"Безумство" по понедельникам: Ах, как я была влюблена...по второму кругу!
na_shpilke — 01.01.2014
Последний предпраздничный понедельник, друзья! Новый 2014 год
совсем на носу, и у многих из вас приготовления наверняка идут в
полную силу. Мои планы на новогоднюю ночь пока что секрет, в том
числе и для меня самой, но я даже не думаю бесспокоиться - жизнь и
обстоятельства всегда находят способ удивить меня. Остается
надеяться, что на это раз приятно :) И это, конечно же, совсем не
причина пропускать очередной выпуск понедельничной "безумной"
рубрика, поэтому за работу!
На прошлой неделе я решила посвятить серию постов анализу стиля
персонажей русской версии Mad Men, телефильма "Оттепель".
Большинство из вас к моей радости эту инициативу поддержали,
поэтому сегодня мы продолжим. И обратимся ко второй главной героине
фильма - юной и правильной (ли?) Марьяне Пичугиной.
(*) Правда, это не причина расстраиваться для тех, кто ждет
продолжения традиционных "безумных" разборов. Уже в новом
году (т.е. на следующей неделе) я вернуть к анализу образов героев
Mad Men в 6-ом сезоне.
Итак, согласно сценарию Марьяна - девятнадцатилетняя студентка
хим.фака, волею собственного выбора и/или своей судьбы оказавшаяся
в центре любовного многоугольника, другими "вершинами" которого
стоят главный и запутавшийся в себе герой, его бывшая жена и его
творческий друг и соратник. Юный возраст и сопутсвтющая ему
неискушенность, наивность и трогательность являются тем первым
впечатлением, которое хотят донести до зрителя создатели сериала. А
потому, не мудрствуя лукаво, художник по костюмам выбрал для
Марьяны классичесое решение в стилистических рамках той эпохи.
Большую часть фильма Марьяна появляется перед зрителем в
приталенных платьях силуэта New Look нежных пастельных расцветок
и/или с цветочным рисунком:

Стилистически-смысловой посыл такого образа не заставляет
задумываться дважды: юная и неопытная Марьяна еще, казалось бы, не
поломанная жизнью, полна доверчивости к окружающему миру. В своей
открытости, доверчивости, ничем не прикрытой хрупкой женственности
( => силуэт New Look, делающий акцент на тонкой талии и хрупком
верхе женской фигуры), она одновременно похожая на хрупкий цветок и
на молодую принцессу, которая пока не испытывает необходимость
прятать свои чувства и себя под крепкой броней защиты. Интересно,
что этот же прием мы уже неоднократно наблюдали и в Mad Men,
анализируя образы молодой Бетти, которую создатели "Безумцев"
настойчиво представляли нам в виде хрупкой и несамостоятельной
принцессы:
Второй мотив, который был выбран художниками по костюмам
для того, чтобы подчеркнуть молодость и неискушенность Марьяны в
жизни это мотив "ученический" в виде часто появляющегося в кадре
принта "клетка":
Данный рисунок, отсылающий к "школьной" тематике в контексте
марьяниной героини, мы также уже видели в "Безумцах". С той же
целью в клетку художники по костюмам часто одевают Пегги, дабы
подчеркнуть её настрой правильной ученицы по сравнению с более
взрослыми и опытными коллегами. Правда, в отличие от Пегги, которая
выросла в окружении простой и дешевой одежды и вдали от модных
веяний, "клеточные" платья Марьяны, сестры молодого и талантливого
дизайнера не скучны, не старомодны или нелепы - её клетка (в
отличие от Пегги) не кричит о своей школьности, но лишь деликатно
намекает:

Технически происходит это в том числе потому, что в случае Марьяны
практически всегда речь идет о том типе клетки, которая способна
гармонировать с женственной и "летней" внешностью: это клетка
мягких оттенков, неконтрастная, часто расположенная по
косой/диагонали, с более тонкими линиями. Так, одно из главных
"клеточных" платьев Марьяны почти дублирует "клеточное" платье
Пегги; правда, у дойти до понимания правильной клетки
самостоятельно у Пегги заняло несколько сезонов и серьезный рывок в
карьере и зарплате соответсвенно, а Марьяне все ясно и сейчас
(возможно, не без подсказки дизайнера-брата):

Такие a-la "ученические" мотивы используются художниками в
костюмах Марьяны преимущественно во время её сцен со "старшими по
званию": взрослым любовником, его опытной бывшей женой, с поучающим
её режиссером фильма. Во всех этих сценах одна идея, о которой без
слов рассказывают костюмы: Марьяна - неопытная юная дебютантка,
обращающаяся за силой, поддержкой, советом к тому, кто старше,
опытнее и сильнее её:
Особенно показательными в этом плане оказываются сцены с
Ингой. Впервый раз в футуристично-модном столичном кафе, где
Марьяна решается излить своей новой старшей подруге душу:
Контраст костюмов героинь здесь настолько очевиден и силен,
что можно обойтись без реплик: Марьяна в платье светлом,
принцессо-подобном new look-овском, да еще и в клетку; Инга - в
платье густого темного цвета с чувственно-откровенным облегающим
силуэтом. Плюс, если присмотреться, платье Инги выглядит плотным и
немного воинственным => все, что чувствует сейчас Марьяна, Инга
уже пережила, поранилась и научилась защищаться:
И да, это мы уже тоже видели в "Безумцах" в почти идентичном
контексе встречи жены молодой с женой взрослой и опытной:
И продолжая это, появляется в "Оттепели" сцена вторая, где
Инга и Марьяна посредствам своих платьяв опять передают без слов
ситуацию "ученица-учительница". Сильное и яркое платье Инги
полностью доминирует над все тем же марьяниным светлым платьем в
клетку, к которому добавился короткий светлый кардиган, делающий
весь образ еще более школьным и девичьим, a-la preppy:
Правда, не всегда этот "клеточный" мотив в нарядах Марьяны столь
однозначен, что особенно интересно в контексте знакомства героини с
её поклонником - Егором Мячиным:
Здесь два, казалось бы, простых наряда не только рассказывают,
но и немного предсказывают историю этих героев. Разберемся. На
первый взгляд имеем девушку в розовом и молодого человека в голубом
- мальчик и девочка, сила притяжения полов, что может быть
естественнее?! А если присмотреться:
Припыленный "летний" родовый у Марьяны и более насыщенный,
скорее "осенний" голубой (аквамарин) у Егора. Плюс, клетка - у
Марьяны и полоска - у Егора. Казалось бы, они так близки, но при
этом такие разные: отличаются их цветовые палитры, отличаются и
противоречат принты на их одежде. Как предвосхищение, что близость
этих двух героев всегда будет неполной, не совсем гармочиной.
(*) Это, конечно же не значит, что в реальной жизни
"летние" девушки не могут быть с "осенними" парнями :) Помним, что
здесь мы разбираем костюмы с точки зрения их "работы" в кадре, в
заданных сценарием рамках.
И возвращаясь к взаимоотношениям Марьяны и Инги, соотношение сил
двух женщин далеко не всегда столь однозначно и даже выходит за
рамки "наставница-ученица" в период их кратковременной дружбы. В
какой-то момент Инга, кажется, готова прекратить прятаться за свой
образ сильной женщины и побыть перед Марьяной беспомощной и слабой.
Что в этот момент говорят костюмы двух женщин в кадре:

Два женственных приталенных цветочных платья. У Инги в силу её
положения и возраста - поярче, у Марьяны - бледнее. Но обе героини
одеты здесь в одном ключе, что символизирует момент доверия и
дружеской близости, пусть и не длившейся долго.
Скоротечная дружба очень быстро переростает в соперничество, так
что по окончанию совместной работы над фильмом на съемках на
обложку "Советского экрана" мы уже видим вот такую картину:
Инга, вернувшая благодаря главной роли свою актерскую
популярность в платье своего "сильного" цвета, которое снова
доминирует над марьяниным светлым костюмом, подходящим и украшающим
внешность, но далеко не таким ярким и драматичным. что не случайно,
ведь вслух Марьяна говорит, что у неё нет актерских амбиций и она
вполне готова к роли рядового химика и жены "хорошего
человека":

Но опять же, присмотритесь к деталям: здесь у Марьяны совсем
другой стиль - поменялся силуэт, а ворот жакета уже сам напоминает
защитную броню.
Почему бы? - Дело в том, что согласно сценарию, за короткий
период Марьяна прошла собственную трансформацию: покинутая
(преданная?) любимым человеком, беременная, вынужденная принимать
новые по своему масштабу решения Марьяна проходит тот путь,
который...тринадцать лет назад прошла Инга! И соответственно
меняется её личность, меняется и её стиль - приближаясь к образу
Инги.
Все начинается в женской консультации, где Марьяна получает
новость, что беремена. Здесь опять актеры могут почти не говорить,
все и так ясно - это момент, когда девочка Марьяна по-настоящему
превращается в Марьяну-женщину.
Как меняется её образ в соответствии с этим? - Он почти
полностью дублирует образ той, которая в глазах Марьяны и является
"настоящей женщиной":
Её юбка уже не пышного "принцессиного" силуэта,но
взросло-женственная, соблазнительно облегающая бедра. Правда, она
все еще в "школьную" клетку. Во-первых, чтобы подчеркнуть, что
это "переломный" момент взросления:
А во-вторых, как бы предвосхищая последнюю попытку героини
остановить этом процесс. Так, в следующем кадре для своей отчаянной
попытки вернуть любимого мужчину (и причину беременности) Марьяна
возвращается к еще привычному образу девичьей невинности в
соответсвующем наряде:
Ну а так как попытка эта не удалась, ничего не остается делать
Марьяне, как начать свое превращение в Ингу-2, в том числе и в
отношении стиля:
Здесь остается только один вопрос: будет ли Марьяна
по-настоящему счастлива, превратившись в такую "вторую Ингу"? Как
подсказку, а может, "затравку" на следующий сезон, художник по
костюмам подкидывает нам следующий образ, где одетая в "ингин"
силуэт и в "ингины" же цвета ("осенние", не подходящие "летнему"
цветотипу актрисы), героиня Марьяны выглядит уже не яркой, но
скорее усталой и безжизненной (*наглядная, кстати, демонстрация
теории цветотипов в действии):
На сегодня у меня все, а продолжение, как "Безумцев", так и
"Оттепели" вы увидите уже совсем скоро, в следующем году, так что
stay tuned!..