Будет ли пересмотр итогов приватизации?
goodspb — 01.08.2016 Вопрос, на самом деле, достаточно риторический. Поскольку принятие решения о пересмотре итогов приватизации находится исключительно в поле «политической воли». Собственно, все необходимые сведения о преступном характере случившегося в «лихие 90-е» дележа государственных активов имеются довольно давно – 14 лет уже тому. Имеется в виду доклад Счетной палаты России 2004 года под названием «Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993—2003 годы».Сейчас трудно представить, каким образом в самые первые годы после «лихого десятилетия» было принято решение о создании этого архиважного (и архиопасного) документа. Но нет никаких сомнений, что потребность в нем была самая насущная: необходимо было срочно дать по рукам и другим местам многочисленным олигархам, люто стремившимся к полной и неограниченной власти.
По большому счету, о том, что случившаяся приватизация – это вредительство государственного масштаба, догадывались все, как говорится, «от мала до велика». Но признание этого факта ранее выглядело невероятным: под угрозой крушения могло оказаться столь трепетно возводимое здание «бандитского капитализма» (словосочетание за авторством «архитектора» приватизации А. Чубайса).
Заключение Счетной палаты подтвердили подозрение о криминальном характере приватизации на все 100%. В докладе указывалось, что в ходе её реализации органами исполнительной власти Российской Федерации были допущены грубые нарушения, заключавшиеся в превышении полномочий, неисполнении обязанностей, необоснованном занижении цены, притворности конкурсов, коррупции.
Не будет лишним упомянуть участников этого соревнования по присвоению государственных богатств. Дело даже не в тех доморощенных «прихватизаторах», дорвавшихся до грабежа, дело в совершенно непозволительной бесконтрольности и попустительстве, в результате которых госсобственность (в том числе и стратегического значения) за бесценок перетекала в руки зарубежных жуликов. Иностранцы участвовали в приватизационных торгах попросту через подставных лиц и компании, формально являвшихся российскими. Иначе говоря, никакого серьезного надзора за участниками аукционов не велось вовсе.
Отдельно нужно сказать о самих аукционах. Они назывались «залоговыми». Идея таких аукционов принадлежит владельцу компании «Ренессанс Капитал» — американцу Б. Йордану. По предложенной Йорданом схеме для участия в торгах не было необходимым выкладывать всю сумму за приватизируемый объект (оцененный в десятки, а то и сотни раз ниже его актуальной стоимости) – лишь внести определенный «залог» и ты уже хозяин завода, шахты, порта, банка, издательства и пр.
Нет необходимости говорить, что остальную сумму с «победителя» почти никто никогда не требовал (если тот вел себя правильно – в рамках правил и «понятий»). Так же должно быть очевидным, что участие в торгах было исключительно «блатной системой»: доступ к ним имели только «свои». «Свои» определялись группой американских советников при Правительстве РФ.
С 1992 по 1998 год было приватизировано более 70 процентов госпредприятий, находившихся на территории бывшей РСФСР. Вырученные в результате приватизации средства составили сумму около 20 млрд. долларов США. Тогда как реальная оценка стоимости этих активов составляла многие сотни миллиардов.
Что характерно, Счетная палата уже в 1995 году сообщала о многочисленных нарушениях в ходе проведения приватизации, заявила о неэффективности залоговых аукционов и высказалась за необходимость отказа от них. Однако, как видим, фундамент новой грабительской экономики оказался не по зубам для «счетников».
Что уж тут говорить, коли сам архитектор этого фундамента и всего строения – Чубайс – до сих пор держится в структурах приближенных к власти. И пока бывшие «младореформаторы» находятся «при делах», вопрос, поставленный в заглавии статьи, так и останется вопросом.
|
</> |