Без названия
chukcheev — 05.01.2022
Стремительнои непредсказуемо развивающиеся события в Казахстане делают вновь актуальным фильм 2017 года «Тёмные времена», посвящённый первым неделям Уинстона Черчилля во главе правительства.
На первый взгляд может показаться, что Черчилль стал тем, кем он стал для своей страны (самым выдающимся британцем в истории), благодаря своему ораторскому таланту, литературным способностям, манипулятивным практикам или искусному популизму – все эти грани его дарования наглядно раскрыты в картине.
Однако на самом деле – это дано чуть в проброс, но всё равно ощутимо – Черчилль смог добиться такого признания потому, что, в отличие от своих коллег и товарищей по борьбе с нацизмом, обладал важнейшим для военного лидера качеством: он умел, когда это было нужно, спокойно и бестрепетно распоряжаться чужими жизнями.
В ленте есть замечательный эпизод совещания военного кабинета в бункере под руслом Темзы, в ходе которого Черчиллю сообщают, что весь британский экспедиционный корпус, отрезанный от союзной французской армии, прижат к морю и будет потерян в течение ближайших нескольких дней.
Черчилль пытается маневрировать, но армейское начальство неумолимо: вытащить солдат из ловушки у Дюнкерка категорически невозможно – немцы подойдут с минуты на минуту. Тогда Черчилль, выяснив, что в Кале есть пехотная бригада, отдаёт приказ задержать врага любой ценой.
«Четыре тысячи молодых людей!» – Черчилля пытаются напугать ответственностью. «Но спасутся триста тысяч», – парирует премьер, будучи твёрдо уверенным, что сухопутные войска Британии ещё понадобятся, а значит, размен более чем выгодный.
Понятно, что члены военного кабинета потрясены только что явленным холодным людоедством («Если надо умереть, пусть эти четыре тысячи умрут; им не повезло оказаться у Кале, но на войне непременно кому-то не везёт»), потому министр иностранных дел Галифакс хватается за предложение Муссолини выступить посредником и остановить войну: да, триста тысяч попадут в плен, но вернутся, спустя время, домой живыми.
Но Черчиллю нужна только победа – полная, недвусмысленная, окончательная, подобная той, чтобы была одержана над Наполеоном, вследствие чего он отмахивается от инициативы Галифакса. И, чтобы прекратить лишние споры, произносит самые важные слова картины: «Всю ответственность беру на себя… И по этой причине именно я занимаю это кресло!»
С Черчиллем трудно полемизировать, ибо властью нужно не только стать, но ещё ей распорядиться, оказавшись готовым идти до самого конца, невзирая на потери и утраты. Самый простой вариант – сдаться, сославшись на нежелание проливать невинную кровь сограждан и тем более избирателей.
Тэтчер этот урок усвоила. Разумеется, в 1982 обстановка была чуть проще, и потеря Фолклендов не ставила крест на существовании Британии в статусе полувеликой державы, учитывая, сколько уже было к тому времени утрачено территорий. Но навык – способность сознательно отправлять на смерть других ради абстрактных целей – был всё тот же.
Без такого навыка правитель – не правитель, а просто исполняющий должность.
|
|
</> |
Опасно ли носить контактные линзы: вся правда от эксперта
Запирайте этажи - нонче будут...
Придумаем название-подпись к картинке
Трамп в ярости от сообщений о появлении российского командира Е.Пригожина рядом
The Washington Post: после Майдана ценность мяса значительно выросла
Васятое
Tрамповы шторы.
YKJ-1000
Китёнок

