управляемых ракет. На самолете 104 предполагалось отработать вопросы применения бомбового вооружения, пуска управляемых ракет, а также провести ряд испытаний для оценки дальности полета. Самолет 105 предназначался для отработки систем радиоэлектронного оборудования, а самолет 106 - для отработки всего ударно-разведывательного комплекса в целом.
Закрытие работ по теме Т-4 перечеркнуло все эти планы.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Первый экспериментальный трехмаховый самолет Т-4, совершивший 9 полетов, был в 1982 году отправлен на вечную стоянку в Монинский музей ВВС. Фрагменты самолета 102 экспонировались в ангаре Московского авиационного института, но впоследствии были разрезаны и увезены на переплавку.
Такая же судьба постигла и частично собранную машину 103.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Насколько я понял кабина в нем совсем пустая....?
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Крупнее лобовое стекло кабины.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Двигатели закрыты заглушками. А сами они на месте?
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Крупнее
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Самолет заботливо установлен на подставки под стойками.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Общий вид спереди.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Воздухозаборники с центральным клином.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

И снова лобовое стекло.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4
ЛТХ:
Модификация Т-4
Размах крыльев, м 22.0
Длина, м 44.0
Высота, м 11.2
Площадь крыла, м2 295.7
Масса, кг
пустого самолета 55600
нормальная взлетная, кг 114000
максимальная взлетная, кг 135000
Тип двигателя 4 ТРД РД36-41
Тяга, кгс 4 х 16000
Максимальная скорость, км/ч 3200
Крейсерская скорость, км/ч 3000
Дальность полета, км 7000
Разбег, м 950-1050
Пробег, м 800-900
Практический потолок, м 18000
Экипаж, чел 2
Вооружение: 2 стратегические ракеты воздух-поверхность



И в догонку немного фотографий от 24 августа 2019 года:
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Основные стойки.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Кабину попытались гидроизолировать с помощью алюминиевого скотча?
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Передние крылышки зафиксированы.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Рисунок на воздухозаборнике.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Крепление основной стойки.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Носовая стойка.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

А что это снизу за воздухозаборник?
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Правая основная стойка.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

В процессе родился шедевр под названием "Три грации"...:-)))
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Хотя есть еще много напрашивающихся названий:-)) Может конкурс объявить?:-)))
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Или вот так?
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Лобовое стекло кабины. Видно, что там не все хорошо...
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Носовой обтекатель.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Киль.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Общий вид самолета.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Клин между воздухозаборниками.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Носовая стойка.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Нос
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Механизация крыла.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Воздухозаборники.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Основная стойка.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Снова лобовое стекло.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Дополнительные передние крылышки.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Фото 278.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Воздухозаборники.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

А что это за антенна на киле? Или что это?
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Фото 281.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Общий вид справа.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Номер 101.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Кабина.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Фото 289.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4





А теперь немного видов сверху.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Рядом с собратьями.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Вид сзади.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Фото 131.
Центральный музей Военно-воздушных сил РФ 2018: единственный сохранившийся Т-4

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Немецкие овчарки умные собаки, которые легко поддаются дрессировки и способны выполнять множество сложных команд. Одной из таких уникальных собак является Барон – сверхумный пёс, который с лёгкостью приведёт квартиру в полный порядок! Этот чистюля умеет мыть полы, загружать грязную посу ...
Правоохранительные органы США арестовали подозреваемого в попытке устроить ...
Скрипаль был отравлен неким нервно-паралитическим веществом , по сути, аналогом VX или зарина. Таким ядом был в свое время отравлен брат Ким Чен Ына. Этим и объясняются действия властей по дезактивации территории, на которой произошло отравление. Пока официальных заяалений нет, ...
Пару дней назад укры начали рассказывать, как я тут в Крыму последний хрен без соли доедаю и как мы все жалеем за Украиной. Придётся укров разочаровать и немного рассказать о реалиях и как они менялись с течением времени. Первыми переход в Россию оценили пенсионеры. Минимальная пенсия ...
Несколько скетчей акварельными карандашами. Бамбук Бамбук с необычного ракурса. На письменном столе ...