"Боец, бей в уязвимые места врага!"

топ 100 блогов afirsov06.02.2018 В свое время удивили фото сбитых "миражей", снятых фотоконтролем известной египетской эскадрильей "Черные вороны" во время сражений над Синаем в начале 70-х:
Боец, бей в уязвимые места врага! Mirag6.jpg

Боец, бей в уязвимые места врага! Mirag8.jpg

Ракурс какой-то странный - чуть ли не 4/4 и точно 3/4. На реактивных самолетах там по-идее такие должны быть угловые скорости, что и прицелиться не возможно и точно не попасть. Обычно стреляют где-то при ракурсе 1/4 - 2/4 - таких кадров большинство...

Тут наднясь случайно зашел разговор на другую тему - обсуждение показательных полетов F-22 "Рептора". "Пятое поколение" и все такое... Был там интересный момент - если снято точно в хвост, то заметно, что после полета по прямой, когда пилот переводит "Рептор" на вертикаль, происходит небольшая "просадка" самолета вниз, после чего он быстро набирает высоту.

Что б это значило? чего он "приседает"?

- Ха, так это порок компоновочной схемы. Вот, помнишь, "Мираж" III - классическая "бесхвостка":

Боец, бей в уязвимые места врага!

Как самолет с нормальным хвостовым оперением делает "горку"?
Боец, бей в уязвимые места врага! Mirag0.jpg

Пилот тянет ручка управления на себя, стабилизатор - отклоняется вниз, на стабилизаторе - отрицательная подъемная сила, нос задирается (угол атаки увеличивается), растет подъемная сила крыла и самолет начинает набирать высоту.
Боец, бей в уязвимые места врага! Mirag2.jpg

А как это происходит у "Миража" III? У него рули высоты расположены на задней кромке крыла, где обычно стоят закрылки. Вот, пилот берет ручку управления на себя, и "закрылок", отклоняется в сторону, куда нормальный закрылок отклоняться не должен:
Боец, бей в уязвимые места врага! Mirag1.jpg

Получается, что часть крыла создает отрицательную подъемную силу. То есть общая подъемная сила крыла в этот момент резко уменьшается, да еще сопротивление такого крыла (а оно на больших скоростях создает основное сопротивление самолета) резко возрастает. "Мираж" III одномоментно теряет скорость и высоту - делает "просадку".

Потом по мере увелечения угла атаки, подъемная сила крыла начинает возрастать, и тогда "Мираж" переходит на набор высоты:
Боец, бей в уязвимые места врага! Mirag3.jpg
Теперь представим, что летит "Мираж" III, а за ним МиГ-21. Пилот "Миража" замечает МиГ и хочет уйти на высоту (или сделать резкий вираж - все равно, помнишь принцип Нестерова "В воздухе везде опора!"). "Рвет" ручку на себя и получается такая картина:
Боец, бей в уязвимые места врага! Mirag5.jpg
"Мираж" (синий) дает "просадку", а самолет с нормальным оперением - МиГ-21 "срывает дистанцию" и получает хорошее упреждение. "Мираж" набирает высоту и сам влезает в прицел с большим ракурсом, вот как на фотоконтроле:

На хвосте у "Миража"
Боец, бей в уязвимые места врага! Mirag7.jpg
Пилот "Миража" рвет ручку
Боец, бей в уязвимые места врага! Mirag10.jpg
Очередь. Хорёк
Боец, бей в уязвимые места врага! Mirag11.jpg

- Да, а что думали об этом на "Дассо"?
- А французы быстро сделали  выводы и их следующий истребитель был уже нормальной схемы - "Мираж" F.1:
Боец, бей в уязвимые места врага!

Правда, для всяких колумбий-попуасей "бесхвостки" продолжали выпускать, но уже как чистые истребители-бомбардировщики, всякие "Мираж" V или "Кфир" (даже без локатора).

- А причем тут "просадка" F-22 - он же нормальной схемы?

Давай посмотрим на схему:
Боец, бей в уязвимые места врага! Mirag12.jpg
Стабилизатор фактически является продолжением крыла, даже частично на него заходит. При отклонении он фактически работает как большой щелевой закрылок Фаулера. Эффект получается как у "бесхвостки", может только не такой выраженный. Особенно на малых высотах, где тяговооруженность "Рэптора" больше единицы. Но с ростом высоты, тяга двигателя уменьшается, воздух все хуже "держит" крыло, и эффект "просадки" будет все больше и больше. Идеальных самолетов нет, у всех есть недостатки и слабые места. Главные - их знать и уметь ими пользоваться.

Тогда будет вот так:
Боец, бей в уязвимые места врага! Mirag9.jpg

Оставить комментарий

вольдемар 22.02.2019 21:09

https://bit.ly/2XeDSF7
Автоматический заработок от 90.000 рублей в месяц
Гарантия возврата денег.
Архив записей в блогах:
Хотя 2022 год был чрезвычайно неспокойным для Королевского Дома, безусловно, были и светлые моменты. Семья устроила Королеве ужин-сюрприз по случаю Золотого Юбилея ее Правления, Кронпринцессе исполнилось 50 лет , а Кронпринц произнес одну из лучших речей в своей жизни. Но когда ...
Третий день читаю комменты сторонников Навального/Ходорковского/Латыниной/Коха etc и их проукраинских оппонентов по поводу "крымского бутерброда". Стороны заняли диаметрально противоположные позиции, которые вообще не имеют точек соприкосновения, поэтому дискуссия эта полностью бесплодна. ...
Вот давеча Алиса страдала, что как же это некоторые дети вот учатся и всякое такое, и сами-сами. Я уже и страдать на эту тему перестала, ну да не суть. Слушаю тут "Стеклянный замок" Джанет Уоллс. Это, если кто не читал, автобиографический рассказ о детстве в пренебрегающей семье. Детство ...
Фото © РБК. Благодаря соцсетям любая история чиновной дурости быстро получает резонанс. Так случилось и в Крыму, где ритуальное посещение разряженными чиновницами ветеранов-блокадников вызвало громкий скандал. Контраст дорогих норковых шуб и скудной обстановки, в которой пребывают ...
Мэр Риги Нил Ушаков ответил карикатурой на штраф за использование русского языка в соцсетях. Изображение он разместил в своем Facebook. На рисунке латышский Центр госязыка изображен в виде черепа неандертальца. "Посвящается Центру государственного языка, который считает, что ...