"Буржуи" и "контра" о Советах и театре (и не только)
d_v_sokolov — 04.05.2025
Прочитал книгу В.В. Шульгина "1921 год" - о нелегальной
поездке в Крым в 1921 году. Записи соратника Василия Витальевича,
монархиста, русского националиста, журналиста и публициста
В.Лазаревского - та часть повествования, которую читал с особенным
интересом. Кроме того что написано все с определенной толикой юмора
и иронии (только такой подход позволяет показать весь гротеск жизни
в подсоветской России в начале 1920-х), там много подтвержденных
иными источниками детальных описаний жизни в красном Крыму - в
период, когда массовый красный террор уже закончился, а массовый же
голод - еще не начался. Период, когда первая трагедия - всюду
напоминает своими отголосками и последствиями, а вторая - уже
проявляется, но еще не заявила о себе в полный голос.
Из Крыма В.Лазаревский перебрался в Одессу, оттуда - в Киев, а
потом уже нелегально перейдя границу - вернулся на Запад.
В общей сложности - его пребывание на нелегальном положении
продлилось до начала 1921 г. И было сопряжено с немалым риском.
В Киеве автор записок быстро восстановил прерыванные контакты. И
потом, уже приступив к изложению увиденного и услышанного - оставил
яркие зарисовки. В т.ч. о том, как его собеседники рассуждали о
влиянии советских реалий на театр, какие постановки в тот период
имели место быть. А также какие слухи и толки возникали в то
сумбурное и страшное время.
Кстати, в тексте фигурирует термин "чекизм". Таким образом, слово -
вовсе не новодел. Оно уже в начале 1920-х употреблялось.
И еще. В приводимой цитате, собеседники автора, транслируя
субъективные мысли, суждения, пытаются со своей стороны разобраться
насчет Ильича и его секрета власти. И даже высказывают некоторые
комплиментарные оценки. Опять же - не в порядке апологии, а в
порядке понять. Одновременно это некоторая фиксация смятения умов и
переживания ситуации Смуты.
В тексте много таких зарисовок. Не только с участием тех, кого
советская власть изображала своими классовыми врагами, но и с
участием тех, кого она ставила в пример.
__
"— Но когда же вы, наконец, бросите вашу политику, —
вмешалась опять блондиночка. — Какие вы упрямые… Ах, кстати, вы мне
напомнили этой статьей… Вы знаете, что запретили
«Гейшу»…
— Что вы говорите? — оживилась брюнетка. — Над этой
постановкой столько работал театр… Я собиралась пойти…
— Вот как раз «за профанацию буденовских лозунгов»… Туда
вставили какие-то куплеты о Евбазе, а главное, в одной из сцен
какой-то артист заявил: «Даешь Мимозу»…
Васька как-то смешно по-детски прыснул… Бизон захохотал и так
сморщил нос, что пенсне слетело на пол.
— Все-таки это странно, — сказала брюнетка. — Отчего
большевики взъелись на эту несчастную «Гейшу»… А вот в Одессе, где
собран fine fleur чекизма… Я недавно была в Одессе и случайно
видела пьесу… Где-то на базаре, в каком-то народном театре… Там
фигурировали Ленин, Троцкий, Деникин, Врангель, белогвардейские
офицеры, коммунисты — все вместе… И Троцкий был обрисован не
особенно почтительно… Чем-то вроде интернационального Фра-Диаволо
на национально-еврейской подкладке… Он прыгал с одного конца сцены
на другой — «воевать так воевать», «расстрелять так
расстрелять»…
— Ну а Врангель?
— Врангель там изображен настоящим бандитом… Он вешает
мирных жителей, а его офицеры в это время грабят… Но в грабеже
принимают участие и… красные комиссары…
— А что же Ленин?
— Ленин в отчаянии… Хлопает по плечу
Деникина…
«Завидую, говорит, тебе, дружище, Антон Иванович… Живешь
ты себе частным человеком, не видишь всей этой мерзости… Тяжело нам
с тобой, идеалистам, справляться со всей этой бандой… Видно, скоро
и мне придется последовать твоему примеру…» И еще что-то в этом
роде…
— Ниночка, — сказал Бизон, — что такое «Р.С.Ф.С.Р.»?
Знаете?
Ниночка пожала плечами.
— Российская социалистическая…
— Ничего похожего… Редкий случай феноменального
сумасшествия расы… А что такое «В.С.Н.Х.»?
— Это я знаю, — перебил брюнетка. — Воруй скорей, нет
хозяина…
— Господа, — вмешался Вася, — расскажите Вольдемарчику
пьесы… Кажется, Ниночка знает…
— Да я уже забыла… Там много…
— Какие пьесы, в чем дело?
— Да это недавно было… Когда праздновали годовщину
пролетарской революции… Московская юбилейная комиссия предложила
всем учреждениям поставить пье-
сы соответствующего содержания… И вот кто-то придумал
примерный список…
— Я вспомнила, что для Cовнаркома, — сказала Ниночка, —
«Не в свои сани не садись»… А для Соцобеза — «С миру по рубашке,
голому нитка»…
— А для Наркомпроса — «Власть тьмы»…
— Я вспомнил, — закричал Бизон, — для Чека «Разбойники»
Шиллера, а для Особого отдела — «Искатели жемчуга»…
— А для Троцкого — «Царь иудейский», — сказала
Ниночка.
— Как же это? Ведь пьесы ставятся
учреждениями.
— Ну, такие высокие особы, как Троцкий, должны ставить
пьесы самостоятельно.
— Что же ставит Ленин?
— Ленин? «Горе от ума»… Правда, остроумно?
— Да, с своей точки зрения… Вот, кстати, если уж об этом
зашел разговор — не можете ли вы мне объяснить, почему ум Ленина
получил в России общее признание…
Откуда этот массовый психоз?
— А разве он не умный?.. В таких трудных условиях он
сохраняет власть четыре года… И потом… Бизон, скажите, почему еще
Ленин умный…
Бизон — единственный, кажется, из моих гимназических
товарищей, который, искусно лавируя в бурных потоках войны и
революции, кончил университет и даже числился где-то некоторое
время помощником присяжного поверенного. И он успел усвоить
адвокатские приемы речи.
Он встал, снял пенсне, обвел взглядом присутствующих и
только тогда начал говорить…
— Я попытаюсь, не впутывая своего личного мнения,
суммировать те построения или, вернее, настроения, которые создали
Ленину авторитет выдающегося ума далеко за пределами
коммунистической партии — до самых непримиримых политических
противников включительно. Поскольку речь идет о настроениях широких
кругов, даже масс, мне кажется, здесь сыграла роль его несомненная
способность к переоценке ценностей. И потом — его большая
искренность. И смелость в признании недостатков строя и своих
ошибок. Я помню, какой фурор произвела его ходячая фразка:
«Настоящих коммунистов в России три — Ленин, Ульянов и я…» Или его
заявление, что в коммунистической партии шестьдесят процентов
дураков и тридцать процентов мерзавцев. И наконец, его последняя
речь, которая приобрела широкую известность…
Его слова на съезде политпросветов, где он заявил, что
коммунистическая партия показала свою неспособность к управлению и
вследствие этого явилась необходимость допустить буржуазию к
экономической конкуренции…Буржуазия будет хозяйничать рядом с
коммунистами, заявил он, и коммунисты должны у нее учиться и
научиться хозяйничать лучше ее… А затем крестьянство должно будет
решить — кто лучше и честнее: буржуазия или коммунисты… Он говорил,
что коммунисты должны готовиться к этому экзамену, потому что
партия только тогда укрепит свою власть, если крестьянство
сознательно пойдет за нею… Иначе коммунисты рано или поздно должны
будут уступить власть… Мне кажется, здесь видна способность
разобраться в обстановке… сделать умные выводы… Ты не
находишь?
— Мое мнение такое… Способность открыто сознать свои
ошибки — конечно, почтенное качество. И здесь Ленину следует отдать
справедливость. Но только… Мне кажется, для крупного
государственного ума это и не необходимо, и недостаточно…
Согласись, есть много государственных деятелей, которые этим
качеством не обладали. И с другой стороны, недостаточно этого
качества, чтобы быть государственным деятелем. И потом… я не знаю,
эти самоизругивающие декларации Ленина… Ведь они принимаются
партийными приятелями Ленина как
façon de parler…Весь окружающий Ленина кагал за каж- дым
его выпадом заводит один и тот же refrain — «но до чего скромный
человек наш Ильич…» Говорит только об одних недостатках… Ну так с
тем большим правом мы будем твердить о его и наших достоинствах… И
кто знает, не имеют ли своей целью выпады Ленина именно вызвать
повторение рефрена… Мне кажется, он и сам рассматривал свои
выступления как fason de parler… А на самом деле? На самом деле —
там, где он говорит «мы глупы», надо сказать «мы сумасшедшие», там,
где он говорит — «коммунисты шкурники», надо сказать «коммунисты
преступники, грабители, убийцы», и еще во сто раз больше того, ибо
нет такой статьи божеских и человеческих законов, преступление
против которых, издевательство над которыми они бы не возвели в
право и обязанность правоверного коммуниста. У Ленина есть
другое…
Здесь я приведу не мое мнение… Я скажу, как рассматривают Ленина
там, в эмиграции… Лучшие умы эмиграции… Ленин — это человек с очень
маленьким умом, настоящий тяжелодум, почти тупица… Одаренный при
этом колоссальной, гипертрофированной волей… Это феномен воли,
удивительный выродок воли, созданный природой как бы в виде
компенсации, в виде протеста против всеобщего русского безволия… И
в этом вся его громадная сила… Роковым стечением обстоятельств эта
воля совпала, как, зачем и почему — другой вопрос, — совпала с
волей заклятых наших врагов…"