Бразильский позор российских вертолётов Ми-35М (АН-2 Sabre)
zloy_odessit — 08.04.2021
В 2008 году Российская Федерация добилась подписания
контракта на поставку Бразилии 12-ти ударных вертолётов Ми-35М
общей суммой $150 млн. В апреле 2010 года Бразилия получила первые
3 вертолёта, а последние боевые машины прибыли в далёкую
латиноамериканскую страну в декабре 2015 года! Срок поставки 12
вертолетов в течение 5 лет может показаться слишком долгим, как для
страны, которая всегда хвасталась своим развитым ВПК. Но, на самом
деле, это было лишь начало больших проблем Бразилии, связавшейся с
“качественной” российской техникой и её обслуживанием.
Дело в том, что на сегодняшний день из 12 бразильских
Ми-35М (АН-2 Sabre), из состава 2-й эскадрильи 8-й авиационной
группы на авиабазе в Порту-Велью, через 10 лет эксплуатации, 2
машины полностью разобраны в формате технического каннибализма, а
из оставшихся лишь 2 пригодны к полетам.
Бразильцы не однократно жаловались на то, что российская
техника очень часто ломается, а необходимые для её ремонта запчасти
и узлы, своевременно не поставляются российской стороной. Это и
привело к тому, что Бразилия по состоянию на 2021 год осталась
практически без ударных вертолётов, а россияне с 2008 года не
провели ни одного полноценного технического обслуживания. Вертолёты
так же не проходили капитальный ремонт, а лишь оформили продление
летного ресурса на несколько машин, посредством визуального
осмотра.
В 2020 году многих удивило то, что в ходе учений ВС
Бразилии «Exercício Operacional Tápio 2020», принявшие участие в
учениях всего два Ми-35М были без ракетного вооружения. Это удивило
тех, кто не был посвящен в детали того, что российские вертолёты
способны вести огонь из блоков Б8В20-А посредством НАР С-8 калибра
80 мм только с обеих сторон одновременно. Иными словами, россияне
не удосужились бразильские Ми-35М обеспечить раздельным ведением
огня.
Кроме того бразильские вертолеты Ми-35М способны
отстреливать ракеты “Штурм-В” и “Атака-М” только с левого
пилона.
Но, есть такое ощущение, что в 2021-м Бразилия и вовсе
останется без последних 2-х Ми-35М. Ведь на них очень быстро
выходят из строя внутренние топливные баки, становящиеся попросту
непригодными к использованию. А Россия, похоже, не особо спешит
поставлять новые запчасти, и проводить полноценное обслуживание
боевых машин.
Между тем, на днях, в открытых источниках появился
интересный документ. Так, заместитель директора Федеральной службы
по военно-техническому сотрудничеству России Анатолий Пунчук
направил официальное письмо Главнокомандующему ВВС Бразилии
генерал-лейтенанту авиации Антонио Карлосу Моретти Бермудесу, с
просьбой продолжить с Россией сотрудничество по вертолётам
Ми-35М.
Анатолий Пунчук в своём письме упоминает об открытии в
2019 году центра капитального ремонта Ми-35М в городе
Белу-Оризонти, на мощностях предприятия Industria de Aviacao e
Servicos S/A. Но, не смотря на подписание ряда соглашений по
поставкам запчастей, а так же послепродажному обслуживанию,
выполнять их “Вертолёты России” перед Бразилией не смогли в полном
объёме из-за ряда внешних факторов. Например, пандемии коронавируса
и непростой геополитической ситуации.
То есть, данный документ, лишний раз подтверждает, что,
не смотря даже на создание центра капитального ремонта Ми-35М в
городе Белу-Оризонти, никаких полноценных ремонтных работ в
отношении российских вертолётов в Бразилии, со стороны России не
выполнялось. Иными словами, Россия, попросту продала ударные
вертолёты Бразилии и фактически забыла о них, но не забыла
регулярно получать оплату за те услуги, которые по факту не
осуществляла и даже поспособствовала созданию центра капитального
ремонта, который ничего капитально толком ремонтировать не
мог.
Например, между “Вертолёты России”, в лице заместителя
генерального директора по послепродажному обслуживанию Чечикова И.В
и Industria de Aviacao e Servicos S/A, в лице генерального
директора Роналду Алдрин Диниз Лара, было заключено соглашение,
согласно которому заказчик должен переводить оплату подрядчику
через компанию INTERTRADE LIMITED, реквизиты которой размещены в
First Abu Dabi Bank, Dubai, размещённой по адресу ONE Plaza Suite
2003, Jumeirah Lake Towers, P.O. Box 283232, Dubai – UAE.
Собственно, эдакая офшорная прокладка, дабы избегать недопонимания
с США.
Но куда интереснее оказался документ, отображающий
“оперативное” взаимодействие АО “Вертолёты России” и бразильской
Industria de Aviacao e Servicos S/A.
Так, 03.12.2018 бразильская компания IAS обратилась к АО
“Вертолёты России” по вопросу послепродажного обслуживания одного
из вертолётов Ми-35М ВВС Бразилии. А 12.02.2019 к АО “Вертолёты
России” обратилось ФСВТС России по вопросу выполнения капитального
ремонта Ми-35М ВВС Бразилии, которое 29.03.2019 было подтверждено
поручением №ДШ-4016 и в итоге только 26.06.2019 АО “Вертолёты
России” отправили Бразилии технико-коммерческое предложение на
выполнение капитального ремонта вертолёта.
То есть, грубо говоря, 7 месяцев на бумажную волокиту, а
вертолёт при этом стоял не боеспособный. А если завтра наркокартель
нужно будет покошмарить? Или венесуэльская ДРГ заблудится в
бразильских джунглях? Но дальше – больше!
19.08.2019 АО “Вертолёты России” и IAS подписали
протокол об актуализации технико-коммерческого предложения и
подготовке к проведению капитального ремонта ударного вертолёта
Ми-35М. 15.10.2019 АО “Вертолёты России” передало IAS проект
контракта на выполнение ремонтных работ. Затем в Бразилии были
выборы и 17.02.2020 АО “Вертолёты России” направили IAS письмо
№2755/02.14.02, в котором запросило у бразильцев перечень
авиационно-технического имущества и услуг, необходимых для
поддержания парка Ми-35М ВВС Бразилии.
В общем, проматываем всю эту целлюлозную бюрократию
сразу до 07.08.2020, когда был подписан контракт
№RH-076-20-0088-11-03 по выполнению капитального ремонта вертолёта…
И вот, казалось, всё сдвинулось с мёртвой точки и вот, прилетят
российские специалисты, которые отремонтируют многострадальный
вертолёт! Но – нет.
11.02.2021 компания IAS приостановила выполнение
контракта, а 01.03.2021 сообщила, что поставит в известность
Управление по контролю за иностранными активами США и
поинтересуется, можно ли им сотрудничать с АО “Вертолёты России”.
Именно тогда Россия начинает навязывать бразильцам свою офшорную
прокладку из ОАЭ - INTERTRADE LIMITED, а так же предлагают провести
капитальный ремонт ещё трёх вертолётов. Но самое смешное не
это.
Самое смешное то, что многострадальный вертолёт, который
нуждался в капитальном ремонте и который ждал его больше двух лет,
03.02.2021 компания IAS собственными силами разобрала для
последующего использования в качестве запасных частей, для
оставшихся в строю Ми-35М.
И сейчас, когда Бразилия находится с без 2-х вертолётов
с 12-тью неработающими боевыми машинами, российские напёрсточники
решили сыграть ещё одну партию, выставляя виноватыми не свою
неспособность выполнять на себя взятые обязательства, а короновирус
и геополитику.
Не с той страной в 2008 году связалась Бразилия. Порою
лучше заплатить больше, но получить качественный и высокотехничный
товар, чем сэкономить и остаться, по сути, ни с чем.