Близится 10-я годовщина трагического авиашоу | Украина и граждане Украины. Куда идем?

топ 100 блогов Сообщество «Украина и граждане Украины. Куда идем?» — 28.03.2012

Название нашего сообщества весьма оригинальное и меткое: "Украина и граждане Украины. Куда идем?" Иногда хочется ответить словами старого одесского еврея: "Ша, ша - уже никто никуда не идет. Ми таки уже пришли..."
Куда, к чему? - спросите вы. К сильному государству с развитой экономикой, пользующемуся авторитетом в мировом сообществе, с радостными и всем довольными гражданими, с мощными Вооруженными Силами. Именно их вклад в "престиж" государства неоценим. Дорогу к процветанию пришлось, правда, полить кровью граждан, причем не только своих. Зато приобрели опыт пусков оперативно-тактических и зенитных ракет, в совершенстве овладели мастерством пилотирования многотонных штурмовиков. Ну роняли их на головы сограждан, ну попадали в жилые дома, ну сбивали пасажирские самолеты. Ну и что - люди ведь не перестали быть винтиками!
20 лет уже существуют Вооруженные Силы Украины. Многое ли изменилось с момента их создания (или переименования той части ВС СССР, находившейся на территории УССР - как кому угодно)? Не берусь судить о нынешнем боевом духе украинской армии, ее подготовленности, о качествах командного состава, ибо больше 9-ти лет уже не имею к Вооруженным Силам прямого отношения. Но о нашей армии образца 2002 года писал в статье, вызванной к жизни авиакатастрофой на авиашоу в Скнилове. 
27 июля исполняется 10 лет с того дня, когда авиа-показуха превратила праздник в мясорубку. Статья была помещена во львовской газете "За Вільну Україну", русский перевод которой привожу ниже.

 Близится 10-я годовщина трагического авиашоу | Украина и граждане Украины. Куда идем?


А КТО КОМАНДУЕТ?...

Взгляд изнутри на «человеческий фактор» в армии

 Трагические события 27 июля 2002 года на Скниловском аэродроме во Львове вновь заставили СМИ обратиться к военной теме. К сожалению, за 10 лет своего существования Вооруженные Силы Украины сумели только заменить красные флаги на сине-желтые, символику на военной форме, научиться вести делопроизводство едва удовлетворительным украинским языком, получить несколько министров обороны и переименовать замполитов в офицеров-воспитателей. Единственное, чем можно  гордиться – успешным участием отдельных подразделений в международных миротворческих миссиях. Все остальное – топтание на месте: вразвитии военной техники (при наших научно-технических возможностях!), совершенствовании владения нею и,в конце концов, подъеме боевого духа армии.

Поэтому цинично звучат слова экс-министра обороны Александра Кузьмука о том, что катастрофа в Скнилове нанесла удар по авторитету ВооруженныхСил! А можно ли нанести удар по тому, чего нет? Авторитет был уже потерян после Броваров и истории с Ту-154. И причина тому не плохое состояние военной техники, и не роковое стечение обстоятельств, а ложь и попытки руководства военного ведомства снять с себя ответственность и защитить «честь» мундира.

Любая армия является лицом общества. Нелады в государстве отражаются в ней как в зеркале. К тому же, к большому сожалению, наши Вооруженные Силы взяли от Советской Армии только отрицательные черты, а также «красных замполитов и командиров», которые не так давно поносили «руховцев», «бандеровцев», но резко перекрасились, попрятали партбилеты и стали «патриотами» Украины. Культивируются очковтирательство, показуха, способность угодить начальству, протекционизм. Кстати, модные ныне английское слово «шоу» переводится именно как «показуха».

Одним из основных факторов, от которых зависит состояние боевого духа каждого военнослужащего, является вера в свою державу. Ему же приходиться слышать и читать о коррумпированности чиновников, обогащении кучки олигархов за счет собственного народа, нарушениях конституционных прав граждан и беззаконии. Естественно, перед ним встает вопрос: «должен ли я готовиться к защите или отдавать жизнь за этих людей?» Ответ, очевидно, будет отрицательным. Этим, вероятно, и объясняется падение престижа военной службы, попытки любым образом избежать ее.

Обратим внимание на тех, кто в сегодня идет в армию. Это, главным образом, сельские жители и представители малообеспеченных слоев городского населения.Да и они не все занимаются боевой подготовкой. Доводилось наблюдать, как солдаты работают на переустройствах и ремонтах кафе-баров, магазинов и т. п. Вероятно, в некоторых частях командиры включают такие работы в учебные планы?

«Золотая» же молодежь спокойно гуляет в кабаках и разъезжает на иномарках. Все объясняется просто – «отмазка» от армии, по словам очевидцев, стоит в среднем 600 у. е. (для непосвященных: 1 у. е. равна 1 американскому доллару).

Опыт показывает, что чем выше сидит начальник, чем выше звание имеет, тем легче ему обхамить почти незнакомого старшего офицера и пр. А где офицерская честь, благородство? Лет сто тому назад такой полковник получил бы перчатку в лицо и отправился к барьеру. О какой же культуре может идти речь, если некоторые командиры в разговоре могут перепутать анонс с нонсенсом?

Такое положение вещей легко объясняется. При выдвижении на вышестоящие должности учитываются не преданность идее защиты украинской государственности, не деловые качества, а, прошу прощения, «попу-лизм», приспособленчество, очковтирательство, «гибкость хребта», наличие покровителей и, в конце концов, деньги. Так, например, по словам офицера, выпускника одного из столичных военных университетов, капитанская должность в Киеве стоит 1900 у. е.

После трагедии, наконец, всерьез заговорили о мизерном финансировании Вооруженных Сил Украины. Все это соответствует действительности. Но кто осмелится утверждать, что для обеспечения безопасности зрителей не хватило средств? Сколько бы денег не было, ума на них не купишь!  Для того, чтобы подержать людей некоторое время за обозначенной границей, а к обзору авиационной техники допустить после выполнения полетов, не нужно ни копейки!

Возникает вопрос: что нужно государству и его Вооруженным Силам, чтобы не повторялись трагедии Скнилова, Броваров и мирных пассажирских самолетов? Ответ должен быть однозначным – настоящее реформирование Вооруженных Сил, заключающееся не в простом сокращении их численности, а в избавлении от безграмотных, бескультурных, бесчестных, некомпетентных руководителей всех уровней путем строжайшей аттестации под контролем общественности.

Вывод: болезни общества не обходят стороной и армию.

 

«За Вільну Україну», № 87 (1911) от 9-10 августа 2002 г.

 

Причины трагедии назывались разные. Я же вижу их в унаследованном от Советской Армии стремлении к показухе, преступной самонадеянности полковника Топонаря, подкрепленной экономией топлива. Поясняю.
1. Почему на праздновании юбилея 14 корпуса ВВС самолет пилотировал не имеющий к нему отношения летчик? Почему за штурвал не посадили простого капитана или майора, чтобы он продемонстрировал уровень летной подготовки в корпусе? ПО-КА-ЗУ-ХА!
2. Топонарь, естественно, отрабатывал фигуры пилотажа. Но не учел, что во Львове самолет стал на 2,5 тонны тяжелее из-за горючего, необходимого для возвращения на базу в Озерное на Житомирщине. Помни он об этом, начал бы выполнение фигур на бОльшей высоте, и не поднялась бы земля со зрителями столь "высоко".

В прошлом году исполнилось 10 лет еще одной трагедии - сбитого над Черным морем Ту-154. Называлось тоже множество причин, но этот вариант, который мне кажется вполне правдоподобным, даже не упоминался.
Здесь имела место просто роковая случайность. В качестве мишени использовался старый беспилотный Миг-15 (или -17, точно не припомню). Опять же по преступной небрежности руководства МО Украины коридор над местом проведения учений не был закрыт для пролета гражданских самолетов. По роковой случайности Ту-154 мог оказаться почти на одной линии с мишенью. Ракета, оснащенная головкой самонаведения, проигнорировала мелкую мишень и избрала своей "жертвой" массивный пассажирский лайнер с бОльшей отажающей поверхностью.

Слава Богу, авиакатастрофа в Скнилове стала последней в кровавом списке наших "достижений". И будем на это надеяться.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мы попали в коалицию против фашизма совершенно случайно – Гитлер на нас напал. ...
Оригинал взят у leonovvaleri в Забивка шпунтовых рядов из досок Еще одно фото, озаглавленное как «Забивка шпунтовых рядов из досок», и чертежик из «Атласа к описанию устройства канализации города Москвы. 1-ая очередь». Изначально я думал, что самостоятельную тему здесь разви ...
Вот читаю, читаю и прямо вся удивляюсь. Определённо мы живём в разных Канадах. Это даже делая скидку на то, что назвать Торонто Канадой можно только с очень большой натяжкой прищурив левый глаз. Путешествуя по этой огромной стране и знакомясь с ...
Друзья!А не подскажет ли кто, хороший способ запоминания иероглифов ? и ?. Учу, ...
Негативные демографические тенденции, наряду с сырьевым проклятием, становятся самой серьезной проблемой России, которой грозит депопуляция. Перед властью встает проблема не просто «сбережения народа», но его «пересоздания». Как и за счет ...