Боюсь я вашего Леонардо (с)

топ 100 блогов sinitzat22.05.2010 Боюсь я вашего Леонардо (с)

Боюсь я вашего Леонардо (с)

Боюсь я вашего Леонардо (с)
«Боюсь я вашего Леонардо», - говорит в «Жертвоприношении» Тарковского почтальон Отто главному герою Александеру. Если помните, это эпизод с картиной, выставленной в витрине дома Александера. Картина называлась «Жертвоприношение волхвов», вот она. Под катом крупно. Почему Отто боится Леонардо? Казалось бы, художник и художник. Пусть великий, но зачем бояться? Мне тоже было непонятно, пока где-то не прочла, что Отто приверженец зороастризма и Ницше. В фильме это как-то неотчетливо, ну, ладно. По Ницше христианство – смерть жизни. Получается, зороастриец Отто боится Леонардо, написавшего картину по библейскому сюжету? Ерунда какая-то. Полезла искать описание картины. Нашла вот что: оказывается, вокруг этой картины вертится сюжет романа Дэна Брауна «Код да Винчи». А единственным реальным человеком в романе является Маурицио Серачини, «диагност искусства», консультант и исследователь живописных полотен. Дальше читайте статью

отсюда

«Сюжет "Кода да Винчи" вертится вокруг утверждения, что картины Леонардо да Винчи содержат множество символических аллюзий на тайну, которую хранят последователи средневекового Ордена тамплиеров: Христос женился на Марии Магдалине и имел детей, потомки которых живы по сей день. Браун обратил внимание на Серачини благодаря эпическому расследованию, в ходе которого детектив выяснял, что находится под поверхностью "Поклонения волхвов" – картины, эскиз которой, по мнению экспертов, сделал да Винчи, но написал картину кто-то другой.

Теперь это возможно. Серачини, который на этой неделе должен завершить четырехлетнее расследование, в эксклюзивном интервью рассказал Guardian о предварительных результатах. Три года назад он кое-что рассказал New York Times, но после этого говорил о предварительных выводах только с четырьмя экспертами. Серачини детально изучил полотно, используя инфракрасные лучи, проникающие через краску, но отражающиеся от того, что находится под ней.

Он и его сотрудники извлекли из-под янтарного фона рисунки да Винчи, находившееся там более пяти столетий. Они включают в себя множество деталей, которые раньше оставались невидимыми. Некоторые придутся ко двору теоретикам теории заговора.

"Поклонение волхвов", возможно, задумывалось как тренировочная площадка. Даже видная всем часть произведения заполнена фигурами, лицами, животными, зданиями, листвой и действиями, не имеющими никакого отношения к библейскому сюжету о посещении Девы Марии и ее новорожденного сына тремя царями.

Фигуру человека, погруженного в раздумья, на переднем плане окружает море лиц. За Марией с одной стороны находится незаконченное строение, которое иногда называют разрушенным дворцом. С другой стороны – всадник, который, похоже, только что вышел из боя. При этом нет элементов, которых можно ожидать: нет хлева, яслей, волов и даже осла.

На последнем этапе с Серачини почти год работали три ассистента, сделавшие 2,4 тыс. снимков в инфракрасных лучах.

Под поверхностным слоем картины Серачини обнаружил "целый мир", бесспорно, созданный да Винчи. В изобилии имеются документальные доказательства того, что именно он получил заказ на "Поклонение волхвов" и сделал хотя бы часть работы.

"Возникает удивительное ощущение причастности к творческому поиску Леонардо, – сказал Мартин Кемп, профессор истории из Оксфорда и один из экспертов, видевших промежуточные результаты работы Серачини. – Примечателен мозговой штурм, которого не видно на поверхности".

Справа из 500-летнего небытия возникли тщательно выписанные вол и осел, а также часть крыши отсутствующего хлева. Царь-мизантроп, мрачно глядящий из-за правого плеча Марии, оказался фигурой, преисполненной величия. В левом нижнем углу появилось множество лиц, нарисованных рукой мастера.

Пожалуй, самым важным для критиков и историков открытием станет то, что два всадника в правом верхнем углу – это небольшой фрагмент целой батальной сцены. От нее веет насилием и ужасом: люди корчатся от боли, отражая удары и падая под копыта коней. В отдалении видно конное сражение.

Работа Серачини вызывает вопрос: почему да Винчи хотел включить эту кровавую сцену в картину о рождении Христа и почему он – или кто-то другой – отказался от этого замысла?

Но поклонников Дэна Брауна будет занимать другой вопрос: является ли то, что обнаружили Серачини и его ассистенты, всем, что можно увидеть под поверхностным слоем картины.

Согласно традиционной интерпретации, здание является руинами, символизирующими упадок дохристианского уклада. Исследование Серачини подтвердило, что строение не является христианским. Да Винчи не обращался к окружавшей его классической римской архитектуре. "Эта капитель – изображение лотоса, – сказал Серачини, показывая на колонну. – Я очень удивился, увидев ее".

Капитель – верхняя часть колонны – позволяет судить о возрасте и стиле здания. Капители в форме цветка лотоса характерны для Древнего Египта.


Здание частично разрушено и заброшено. Еще одно открытие было сделано несколько дней назад – на камнях растет дерево. И вокруг него люди – по-видимому, рабочие и ремесленники. Серачини полагает, что это языческое капище, и Леонардо первоначально хотел показать, что его восстанавливают.

Это необычно для картины, изображающей рождение Христа, но поклонники "Кода да Винчи", несомненно, увидят в этом намек на главную идею книги: после роспуска Ордена тамплиеров он был тайно восстановлен, чтобы хранить тайну. Серачини, который не читал книгу Брауна, не хочет пускаться в подобные спекуляции.

Но он уверен, что нашел "настоящее" поклонение, а то, на что мы смотрели веками, является искажением, созданным "подмастерьем". Сидя рядом с ученым у монитора, на котором он демонстрирует детали эскиза, нетрудно понять, почему.

Физические детали эскиза в верхнем слое, состоящем из смолы, шеллака, угля и битума, деформированы.

Серачини считает, что верхний слой был нанесен как минимум полвека спустя после да Винчи. Но многие историки искусства в этом не уверены.

Некоторые утверждают, что показывать картину в ее нынешнем виде не предполагалось, а оранжево-коричневый фон является грунтовкой. Это так же спорно, как и вопрос о замыслах да Винчи.

Серачини считает, что да Винчи создал эскиз, потому что он использовал смесь ламповой копоти и водяного клея. "Иначе он просто исчез бы".

Имеет ли он в виду, что Леонардо подозревал, что его замысел подвергнется изменениям, и умышленно сохранил его в таком виде? "Я не стану строить догадки по этому поводу, – резко ответил Серачини. – Пусть этим занимаются историки искусства. Но я не могу это исключить".

Источник: Inopressa.ru

Книга Дэна Брауна издана в 2003, поднятый ею шум разразился позже, но фильм Тарковского снят в 1986. Я уже не спрашиваю, чего боялся Отто, бог с ним. Что знал Андрей Арсеньевич, заставивший его бояться? На что намекал? Зачем вообще понадобился в фильме эпизод со странной картиной Леонардо? Слово «жертвоприношение», судя по Грамоте.ру., означает, кроме прочего, «дар, добровольное приношение». Получается, то, что знал Леонардо, писавший картину, каким-то образом знал и... Тарковский? Знал - и поделился знанием, подарил. Люблю загадки:)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Продолжаю свой рассказ о нашем походе к вершине Оштен. В прошлый раз мы остановились на том, что добрались до вершины Блям (2378 метров) и были в раздумьях, есть ли смысл идти до Оштена из-за сильной облачности и тумана. Размышления были недолгими и мы продолжили свой путь. 2. Для на ...
Яна, здравствуйте! У меня вопрос для вашей рубрики "вопрос-ответ", может быть вы сможете его рассмотреть в вашем блоге. У меня всегда были "никакие" отношения с отцом. Не плохие, но и не хорошие. Иногда мне кажется, что у меня с детства было какое-то неуважение к нему, привитое мамой. ...
Опять надела почти все новое сразу - и почти все оказалось неудачным: точнее индейка и четыре салата. Артишочный я сделать не успела, закисленный лимоном артишок так и стоит в холодильнике. Фасоль вышла соломенной, я еще удивилась, что варить только 4 минуты, но пробовать не стала: чукча ...
Всё сегодняшнее утро в топе ЖЖ «верные» возмущаются , почему walera11 скрывает от них некоторые свои записи. Им не нравится то, что я пишу. Но они хотят ЭТО читать каждый день... Мой журнал это просто короткие размышления о том, что меня окружает. Иногда сумбурные и не очень ...
Не   было   рыбы   в  этой  лунке. В  этой  тоже  не  было,  но  две  поклёвки   видел. ...