Боевые реактивные самолеты, Чехия - монстр авиапрома с востока

топ 100 блогов foto_history02.10.2016
Боевые реактивные самолеты, Чехия - монстр авиапрома с востока
Занятное фото чешских "Альбатросов"!

Продолжение справочника "Боевые реактивные самолеты".
До этого было:
Швеция - http://nosikot.livejournal.com/1260978.html
Испания - http://nosikot.livejournal.com/1265581.html
Голландия - http://nosikot.livejournal.com/1268387.html
Румыния - http://nosikot.livejournal.com/1271027.html
Югославия - http://nosikot.livejournal.com/1273757.html
Польша - http://nosikot.livejournal.com/1269690.html
Пришло время Чехии - исторически самой промышленно-развитой страны Восточной и Центральной Европы, арсенала "лоскутной монархии", а затем и Гитлера. Естественно страна имела и развитый авиапром, к-рый после войны стал использоваться в интересах СССР и наших союзников, производя как лицензионные, так и собственные боевые/учебно-боевые самолеты:

1) L-29 "Дельфин"
Этот УБС был создан в 1959 году для участия в конкурсе ОВД, где он и победил (говорят по большинству параметров выиграл наш Як-30, но было принято политическое решение). Производился в 1963-74 гг, всего выпущено 3.665 L-29 (!). Двигатель местной разработки М-701. Подавляющее большинство машин было поставлено странам ОВД (в т.ч. больше половины в СССР, поляки "затаили хамство" и приняли на вооружение собственный УБС - см. по ссылке наверху!), но часть ушла на экспорт и в "дальнее зарубежье": Ангола (6 машин), Гвинея (3), Мали (6), Афганистан (24), Вьетнам (12), Гана (3), Египет (120), Ирак (78), Сирия (~70), Уганда (3), в т.ч. вторичные поставки. Так же самолеты продавались частным владельцам во многих странах. Как легкие штурмовики участвовали (и продолжают!) в боевых действиях в многочисленных конфликтах в странах 3-го мира (в то же время все "чеченские" были уничтожены на земле в 1994 году). Во многих странах остается на вооружении или "числится".

Боевые реактивные самолеты, Чехия - монстр авиапрома с востока
Л-29, скорость до 655 км/ч, макс.взлетный вес 3,5т, вооружение 200 кг боевой нагрузки

2) L-39 "Альбатрос"
Этот УБС создан в 1968 году для замены "Дельфина" и в целом повторил его судьбу - стал стандартным для ВВС стран ОВД, а для большинства наших военных летчиков - "летающей партой" и дорогой в небо. Всего в 1970-1999 гг произведено 2.868 L-39 (в т.ч. 585 версии "Z" с расширенными ударными возможностями и более мощными двигателями). Двигатель - лицензионный Ивченко АИ-25. Кроме стран ОВД самолет поставлялся в десятки стран мира, вот лишь нек-рые: Ирак (81 самолет), Афганистан (26), Таиланд (40, с израильским БРЭО), Сирия (40+), Нигерия (21), Ливия (110), Египет (60+), Алжир (30) и др. Принимали и принимают участие в боевых действиях по всему миру, в т.ч. в Сирии. Самолет используется многими пилотажными группами и частными владельцами.
Cейчас в разработке модификация NG - с новой авионикой и двигателем Вильямс FJ-44 - планируют как модернизировать выпущенные, так и производить новые, начало - 2018 год...

Боевые реактивные самолеты, Чехия - монстр авиапрома с востока
"Альбатросы" в полете. Скорость до 980 км/ч, макс.взлетный вес 4,7т (Z - 5,7т), вооружение боевая нагрузка до 300 кг (вариант "Z" - 1 пушка 23-мм, до 1,3т боевой нагрузки, включая 2 УР "в-в")

2.1) L-59 "Супер Альбатрос"
Модернизация "Альбатроса" с другими двигателями (Лотарев ДВ-2), авионикой и пр . - L-39MS. В 1986-96 Произведено 70 L-59, в т.ч. 48 для Египта и 12 для Туниса. На вооружении.

Боевые реактивные самолеты, Чехия - монстр авиапрома с востока
L-59, скорость до 870 км/ч, макс.взлетный вес 7т, вооружение 1 пушка (23-мм), до 1,5т боевой нагрузки

2.2) L-159 ALCA
Этот одноместный легкий ударный самолет/штурмовик был создан в 1997 году на базе L-59 и является глубокой модернизацией L-39. Двигатель - американский Ханиуэлл F124. Установлена итальянская РЛС "Грифо". В 1997-2003 гг было выпущено 76 L-159 (5 поставлены Испании, 9 Тунису, поставленные Испании машины были возвращены), в 2012 году с Ираком готовился новый контракт на 28 машин - 24 новых, остальные из наличия, однако иракцы переключились на новых корейцев - Т-50 и снизили планку до 12 самолетов, но переделанных в 2-х местные (!). Состоят на вооружении чешских ВВС. В 2007 году круг замкнулся - на базе одноместного самолета чеши создали УБС L-159T.

Боевые реактивные самолеты, Чехия - монстр авиапрома с востока
L-159. Скорость до 935 км/ч, макс.взлетный вес 8т, потолок 13.200м, вооружение до 2,3т боевой нагрузки, включая УР "в-в" и "в-з", возможна установка 2 пушек (20-мм).

Т.о. чешский авиапром выпустил за 40 лет (1963-2003 гг) почти 6.700 реактивный самолет собственной разработки, в основном УБС. Это больше всех остальных стран Восточной Европы вместе взятых в несколько раз. Больше, чем Швеция, Италия, Канада и где-то на уровне Франции. Конечно легкий УБС это не двухдвигательный тяжелый сверхзвуковой истребитель с мощным БРЭО, но, фактически СССР и наши союзники обеспечили чехам хорошие заказы, высокооплачиваемые рабочие места и подготовку высококлассных специалистов - это не нефтегаз за бугор гнать! Оценочно, по нынешним ценам, поставки чешских УБС странам ОВД, их обслуживание и т.п. дали чешской экономике больше 100 млрд.долл. хороших (т.е. не сырьевых) денег и это без учета коммерческого экспорта, к-рый без советских заказов был бы под вопросом... Эта цифра примерно сравнима с той, к-рую РФ заработала на экспорте вооружений за ВСЁ время своего существования! А вот после евроинтеграции сразу началась пробуксовка - производство измеряется десятками, а не тысячами, перспектив практически нет. Такие дела!
Кроме собственных самолетов чехи выпускали и истребители по нашей лицензии - МиГ-15 (3.486 самолетов), МиГ-19 (103) и МиГ-21 (194), вместе с ними чешский счетчик достигнет 10.500 реактивных самолетов!
Кроме того в 1951 году чехи выпустили 12 S-92 - своего варианта немецкого Ме-262. Чешские МиГ-15 поставлялись на экспорт в СССР (МиГ-15УТИ, на к-ром разбились Гагарин и Серегин был чешского пр-ва), Румынию, Египет, Индонезию, Кубу, Финляндию, Гвинею-Бисау, ГДР, Венгрию, Ирак и Албанию
О состоянии ВВС Чехии (и Словакии) см. тут: http://nosikot.livejournal.com/900895.html

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Казалось бы, американской фирме выгоднее что-то одно. Либо отправить заказ в Индию (тогда туда должны уходить все задачи, ну кроме разве что секретных), либо нанять программистов на своей территории (тогда офшорного программирования вообще не должно быть). Почему на деле это не так, и оба ...
Сынуля смотрел сегодня передачу про археоптерикса, а потом вдруг восторженно говорит:"Мама, динозавры совсем не вымерли, потому что все птицы - динозавры!" Н-да, устами младенца... :-) * * * * * * * * * * * * * * * Здесь мы решили, что будем подбадривать друг ...
Семья Слепцовых все вместе собирают игрушечный замок, а сами мечтают о своем собственном гнездышке. Сейчас они ютятся в небольшом съемном доме в поселке Максима Горького. Несколько лет назад, после рождения второго сына, Слепцовы попали в программу «Молодая семья». Тогда им присвоили ...
Улцинь - южный город черногорского побережья. 1 История города насчитывает множество переходов от одних хозяев к другим (греки, римляне, византийцы, турки), в результате чего возникла своеобразная смесь востока и запада. 2 Большую часть ...
Неожиданно начал общаться с бывшей. Расстались плохо (не буду говорить по чьей вине, не надо порочить моё славное имя) и несколько лет не пересекались никак. Зато теперь меня прям надирает рассказать ей про минус, корону и реактивность. И Рапунцелью обозвать. А всё Магдо виновата со ...