Библия. Что не так? Якоря Ветхого Завета.
dmitrievskiy — 17.01.2020Библия. Что не так?
Самая Большая ошибка, допущенная Христианским священством в отношении Библейской традиции, заключалась в присвоении Библии статуса «святой» книги.
После этого закончилась жизнь вокруг самой книги. Теперь о ней нельзя говорить без придыхания, её нельзя анализировать, нельзя обсуждать очевидные нестыковки и даже не допускается критика неточностей редактирования и переводов.
Неприкасаемость этой Книги постепенно привело к тому, что желающих к ней прикасаться становится все меньше и меньше, и это, увы, факт…
Стараниями «защитников веры», Библия из прекрасного инструмента динамичного познания Божественности, превратилась в плохо согласованную подборку знаний о Божестве.
И с этими «знаниями о Божестве» происходит откровенная беда.
Всеми конфессиями, которые имеют хоть какое-то отношение к Библейской традиции декларируется Единство Библии, - неразрывность Ветхого и Нового завета, и спорить с этим не возникает никакого желания. Но как складывается единство двух частей этой уникальной и несомненно выдающейся книги?
Иудейская теология рисует знак равенства между Ветхим и Новым заветам, объявляя Иисуса очередным еврейским пророком, принесшим очередное откровение о Боге. Христиане формально складывают обе части, объявляя истинной всё, что написано о Боге и в Ветхом, и в Новом Завете.
В результате такого невитиеватого обобщения мы с вами имеем странного Бога, который одновременно предстает перед нами и гневливым Господином, кидающим камушки в провинившихся рабов, и справедливым Царем, и милосердным Отцом, заливающим своей любовью весь мир.
В попытке получить собирательный образ Бога, радетели единства Библейской традиции ведут себя как та девица из Гоголевской "Женитьбы", которая в своих фантазиях губы одного кавалера приставляла к носу другого, сдабривая полученный результат развязностью и дородностью остальных претендентов.
Всяческие попытки представить Библию, как источник, дающий нам обобщающе представление о Боге неизбежно приводит к необходимости очевидно корректировать заявленных в двух заветах «богов» и пытаться соединить в одном лице, проявляющего разумность гневливого самодура, с оправдано горделивым правителем, и, с очень разборчивым в своей любви отцом.
Естественно, получается «не очень» и что с этим «не очень» делать, никто не знает. Точнее не знают те, для кого вера в Бога продолжает оставаться неотъемлемой, если не единственной, частью самовыражения в этом мире, а вот все остальные очень даже хорошо знают.
Такой «никакой» Бог, крайне удобен в употреблении при различного рода манипулировании. Его без труда можно встроить в любую систему управления, для чего достаточно поворачивать его необходимой стороной, демонстрируя качества, способствующие решению той или иной задачи. Нужно напугать – есть такой Бог в Библии, нужно усмирить – и такой Бог в Библии есть, успокоить – вот вам цитатка, пригрозить – много цитаток, приласкать – поменьше цитаток, но тоже есть.
Так, о чем же идет речь в Библии, что нам повествует эта Книга? А повествует она о том, как менялось представление человека о Боге. Библия не показывает нам череду трансформаций Бога, - Бог неизменен, - но она дает нам очень яркие иллюстрации того, как менялось восприятие человеком Бога по ходу развития нашей цивилизации.
Если брать два Завета, то цепочка трансформации человеческих представлений о Боге, в самом общем виде, выглядит так.
Изначально, Бог
- гневливый господин:«Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя. Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому» Исх 15:7 .
«…и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами». Исх 22:24.
«Народ стал роптать вслух Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его…» Чис 11:1
«…ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли». Втор 6:15.
«...Бог
великий и страшный...» Втор 7:21
Далее, Бог
- справедливый царь (судья):
«Бог - судия праведный, и Бог, всякий день строго взыскивающий. Пс 7:12
«Бог - святой, неподкупный Судья, Чьего правосудия никто не избежит». Еккл 12:14
«Скажите среди народов: «Господь правит!» Прочно мир утвержден и не поколеблется; Господь будет судить народы справедливо. Пс 95:10
«…Он будет судить вселенную справедливо и народы – по Своей истине». Пс 95:13
«Вот, Царь будет царствовать в праведности, и правители будут править справедливо». Ис 32:1
И в итоге, Бог
- любящий (милосердный) отец:
«Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище».Пс. 67:6.
«Не один ли у всех нас Отец?». Мал 2:10.
«...но Отец Мой, Сущий на небесах... Мф 16:17
«Смотрите, какую любовь дал нам Отец». 1Ин 3:1.
«...Бог есть любовь» 1Ин 4:16.
«...и любовь Бога Отца» 2Кор 13:13
Именно о таком изменение отношения человека к Богу и идет речь в Библейской традиции.
«Нравы антропоморфических богов являются точным отражением морали тех людей, которые впервые придумали такие божества. Древние религии и мифология достоверно передают верования и традиции народов, давно уже ушедших в небытие».
Конечно Библия ЕДИНА, но это единство не складывается путем уравнивания или формального объединения частей. Вот вам пример преемственности и связки.
Концепция Бога - Отца не является «авторской» концепцией Иисуса, и появилась уже у поздних пророков, у Исайи, например:
«...Только Ты – Отец наш» Ис 63:16;
«...Но ныне, Господи, Ты – Отец наш». Ис 64:8.
Другое дело, что у евреев
Бог был Отцом только народа Израэля, у
Иеремии:
«...ибо Я – отец Израилю» Иер. 31:9,
- а у Иисуса стал Всеобщим Отцом, но факт преемственности на лицо.
Бог всегда был Отцом человека, но человек не всегда воспринимал его как Отца. В отношении нашего небесного родителя происходили те же процессы, которые происходят с нами в отношениях с родителями земными. Они для нас меняются – потому что взрослеем мы.
Мы, вселенские дети, в процессе своего духовного взросления, сначала видели в Боге грозную силу и наказание, потом стали замечать мудрость и справедливость, но нам потребовались тысячи лет для того, что бы мы (да и то не самостоятельно) смогли увидеть в нём того, кем Он для нас всегда являлся, - увидеть в нём Отца.
Из детских восприятий Бога очень характерным является «Бог - неумеха», который сначала что-то сделал, потом сам разочаровался, что плохо сделал, решил всё «смыть» и сделать по новой. Прям не Бог, а малыш в песочнице…
Если исходить из того, что:
«Он (Бог) есть всё» Сир.44:29, - и что:
«будет Бог всё во всём». 1Кор.15:28, - а также, что:
«один Бог Отец, из Которого всё». 1Кор.8:6,
- то вывод можно сделать только один: Бог не может разочароваться в своём замысле, и переделывать им же сделанное, - предполагать такое, это значит допускать что Бог может отрицать самого себя, а что-то более абсурдное трудно себе даже представить.
И такую капризность, - «сделал – переделал», - вряд ли можно соотнести с той же неизменностью Бога:
«Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь». Мал.3:6.
«Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены». Иак.1:17.
«Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться». Чис.23:19.
Последователей неприкасаемости Библии, не смущает та очевидность, что переменчивость в настроениях Творца несет в себе предположение о Его не последовательной или, проще сказать, о несовершенной воли.
И так: Новый Завет является естественным продолжением Ветхого завета, его итогом, логическим завершением, Ветхий Завет разрешается Новым Заветом, он разрешается Иисусом. И представление о Боге, как о милосердном Отце является высшим из доступных представлении человека о Боге.
Какая польза от череды духовно просвещённых поколений, если мы продолжаем видеть Бога таким, каким его видели Моисей и пророки?
Пройдя непростой путь определения характера отношений создания со своим Создателем, - «сын и Отец», - наша цивилизация должна воспользоваться результатами этого пути, а не стараться заново проживать все пройденные этапы.
«Небесный Отец никогда не отвергает искреннего поклонения своих земных детей, каким бы незрелым не было их представление о Божестве, и какое бы Имя не символизировало для них его божественную сущность. Представляют ли они Его Ревнивым господином или властолюбивым царём, - он всегда был и будет Отцом своему творению».
Мы оставили за спиной Бога - Господина в окружении своих рабов, для нас больше нет Бога - Царя с бесчисленной свитой слуг, но есть Бог - Отец в кругу своих сыновей и дочерей.
Именно в такой семейный характер отношений человека и Бога посвятил нас Иисус, проживая свою человеческую жизнь. Именно такого Бога раскрыл Он нам своей жизнью.
Бога, который не играет в Отца, и не проявляет себя как отец, но является отцом всего сущего.
Бога, который не держит в неведении своих детей относительно чувств к ним и их положения в Небесной семье. Он не держит их в тревоге относительно их места в своём любящем Отцовском сердце и уготованному для них будущему (см. пост Предназначение человека).
Бога - Отца, у которого нет «первых» и «последних»; любовь которого, - нелицеприятна, который любит всех, а не только «правильно» верующих в него (см. пост Отцовство-сыновство-братство).
Любовь которого к своей семье, как к единому целому, основывается на сильном чувстве к каждому члену его семьи.
«Любовь Отца возвеличивает каждое дитя Бога, озаряя каждого члена небесной семьи и ярко высвечивая уникальную сущность всякого личностного существа».
Его любви присуще бескорыстие. Бог любит нас не за «что-то», не за жертву, ни за молитву, не за служение, а за то, что мы Его дети, и, как любой любящий отец, Он не отказывается от своего ребенка, даже если тот его знать не хочет.
Отец не уединяется потому, что им пренебрегают; проступки детей не отвращают любовь Бога. Скорее, мы, его дети, наделённые способностью выбора и делающие этот выбор, сами определяем степень божественного влияния и ограничения Его присутствия в наших собственных сердцах и душах.
Бог не принимает решение прощать или не прощать человека, Он уже принял свое решение на всю оставшуюся вечность – любить: «Бог есть любовь», - «Господь, приняв решенье, его не изменит никогда». Пс 7:13.
«Эволюция стремится сделать Бога человекоподобным, откровение (в нашем случае Иисус) стремится сделать человека подобным Богу».
Во второй части: Якоря
Ветхого Завета, - поговорим о аде, первородном
грехе, искупительной жертве и Христианской
традиции.
_______________
С ответственностью за каждое слово и без какой-либо претензии на авторство.
Перейти на мой сайт.
Философские беседы. Разговор на самые важные темы.
Блог Алексея Попова.
Добавить в друзья в ЖЖ