Биеннале в Шардже: "перезагрузка" и транснационализм
ru_royalty — 07.02.2020Раз в два года в эмирате Шарджа проходит биеннале современного искусства. Это мероприятие курирует шейха Хур аль-Касими. С ней вы уже могли познакомиться: СЕСТРА-БЛИЗНЕЦ УМЕРШЕГО ШЕЙХА ВОЗГЛАВИТ МОДНЫЙ БРЕНД QUASIMI
В 1993 году эмир Султан III открыл биеннале в рамках программы строительства культурных учреждений. Это был абсолютно новый проект для человека, который намеревался посвятить свою жизнь науке. В 1972 году его брат Халид был убит, и он неожиданно стал правителем Шарджи. Сначала в биеннале принимали участие художники из соседних стран Залива, и совсем немного - из Китая и Польши. С тех пор как в 2003 году дочь эмира, шейха Хур аль-Касими взяла на себя роль главы Sharjah Art Foundation, биеннале стала местом встреч ведущих представителей арт-мира.
Первым ее шагом было упразднение национальных павильонов в пользу тематики и заказных работ. Она пригласила художников из 25 стран. Шейха переориентировала выставочное пространство, отойдя от модели павильона: никто более не представлял никакую страну. Транснационализм стал характерным для Шарджинской биеннале.
Что может быть логичнее для ОАЭ, где только около 11 процентов населения являются гражданами?
Не все сотрудники биеннале были в восторге. Несколько членов "старой гвардии" уволились. Споры вызвали работы алжирского художника Мустафы бин Фодила, которые включали обезглавленные манекены и лозунги, выражающие антиполицейские, антиправительственные и антиисламские настроения. Работа китайской художницы Чэнь Линъян, которая изображала менструирующее влагалище, была выставлена в закрытом футляре.
Шейха Хур приступила к "перезагрузке" биеннале радикальным способом. Она развешивала картины, мыла полы, сама управлялась с прессой. Она защищала художников и привлекала к ним международное внимание. В 2005 году критик Сабина Фогель написала в Artforum, что биеннале в Шардже теперь, к лучшему или к худшему, принадлежит к самыми громкими биеннале современного искусстваа мире.
Надо сказать, что в странах Залива наблюдаются определенные закономерности в их "отношениях с искусством". Катар наполняет общественные пространства скульптурами известных художников; Абу-Даби стремится стать центром культурного туризма благодаря проекту Лувр Абу-Даби, который открылся в 2016 году; Дубай стал коммерческим арт-центром с массой галерей, сосредоточенных в районе Alserkal Avenue. Шарджа, между тем, благодаря усилиям шейхи Хур, стала интеллектуальным центром искусства в Эмиратах - местом острых обсуждений и идей, не связанных рыночными мотивами.
Шейха переместила биеннале из выставочного центра в Зону наследия, которая является домом для других культурных учреждений Шарджи. Этот район стал известен как Сердце Шарджи, туристическая достопримечательность, и теперь участники и посетители биеннале могут жить в пятизвездочном отеле и вкусить роскошный образ жизни ушедшей эпохи - у шейхи Хур непоколебимая приверженность местной культуре и колориту.
Следующая биеннале в Шардже пройдет весной 2021 года. Если вы решите побывать в Эмиратах на Dubai Expo перед закрытием, то сможете совместить для себя оба мероприятия.
Текст и подборка мои, фото из открытых источников