Блажь – роскошь - средство достижения целей - необходимость.

топ 100 блогов david_gor25.06.2012 Смотрю на вот это и вижу нужду расписать, почему уже в ближайшем будущем образованное меньшинство не сможет управлять необразованным большинством.

Но пока накидаю маленькую горочку смежных вопросов, которые по моему разумению требуют разжёвывания.

Когда-то в далёком прошлом образование было блажью, не дающей никаких практических преимуществ. Потом стало роскошью, без которой вполне обходились даже избранные. Затем средством достижения самых разных практических целей. Теперь из субъективной потребности образование становится объективной необходимостью.

По мере роста возможностей каждого человека и увеличения доступности этих возможностей, необразованные люди становятся опасными для себя и общества. Вместе с тем, очень велик риск того, что, по ходу развития технологий, необразованные люди окажутся ещё и ненужными в экономических, производственных и даже политических отношениях.

Опасные и ненужные. Каково?

Опасное ещё можно терпеть, пока без него невозможно обойтись (приходится лишь непрерывно совершенствовать средства нейтрализации угроз, но не нейтрализации источника угроз). Когда опасное становится ненужным, то меняется сама постановка задачи. Начинается переход от нейтрализации угроз к нейтрализации источника угроз. Защита от дурака становится таким хлопотным и бессмысленным делом, что проще изолировать дурака или вовсе от него избавиться.

Так усилия, направленные на обеспечение сосуществования с опасным явлением перенаправляются на принятие мер, исключающих сосуществование.

И тут же рисуется картина дикого запада. Фронтир. Уничтожение бизонов. Резервации и прочее наступление на среду обитания с прицелом на доведение до абсолютной немощи и беспомощности всего, что стало опасным и ненужным.

Но! Не в том ли проблема, что, в условиях непрерывного роста возможностей каждого человека, уже никого не получится загнать в социальные, информационные или технологические резервации.

Как бы ни развивались технологии контроля, возможности доступа ко всем прочим технологиям будут расти быстрее.

Сегодняшний химик недоучка способен буквально на кухне в одиночку синтезировать такие сложные и вместе с тем дешёвые соединения, производство которых ранее требовало привлечения сверхквалифицированных коллективов и строительства химических комбинатов с налаживанием смежных производственных и научных отношений с множеством сторонних организаций и учреждений.

И этот недоучка не будет заботиться о комплексном анализе и прогнозировании последствий своих действий. Просто потому, что у него не хватит на то образования. И он не будет думать о том, как решить ту же задачу способом, наиболее приемлемым для всех остальных – он будет лишь искать наиболее доступные для себя лично способы решения своих текущих задач. От такого дурака не может быть гарантированной защиты.

Единственное спасение – это своевременно дать ему полноценное образование и всячески способствовать непрерывному самообразованию, увеличивая его доступ к смежным технологиям и другим образованным людям. Формировать культуру взаимодействия так, чтобы люди быстро определяли степень компетентности друг друга и могли без опасений привлекать наиболее компетентных к решению своих задач (хотя бы на уровне консультаций). Не ограничивать доступ к широкому образованию и технологиям (всё равно это бессмысленно), а, наоборот, увеличивать открытость. Но главное- это полноценное системное образование, без которого такое взаимодействие невозможно.

Очень уж высока цена подмены образования профподготовкой. Нынешние государства и корпорации (все без исключения) мечтают о том, чтобы за воротами предприятий стояла толпа высококлассных специалистов, жаждущих получать большие деньги за свою работу. Их забота сводится лишь к тому, чтобы регулировать численность этих специалистов (не допустить переизбытка и при этом избежать нехватки).

Государства и корпорации считают главным регулирующим фактором миграционные механизмы. У них там в государственных головах застрял никелированный лом с гравировкой « глобальная мировая конкуренция». О локализации и автономизации всех процессов они не думают. Они видят - приоритеты меняются с такой скоростью, что уже невозможно делать ставку на подготовку нужных специалистов. И видят выход в том, чтобы обеспечить возможность в нужной точке собрать нужное количество специалистов со всего мира. Может быть, это выход для корпораций и государств. Однако, кроме государств и корпораций есть ещё и другие взаимодействующие стороны, задачи которых всё больше не совпадают с теми задачами и приоритетами, которые заявляются государствами и корпорациями.

Никому в голову не приходит, что образованный человек не будет смотреть создано или не создано для него подходящее рабочее место. Уже сегодня есть все возможности для того, чтобы образованный человек занимался тем, чем ему интересно заниматься. Без оглядки на рынок труда. Образование должно быть таким, чтобы человек мог потеснить на рынке работодателя, который не удосужился создать этому человеку подходящее рабочее место.

Звучит непривычно, но это лишь потому, что под образованием продолжают понимать совокупность навыков, знаний, умений, опыта и прочую стремительно устаревающую профподготовку . А ещё потому, что до сих пор в законах пишут чушь про то, что образование даётся в интересах государства, общества, личности и т.д. и т.п.

Нет осознания того, что интересы государства и личности могут войти в противоречие. Особенно если государство хочет втянуть личность в какую-то бессмысленную мировую конкуренцию (нужную лишь для существования самой мировой конкуренции и больше ни для чего), а личность, напротив, ориентируется на социальное сотрудничество и решение задач, направленных на формирование устойчивых социальных отношений.

Многое уже изменилось и будет меняться дальше:

- возможности каждого человека, включая доступ к технологиям и ресурсам, непрерывно растут так, что предела этому росту нет;

- непрерывный рост ограничений и контроля не поспевает за ростом возможностей и имеет предел (даже если натянуть смирительные рубашки на всё население, найдутся люди, которых это не удержит от непрогнозируемых решений частных задач неизвестными ранее общественно опасными способами);

- чем больше ограничений, тем больше стимула искать альтернативные способы удовлетворения потребностей, удовлетворение которых принудительно ограничивается (и тем выше риск того, что это выйдет боком, как самому горе-решателю, так и окружающим);

- непрерывно множится количество способов и технологий, позволяющих решить любую задачу, а также вовсе отказаться от решения любой задачи, сменив саму задачу на более приемлемую;

- технологии становятся всё более компактными, локальными, автономными и доступными;

- растут возможности, позволяющие человеку смостоятельно концентрировать ресурсы (социальные, технологические, финансовые, информационные и т.д.);

- профподготовка без широкого образования становится общественно опасной в силу быстрого устаревания, стимулирования к вынужденной миграции, увеличения зависимости человека от внешних институций и т.п.

- рыночные предложения буквально на лету формируются и удовлетворяют спрос локально и непосредственно в той точке, где этот спрос возникает (пока ещё корпорации имеют возможность вытеснять первопроходцев и перехватить успешные стихийные рыночные нищи, но сами корпорации давно уже делают рынок не через удовлетворение спроса, а путём формирования спроса, т.е. посредством концентрации ресурсов и лоббирования своих решений);

Сюда же грядущая социальная сингулярность, которая наступит раньше технологической сингулярности (проблема социальной сингулярности вообще никем не исследуется).

Сюда же концентрация корпоративных ресурсов, которая уже не обусловлена ни производственными, ни политическими, ни экономическими причинами. Всё больше задач, которые дешевле, эффективнее, проще, быстрее и экологичнее решать локальными автономными средствами. Препятствием становится государственное регулирование, направленное на сохранение магистральных индустриальных решений, обеспечивающих востребованность корпораций.

Сюда же упомянутое отсутствие единства противоположностей при увеличении стимулов к борьбе. Пока необразованные люди были объективно нужны в общественных процессах, не было риска их непримиримого противостояния ограничениям. Как только будет осознана их ненужность, борьба перейдёт в фазу сознательного непримиримого противления. В свою очередь, системе управления придётся перейти от вынужденного ограничения возможностей к целенаправленному уничтожению социальной среды, которая обеспечивает доступ к этим возможностям (всё по Марксу, только без единства противоположностей, т.е. гораздо жёстче и быстрее). В таком противостоянии у системы управления нет никаких шансов.

Сюда же главная ловушка для левых – адресность социального обеспечения. Превращение социальных благ в льготы и привилегии, вместо стремления к достижению какого-то опорного минимума. Пусть даже самого скромного, но доступного каждому человеку, независимо от наличия или отсутствия каких бы то ни было документов и обуславливающих факторов. С последующим постепенным повышением планки. Например, дом престарелых – это не льгота и не привилегия (это то, что должно быть доступно всякому нуждающемуся человеку без выяснения того, кто он такой, откуда пришёл и как дожил до немощного состояния).

Сюда же главная ловушка для правых – персонализация материальных благ. Деньги, средства производства и прочие ресурсы (в том числе и информационные ресурсы) теряют самостоятельное значение, если их стоимость увязывается с репутацией владельца. Репутация владельца– это самостоятельный дополнительный ресурс, но не неотъемлемая часть любого другого ресурса или материального блага. Выражаясь словами Честертона, секрет не в рассказчике, а в рассказе. Должны быть вклады на предъявителя, анонимные платежи, неименные транспортные, медицинские, гостиничные и прочие услуги, а также возможность свободного отчуждения любого материального ресурса в пользу любого физического или юридического лица (разумеется, здесь речь не о вещах, изъятых из гражданского оборота – здесь о том, чтобы у системы управления не было возможности ограничить продажу того, что продавать можно). Иначе наращивание контроля выльется в такую взаимоувязанность всего со всем, что никакая система управления не сможет отделить приемлемые формы экономического взаимодействия от неприемлемых. Неприемлемым для системы управления станет всё, кроме заведомо ограниченного круга действий, требуемых самой системе управления. Если это не рухнет, то единственным фактическим заказчиком на всех рынках станет сама система управления. И она же станет единственным фактическим поставщиком всех ресурсов. А все экономические субъекты фактически станут частью системы управления, обслуживающей саму себя посредством контролируемого оутсорсинга. Не может такое не рухнуть.

Сюда же главная ловушка системы управления – замыкание всех процессов на самой системе управления. Скоро мы чайники и утюги регистрировать будем. И всё равно этого будет недостаточно для того, чтобы удовлетворить возрастающую необходимость в увеличении степени вмешательства системы управления во все без исключения отношения (включая семейные отношения). Чем больше вмешательство, тем выше необходимость увеличения вмешательства. И тем сильнее стремление людей к избавлению от диктата системы управления. Тем больше стимула к разработке и внедрению автономных технологий и тем больше препятствий и ограничений использования технологий, не интегрированных в систему управления.

Это всё связанные вещи, не имеющие никакого отношения к глобальной мировой конкуренции.

А теперь вопрос к залу:

Что из перечисленного надо расписать отдельными текстами? На что обратить особое внимание? Чего здесь не хватает?

Особенно интересуют аргументы тех, кто считает всё это бредовыми фантазиями

Ну и ещё раз ссылки из моего журнала по образовательной теме.

Классно-урочная система
Недостатки классно – урочной системы.
о мотивации в рамках классно-урочной системы
О необходимости исследований в области поиска путей реконструкции образовательной системы

Разновозрастное образование.
Недостатки разновозрастных систем.
Разбор критики разновозрастных систем образования.
здесь и
здесь .

Об адаптации ребёнка к образовательной методике.
О провокации интереса и подавлении воли.

О спорах вокруг образовательной реформы здесь и здесь
О Конференции ММА

10 неизбежных преобразований системы образования

Система управления и образование + обзор комментариев Ч.1 и Ч.2

О всеобщести образования
Школа как сборочный конвейер
Как реформировалось 37 500 школ
Рабочая запись о вкусных и здоровых горизонтах

Об иерархиях здесь , здесь , здесь и здесь
О социальном взаимодействии здесь и здесь
о невежестве

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Левый документ уже публиковался ранее в моём журнале. В Российской Империи многие предприниматели организовывали для своих рабочих бесплатные ясли, детские сады, аптеки. Всё это стало платным в СССР — справа опубликован документ, регламентирующий плату за пользование яслями и ...
Сегодня министр обороны Украины Полторак поведал о подстреленном самолёте . Серьёзный на вид мужчина и соответственно должен делать серьёзные заявления подкреплённые серьёзными аргументами. И так, что же пишет Степан Полторак в своём заявлении в фейсбуке? Цитирую:"В Черном море ...
"По данным Bloomberg, Россия — самая "подсанкционная" страна в мире — завершит 2023 год с прибылью в 75 миллиардов долларов. А по данным New York Times, США — страна с самым большим в мире долгом — закончит 2023 год с убытками в два триллиона долларов", — написал немецко-финский ...
Очередное творение украинских волонтеров для передачи в зону АТО ...
Дело было так. ФРС с конца 2014 года ужесточал денежно-кредитную политику, что имело следствием повышение ставок.       На диаграмме 2 графика: доходность по однолетним казначейским облигациям (синий) и эффективная учетная ставка ФРС (красный).       В ...