Буря в стакане виски
novayagazeta — 28.06.2014Претензии к «Эху Москвы» по поводу неучтенной рекламы могли быть связаны с укреплением позиций новой дирекции. Это — версия оптимистов.
Фото: Евгений ФЕЛЬДМАН — «Новая»
Аудиторы из Pricewaterhouse Cooper’s, недавно завершившие проверку «Эха Москвы», нашли у радиостанции неучтенную рекламу за 2013 год. Эта, казалось бы, корпоративная история мгновенно просочилась в СМИ, причем главным спикером выступил не кто-нибудь, а первый заместитель председателя правления «Газпром-медиа» Владимир Шемякин, несмотря на то, что в пресс-службе компании «Новой» заявили, что не понимают, как эта история оказалась в лентах информагентств.
В своих комментариях Шемякин, представитель основного акционера «Эха», не стеснялся в выражениях: грозился вынести вопрос о недополученной прибыли от неучтенной рекламы на совет директоров и даже заявил: «Для компании это ЧП».
В пресс-службе компании Pricewaterhouse Cooper’s отказались раскрыть детали проверки: «Мы не комментируем информацию о наших клиентах».
Позднее ситуацию объяснил главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов. По его словам, разница между прибылью и объемом проданного рекламного времени связана с социальной рекламой МВД. Вместо того чтобы брать деньги за трансляцию рекламных роликов МВД о найме участковых в Москве, радиостанция делала это безвозмездно.
Впрочем, совет директоров, на котором Шемякин ожидал подробного обсуждения этого вопроса, может и не состояться вовсе. Некоторые СМИ сообщали, что он назначен на 30 июня, однако, как рассказал «Новой» Алексей Венедиктов, вряд ли это произойдет: «Я являюсь членом совета директоров, поэтому я должен получать повестку к каждому заседанию. Повестка, конечно, должна присылаться заранее. Ни один из членов совета не внес этот вопрос в список на ближайшее заседание».
В «Газпром-медиа» также не подтвердили, что обсуждение
неучтенной рекламы может состояться 30 июня. Что-то подсказывает,
что сама история затевалась не для внутреннего разбирательства.
Очень уж подозрительно выглядит такой внезапный выброс
корпоративной информации в медиа, громкие слова Шемякина и — почти
сразу — тишина. Никто не торопится ни с советом директоров, ни с
дальнейшими разбирательствами. Более того, спустя несколько дней
пресс-секретарь «Газпром-медиа» Дарья Шуваева успокаивает:
«Претензий к Венедиктову с нашей стороны нет. Думаю, он предоставит
разъяснения, и вопрос будет решен в рамках закона». По словам
Шуваевой, аудит — стандартная ежегодная процедура: «Газпром-медиа»
заказала аудит не только «Эха Москвы», но и многих других
активов.
«Все происходящее мы считаем психологической атакой
со стороны господина Шемякина, который пытается таким образом
объяснить, почему в феврале этого года был заменен наш генеральный
директор», — считает Алексей Венедиктов.
Нездоровая атмосфера, царящая в российских СМИ в последнее время,
проникла на «Эхо Москвы» в феврале. Тогда в редакцию на Арбате
пришел новый генеральный директор: вместо проработавшего более
двадцати лет Юрия Федутинова собрание акционеров назначило на
должность Екатерину Павлову. За те месяцы, что Павлова занимает эту
должность, ее работу в глазах общественности характеризует
известная история с дресс-кодом. В апреле по инициативе Павловой
редакция получила «правила внутреннего распорядка», по которым
журналистам предлагалось запретить носить майки, топы на
бретельках, шорты и шлепанцы. Заместитель главного редактора «Эха»
Владимир Варфоломеев написал в своем фейсбуке пост с заголовком:
«Новое «Эхо»: опрятное, неэкстремистское и хранящее
секреты». Видимо, некоторые были бы не против превратить «Эхо»
во вторую «Ленту.ру», редакция которой теперь в социальных сетях
описывает себя как «вежливая» — это определение пришло на смену
«дорогой», когда большая часть коллектива в знак протеста против
увольнения главреда Галины Тимченко покинула «Ленту», а на смену
пришла новая команда.
Впрочем, тогда Алексею Венедиктову удалось добиться отмены дресс-кода для сотрудников радиостанции. Главный редактор сообщил, что им с Павловой удалось прийти к пониманию того, что журналисты, работающие в разных условиях, не должны подчиняться правилам дресс-кода.
Еще одна новость, взволновавшая слушателей «Эха»: с 1 июля
радиостанция прекращает вещание в УКВ-диапазоне. Такое решение
принято по инициативе руководства радиостанции.
«Отказ от вещания на УКВ, это, конечно, чрезвычайно
эффективное решение генерального директора в борьбе за аудиторию
(пусть даже этот диапазон и приносил меньшую долю рейтинга)», —
написал Владимир Варфоломеев.
Впрочем, Алексей Венедиктов призывает по этому поводу не
беспокоиться: «Вещание на УКВ было очень затратно. По нашим
оценкам, всего лишь около 3% слушателей в Москве и области
пользовались только УКВ». Венедиктов пояснил, что если этот шаг и
лишит радио части аудитории старшего возраста, руководство готово
пойти на это: «Мы добились приличного вещания в интернете, а Москва
поголовно охвачена высокоскоростным соединением, так что пусть
внуки и дети помогут бабушкам и дедушкам слушать нас через
интернет».
Журналисты «Эха», впрочем, пока особо не волнуются: обстановка в редакции спокойная, руководство поддерживает корреспондентов и призывает не обращать внимания на подобные истории — «и не такое переживали».
Впрочем, некоторые все же делятся: «Нам всегда говорят, что в
этих историях нет никакой политики, только бизнес. Но свежо
предание... Был гендиректор, который двадцать лет проработал, врос
корнями, а потом его очень неуклюже убирают. Конечно, это рычаг
давления на Венедиктова и на радиостанцию».
Сам Венедиктов шутит: «Эта история имела и позитивную
сторону. В ходе публичной дискуссии все узнали, что с главным
редактором самой популярной в Москве радиостанции в течение трех
месяцев не могли заключить трудовой договор. Не было бы публичного
скандала — так бы и не заключили. Теперь договор, который меня
полностью устраивает, вынесен на обсуждение совета
директоров».
Менее оптимистично случившееся воспринял экс-гендиректор «Эха» Юрий
Федутинов, заявивший агентству ИТАР-ТАСС: «Это никак не связано ни
со мной, ни с итогами работы «Эха Москвы» в 2013 году. Думаю, это
связано с сегодняшним днем. И в ближайшее время мы увидим не один и
не два неприятных сюрприза по поводу сегодняшнего дня. По моим
ощущениям, на «Эхе» происходит что-то нездоровое».
Ольга
Просвирова
корреспондент
|
</> |