Большая утрата для музыкального мира. Скончался

топ 100 блогов anna matusovsky — 04.08.2011




Большая утрата для музыкального мира. Скончался Николай Петров







 Большая утрата для музыкального мира. Скончался
 Большая утрата для музыкального мира. Скончался
- Играет Николай Петров ROMANCE 04:01 

Печальное известие. 3 августа на 69-м году жизни скончался известный пианист, народный артист СССР

Николай Арнольдович Петров

- один из самых любимых публикой отечественных артистов. Он покорял слушателей удивительной энергией и независимостью музыкального мышления. Его ярчайшая творческая индивидуальность и феноменальное техническое мастерство не оставляли равнодушным абсолютно всех.

Имя Петрова знали даже те, кто от академической музыки был совершенно далек. Он был, пожалуй, одним из самых публичных отечественных музыкантов. Помимо концертной сцены его лицо можно было часто видеть в прессе и на телеэкране.

 Большая утрата для музыкального мира. Скончался

Николай Петров родился в 1943 году в Москве в семье музыкантов. Закончив музыкальную школу при Московской консерватории, он продолжил обучение по классу фортепиано у профессора Якова Зака. Именно тогда к нему пришла мировая известность: он завоевал серебряные медали на двух международных конкурсах – имени Вана Клиберна в США в 1962-м и имени королевы Елизаветы в Брюсселе в 1964-м.

«Удивительное явление среди нашей пианистической молодежи - Николай Петров: противоречивое, двойственное и... необычайно перспективное. Его чисто пианистические возможности безграничны; мало того - они уже сегодня потрясают», – писал в 1967 году о нем музыкальный мир.

Темпераментный, острый на язык, колоритный рассказчик, он охотно приходил в телевизионные шоу и не менее охотно давал красочные интервью. Имидж балагура и сибарита, любовно созданный самим Петровым, оказался востребованным. Резкие оценки в адрес коллег, политиков, деятелей шоу-бизнеса и вообще действительности (как советской, так и постсоветской) часто звучали из его уст.

Достаточно посмотреть передачу «Без галстука» с Николаем Петровым и портрет великого музыканта достаточно ясно проясняется.


Без сомнения, Николай Петров в особых представлениях не нуждается. Это один из лучших отечественных пианистов, народный артист СССР, президент Академии российского искусства. И при всех своих регалиях - человек с активной общественной позицией и принципами, которым не изменял при любой власти.

Мне всегда казалось, что лучше всего публичный человек проявляется в ответах интервью, поэтому представляю, как-бы небольшой диалог из ответов Николая Петрова, данных в разные периоды, но в полной мере позволяющие понять его гражданскую позицию.

 Большая утрата для музыкального мира. Скончался
Николай Петров - в загородном доме накануне сольного концерта. В доме практически все построено его руками. Приходилось быть и плотником, и электриком, и столяром. Хозяин попивает любимый квасок собственного производства из гжельского чайничка, а в перерывах репетирует Моцарта, Шуберта, Мендельсона, Вебера, Мусоргского и Рахманинова.

С чем выходит на рубеж веков отечественное исполнительское искусство?

- Оно гибнет в результате отношения к нему чиновников и безразличия нашего правительства, планомерно убивается.Мой друг Павел Коган, занял недавно пост приглашенного дирижера в городе Солт-Лейк-Сити. Бюджет оркестра там составляет 28 млн. долл. в год. Бюджет же нашего Госоркестра - 120 тыс. долл. в год, при этом реально он получает, дай Бог, 30-40 тыс. Сравните эти суммы, и вы получите диаграмму отношений к культуре в цивилизованном мире и у нас.

- Мне лично ничего не нужно. У меня есть имя, положение, госпремии, ордена, медали, я не самый бедный человек в этой стране, и похоронят меня, наверное, на приличном кладбище. Но, как говорилось в известном фильме, - "за державу обидно!".

Дело в том, что таланты рождаются у нас не в соответствии с президентскими указами. Эти таланты выращивают в России, на них греют руки дельцы от искусства, после чего ребята благополучно уезжают в теплые страны. Думаю, до 90% сделавших себе имя молодых исполнителей эмигрировали...

 Большая утрата для музыкального мира. Скончался
Играет Н.А. Петров - Этюды Листа
То, что российские талантливые музыканты работают за рубежом, стало почти нормой. Каков ваш вариант ответа на вопросы «кто виноват?» и «что делать?»?

- К несчастью, такое положение вещей я изменить не могу. А причины бедственного состояния нашей культуры заключаются вовсе не в том, что государство выделяет мало денег на ее существование, развитие. Денег как раз дают много - не скажу, что их достаточно, но довольно много.

Так, как происходит, кстати, везде в мире: культура нигде не катается как сыр в масле, всюду существуют те или иные проблемы. Но на Западе меньше воруют! Ведь если у нас на какое-то мероприятие выделяется, к примеру, миллиард рублей, то все прекрасно знают, как будут потрачены эти деньги. Из этого миллиарда пойдут на «откаты» 200 миллионов и минимум столько же будет украдено!

Вы нередко говорите о том, что вас возмущает в общественной и культурной жизни России. Подписываете открытые письма – например, обращения к власть имущим. Какие-то результаты есть?

- Больше никогда не стану подписывать никаких писем. Теперь, наученный отречениями своих коллег, буду добиваться своих целей в одиночку. Только сам!

Вы как-то пессимистично настроены, а есть то, что радует вас сегодня?

- То, что на нашей измученной земле продолжают произрастать таланты. И их очень много. К сожалению, обойма допущенных на высокую эстраду людей не в силах вместить всех. Поэтому происходит жесточайший отбор, который очень часто бывает несправедливым. И все же подлинные, истинные таланты находят путь и к сердцу слушателей, и к кошельку спонсоров и меценатов.

 Большая утрата для музыкального мира. Скончался

Да, но что делать молодому пианисту, о таланте которого мало кто знает?

- Для поддержки молодого пианиста существует телефон, какие-то мои связи, знакомства. Я могу позвонить руководителям некоторых филармоний и сказать: «Ребята, вот есть такой замечательный парень. И сейчас его можно получить за вот такую скромную сумму. А через три года его гонорар может подняться на уровень корифеев».

И именно для этого и существует мой фестиваль «Кремль музыкальный», записи концертов которого страна сможет посмотреть на канале «Культура». Думаем о том, что надо немножко расширить фестиваль. Возможно, начнем проводить его и в других городах страны. И я буду очень счастлив, если наша скромная деятельность поможет кому-то из молодых талантов обрести достойное место на музыкальном небосклоне.

А как вы используете свое положение, авторитет на артистическом небосклоне?

- Я просто не считаю нужным скрывать свое мнение. Поэтому у меня так много, мягко говоря, недоброжелателей. Я привык честно, в глаза говорить людям то, что думаю. И в этом отношении я плохой дипломат.

 Большая утрата для музыкального мира. Скончался

В чем главная движущая мысль вашего исполнения, что для него характерно?

- Дело в том, что над замечательными сочинениями сейчас нависла колоссальная опасность, это опасность потери свежести восприятия. Как нужно сейчас играть Первый фортепьянный концерт Чайковского? Для профессионалов - не для широкой публики. Публика слышит в основном красивую музыку, не больше.

А когда-то Вэн Клиберн играл Первый концерт Чайковского на Первом Международном конкурсе имени Чайковского…

- Вот как раз тогда еще не было этого чудовищного количества пианистов, которое сейчас можно сравнить только с количеством волков, коих в белорусских лесах отстреливают, когда их становится слишком много. На пианистов, к сожалению, никто отстрела не объявлял, и все хотят теперь играть на публике!

В 1958 году не было астрономического количества никому не нужных конкурсов, астрономического количества жаждущих деятельности безработных лауреатов. И вот тогда, когда Вэн Клиберн сыграл Концерт Чайковского, мы услышали нечто необычайное. Образно говоря, в этом музыкальном «пироге» мы увидели всю начинку!

Оказывается, помимо мелодии, есть все то, что находится «между» - все эти связующие темы, подголоски. Мы услышали свежий, как родник, материал, словно в душной комнате отворили окно, и в нее ворвался озон…

 Большая утрата для музыкального мира. Скончался

Один молодой профессор из Карлова университета в Праге рассказывал мне, что исполнительская манера Рихтера вызывает у его студентов улыбки. Слишком много «пафоса», как теперь говорят. Вы как считаете?

- Понимаете, можно все обложить, потому что искусство вообще субъективно, а музыкальное – особенно! Все зависит от эмоционального восприятия. Но единственное, что является мерилом оценки творчества, - это, как ни печально, кончина исполнителя. Как и писателя, как и художника…

Сразу становится все ясно, время расставляет все по своим местам. И если творчество художника в широком смысле слова продолжает жить после его кончины, то он велик. Если же умирает вместе с ним, то, видимо, это был делец от искусства.

Николай Арнольдович, вы не раз говорили о том, что любите сибаритствовать, цените покой. Зачем вам лишняя головная боль – фестиваль, например?

- Сибаритство касается только моей личной жизни, о которой известно самым близким. Занимаясь же общественной деятельностью, я вовсе не сижу на месте – делаю то, от чего получаю удовольствие.

В рамках фестиваля это, во-первых, открытие новых имен музыкантов для широкой публики. И, во-вторых, помощь незаслуженно обиженным талантливым музыкантам, которые нередко оказываются за бортом престижных конкурсов в результате не очень честной деятельности членов жюри. Причем многие из музыкантов, покинувших конкурсы после первого тура, делают впоследствии блестящую карьеру.

Например, молодой китайский пианист Чжу Вонг, который не прошел во второй тур Конкурса имени Чайковского, в течение следующих двух лет получил несколько гран-при на престижнейших музыкальных соревнованиях. И это не единичный пример.

 Большая утрата для музыкального мира. Скончался

У вас репутация человека с юмором. Расскажите какой-нибудь курьезный случай из богатой концертной практики...

- Был один очень смешной момент. ... я подготовил для гастролей изысканнейшую программу. Она называлась "Французская музыка XVIII-XX веков". Затем мне позвонила некая чиновная дама и ледяным голосом сказала: эта программа для Италии не годится. Почему? В ней нет произведений советского композитора!

Я пытался доказать, что во французской программе не может быть советской музыки. Ответ был один: "Не пойдет". Тогда я разозлился: "Вы хотите изгадить эту программу? Тогда вставьте туда сонату Тютькина (я совершенно от фонаря назвал первую всплывшую фамилию) и перестаньте мне морочить голову". И бросил трубку.

Наступает 31 декабря 1989 года. Звонок по телефону: "Колечка, здравствуйте! С Новым годом! Это говорит Тютькин". - "Здравствуйте, чем обязан?" - "А мне позвонили из Госконцерта и сказали, что вы будете играть в Италии мою сонату".

Они не поленились разыскать его и сообщить радостную весть! Представьте мою реакцию, но учтите еще и то, что этот субъект пару раз в году пребывал в психиатрических лечебницах. Поэтому мне ничего не оставалось, как сказать: "Вы знаете, здесь произошло недоразумение. Конечно, ваша соната - замечательная, но, к несчастью, вы не француз".

 Большая утрата для музыкального мира. Скончался

Довольно сильные изменения происходят и в современной российской культуре. Вот лишь некоторые из них: грядущая реформа образования в творческих вузах и уже состоявшаяся, на мой взгляд, деградация публики на концертах «звездных» академических музыкантов...

- Не дай Бог, если будущая реформа затронет консерваторию. Все-таки уж что-что, а система музыкального образования у нас отработана и проверена многими десятилетиями. И я считаю, что идеи … по отношению к творческим вузам чрезвычайно порочны.

Может случиться так, как всегда у нас происходит – сначала рубят, а потом смотрят, что осталось. Что касается плохо подготовленной, «гламурной» публики, собирающейся на концертах известных музыкантов... Знаете, я вообще не переношу гламур как таковой. И если серьезный классический музыкант заигрывает с этой гламурной братией, мне, честно говоря, становится противно. И как-то горько.

Я очень люблю свою публику, которую зарабатывал десятилетиями – около 50 лет, все то время, что я нахожусь на концертной эстраде. И мне бы очень не хотелось, чтобы на мои концерты люди приходили лишь затем, чтобы сидеть на три ряда впереди какого-нибудь важного господина. Хочется, чтобы люди все-таки приходили на мои концерты слушать музыку – и только для этого.

 Большая утрата для музыкального мира. Скончался
В последнее десятилетие Николай Петров уделял очень много внимания своему благотворительному фонду помощи молодым музыкантам, а также учрежденному в 2000 году фестивалю «Кремль музыкальный». Организовывая фестивальные программы, Николай Петров заботился не только о собственной артистической самоподаче. Он представлял публике недостаточно, по его мнению, известных молодых артистов - исправляя таким образом несправедливость музыкального менеджмента и музыкальной жизни, против которой он считал своим долгом выступать.

Заслуги Петрова отмечены рядом правительственных наград. Ему было присвоено звание народного артиста СССР, он является лауреатом Государственной премии России, кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней и ордена Почета. В 1996 году ему было присвоено звание «Музыкант года».

Да, он был человеком очень прямым, бескомпромиссным, обладал невероятным чувством юмора, и, как сам часто шутил, был ярко выраженным гедонистом. Николай Арнольдович Петров очень любил жизнь.

Светлая память!

Источники : интервью «Новые известия» 25.10. 2005. Belcanto.ru 14.04.2008.; интернет.

 Большая утрата для музыкального мира. Скончался
Запись и оформление Люарде










 


Метки: люди истории, николай петров, музыканты




Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Утро выползло из за горизоната и вместе с миром поглотило и ехавший огромный механизм,в котором я до сих пор продолжал своё путешествие.. ...
http://livetv.ru/eventinfo/104320_barcelona_valencia/ 2:0 (Фабергас, 16, Хави, 81) «Барселона» : Пинто, Пике, Пуйоль, Абидаль, Сеск, Хави, Алькантара, Маскерано, Алексис, Месси, Куэнка. Запасные : Вальдес, Алвес, Бартра, Адриано, Иньеста, дос Сантос, Тельо. «Валенсия» : ...
Где: офис ПАРНАСа, Ленина 41, оф. 509. Там пока в здании идет ремонт, и надо входить со стороны ул. Толмачева.  Когда: понедельник, среда, пятница с 16 до 19 часов.  Что:  1) Маленькие стикеры на самоклеящейся основе. Вот такие:  Мы их сделали ...
Ровно пять лет назад этого самого числа я доехал до утренней работы, написал заявление, наконец, скинул груз с плеч, объяснился со всем начальством и к вечеру был свободен. Мы тогда даже отпраздновали с друзьями, которые были на связи. - Вы не сможете без работы, вы будете скучать! - ...
ТОКИО, 2 февраля. /Корр. ТАСС Алексей Заврачаев/. Японские специалисты зафиксировали смертельно опасный уровень радиации внутри второго реактора аварийной АЭС "Фукусима-1". Об этом сообщила компания-оператор станции Tokyo Electric Power (TEPCO). По ее данным, интенсивность ...