Брат, просящего ухи Митьки. Актер, идеально подходивший на роли украинского

топ 100 блогов ygashae_zvezdu01.03.2023
Брат, просящего ухи Митьки. Актер, идеально подходивший на роли украинского

26 февраля ушел из жизни Степан Шкурат (1886-1973), который, по мнению режиссера Александра Довженко, идеально подходил для ролей украинского крестьянина.

Сразу надо заметить, что дарование у Шкурата было нутряное, он нигде актерскому ремеслу не учился, а мог в профессии всё.

Путь в искусство Шкурату затруднило батрачье происхождение. Он работал каменщиком, ставил печи, а на досуге участвовал в самодеятельности. В 1910 его пригласили в Роменский народный музыкально-драматический театр. При этом основную работу печника Шкурат не бросал до старости.

На поверхность актера вытащил режиссер и скульптор Иван Кавалеридзе. Позже он вспоминал:

«Это было в 1918 году. Я по своему проекту устанавливал памятник великому Кобзарю в Ромнах. Тут работало несколько каменщиков, которые сооружали постамент. Среди них я заприметил мужчину красивого телосложения, медленных, но каких-то разумных движений, с яркими, выразительными глазами. Но главное, что покорило меня в этом человеке, - был голос - глубокий и густой, сильный и многокрасочный. Это был Шкурат».

Надо же такому случится: в 1920-ых Кавалеридзе возглавил народный театр в Ромнах, где и столкнулся со Шкуратом.

Брат, просящего ухи Митьки. Актер, идеально подходивший на роли украинского
"ЗЕМЛЯ"

Шкурат начал играть много и разнообразно. Выходил как в национальных спектаклях по Шевченко «Гайдамаки» и «Невольник», так и в костюмных постановках типа «Разбойников» Шиллера.

В 1928 году Кавалеридзе решил заняться кино и дал возможность дебютировать Шкурату в постановке «Ливень» (опять же экранизации шевченковских «Гайдамаков»).

Тогда же Степана заметил Довженко, поручив ему роль отца главного героя – убитого кулаками колхозника – в драме «Земля» (1930). На съемках Шкурат показал такое проникновение в образ, что все диву давались. Сцену похорон провел на рыдающем нерве, его долго не могли успокоить.

Брат, просящего ухи Митьки. Актер, идеально подходивший на роли украинского
"ЧАПАЕВ"

Довженко занял Шкурата в следующей постановке «Иван» (1932). Шкурат  опять играл отца главного героя, но уже не такого положительного, - персонаж Степана был любителем бить баклуши, лентяем не без обаяния.

Полностью отрицательный образ изменника Родины создал Шкурат в «Аэрограде» (1935), а закончил довженковский период, ролью старого партизана в фильме «Щорс» (1939).

Однако, не у Довженко запомнил Степана народ, а в «Чапаеве», где тот сыграл казака с фразой «Брат Митька помирает, ухи просит».

А Шкурат опять начал сотрудничать с Кавалеридзе. Тот увлекался украинским напевами прошлых веков, перенеся на экран оперы «Наталка Полтавка» (1936) и «Запорожец за Дунаем» (1937). «Запорожец за Дунаем» был оперным фильмом, Шкурат взял ускоренный курс у консерваторских педагогов и спел любо-дорого.

Все-таки большим талантом одарила его природа.

Тридцатые годы стали для Шкурата высшей точкой кинокарьеры. Такое впечатление, что он сам не желал ее развивать, то и дело, стремясь умчаться со съемок домой, в Ромны. Отчасти, это было обусловлено большой семьей. С женой Степан прижил тринадцать детей. Отсюда же невозможность переехать в другой город, хотя Шкурата звали десятки театров. А он все кладкой печей занимался.

Да и снимать Шкурата стало некому. Началась война, Довженко перешел в документальное кино, а Кавалеридзе принялся сотрудничать с немцами, заняв в оккупированном Киеве отдел искусств городской управы. Украинская интеллигенция любит порассуждать о недопониманиях, которые сопровождали ухабистый путь Кавалеридзе, о сносе памятников его, но вот как вам служба немцам, за которую Кавалеридзе никакого наказания не понес. Ах да, снимать до 1959 года не давали. Ай-ай, гады какие! Что бывало с другими и за меньшие проступки думаю рассказывать не надо.

Брат, просящего ухи Митьки. Актер, идеально подходивший на роли украинского
"ВИЙ"

Снова на экран Шкурат вернулся в 1951 году небольшой ролью в байопике «Тарас Шевченко».

В 1961 сыграл у Кавалеридзе в фильме «Гулящая», с участием молодой Людмилы Гурченко.

Самая заметная его роль последних лет – Явтух в экранизации «Вия» (1967).

В 1972 году умерла жена. Ее смерть подкосила актера. Он взял привычку отдаляться от сыновей и внуков на берег реки, где и подхватил воспаление легких, пережив возлюбленную всего на полгода.

Фильмы его остались.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Усолье На фотографии открывается вид на остров Ангары, которы находится в поселке Усолье. Поселок находится в 67 километрах от Иркутска, вниз по реке Ангара. Усолье получило своё название от озера, на котором соляные ключи, из которых добывается до 300000 пудов соли в год ...
Новые американские F-35 с израильской "начинкой" невидимы для российских систем ПВО включая новейшую С-400 ...
В цехе сделали гнездо для утки около котла. Геннадьич собрался повесить календарь типа «солнце всходит и заходит...» Чтобы утка тоже видела, когда наконец прилетят ее друзья из теплых краев. ...
Последнее время все чаще задаю себе такой вопрос. Активно-деловая часть нашего общества давно уже привыкла к существованию визитных карточек или, как их называют иностранцы, business card. С их помощью мы передаем собеседнику контактную информацию о себе, сообщаем кто мы и что представляем ...
- Я потекщу тебе. - Лучше ты напиши. - Так ты ж потеряешь. - Это да. Но я посмотрю и запомню. - Все не запомнишь. - Не запомню. Но потом вспомню по запаху. - Так будет пахнуть? - А то. - Да... Письма от руки тоже... Пахли реально. - Чем дольше шли, тем сильнее. - Настаивались... И что ...