Беспартийное золото
auvasilev — 28.11.2025
В девяностых, особенно в самом начале, было модным везде, от "желтой" журналистики до как бы художественных произведений, включая кинофильмы, рассказывать всякие трогательные и увлекательные истории про "золото партии". В основном, конечно, совершенно фантастические и фуфловые.
Хотя на самом деле некие "неучтенные" или всё-таки вернее "учтенные не совсем открытым и публичным способом" партийные деньги несомненно существовали. Они имелись и в наличной валюте, и на счетах некоторых зарубежных банков, иногда даже формально и официально, но чаще скрыто и замаскированно связанных с СССР. Именно из них во многом финансировались различные "дружественные" политические силы и даже целые государства за рубежом, всякие там "борцы за мир", "движения неприсоединения" и прочие прогрессивные халявщики.
Но всё это были по нынешним масштабам суммы достаточно мелкие и не принципиальные. Легальными банковскими переводами, как оставлявшими слишком явный след, старались всё же по большей части не пользоваться, так что основным средством доставки являлся портфель или в лучшем случае чемодан налички. А сколько её влезет в тот самый чемодан? В обычную "дипломатку" всего миллион стодолларовыми купюрами (неоднократно проверено), в большой чемодан ну, максимум пять, свыше уже начинается перегруз и головная боль.
Так что все эти сказки про гигантские суммы расхищенного "партийного золота" всего лишь литературщина не самого высокого пошиба. Однако реально в России в свое время спиздили действительно очень много. Но не коммунисты, хотя многие и являлись когда-то членами КПСС. Но к моменту похищения денег это уже не имело никакого значения.
Если вы посмотрите историю любого лопнувшего банка или рухнувшей финансовой пирамиды, начиная от всяких "МММ", "Хоперов" и "Чар", до самых мелких региональных и даже совсем провинциальных, почитаете подробно материалы любого дела, хоть те, что есть в свободном доступе, то практически наверняка везде в конце обнаружите примерно одну и ту же фразу: "Судьба похищенных средств неизвестна и следов их не найдено".
Я упомяну сейчас всего пару случаев из великого множества, свидетелем которых в свое время был лично.
В самом начале девяностых мне как-то позвонил довольно близкий приятель и бывший коллега по "Крестьянке", весьма известный тогда и даже модный в определенных кругах поэт Олег Хлебников и сказал, что один очень богатый человек предложил ему создать и возглавить некий новый литературный журнал. Но проблема в том, что его полиграфическая концепция слишком сложна для нынешнего уровня издательского дела в России и не смогу ли я помочь.
Мы встретились, я посмотрел макеты и решил рискнуть. Это был для меня своего рода профессиональный вызов. Дело в том, что тогда не существовало у нас никаких компьютерных технологий, всё по сути было ещё на уровне почти девятнадцатого века и предстояло решить огромное количество чисто технических проблем.
Вот во время этого решения я и познакомился с тем самым "очень богатым человеком", инвестором журнала, который они назвали "Русская виза", Марком Горячевым.
Я не буду подробно рассказывать об этом человеке. О нем написано довольно много и подробно, каждый легко может познакомиться с его историей самостоятельно в интернете. Отмечу лишь несколько моментов.
Марк Леонидович в чисто деловых расчетах был предельно прижимист, если не сказать скуповат. Но при этом на личные понты средств совершенно не жалел. Всё его офисы были отделаны всем самым дорогим, что только можно купить, ездил он исключительно на Ламборджини последней модели, золотые Ролексы носил только усыпанные огромными бриллиантами, ну, и всё такое прочее подобное.
Он покупал заводы и даже музеи, финансировал не только печатную прессу, но и довольно серьезное телевидение, избирался в Госдуму, где дрался с Жириновским, короче, как сказал бы Довлатов, "Широко жил партизан Боснюк". Но, главное, Горячев постоянно брал гигантские кредиты. Нет, не какие-то жалкие миллионы долларов. Там счет шел на неизмеримо большие суммы. О том, почему ему их давали, о связях Марка с питерским криминалом и всем остальном таком я подробнее распространяться не буду, опять же в свободном доступе вполне достаточно информации.
Закончу только предельно краткой констатацией. В марте девяносто седьмого у Торжковского рынка в Петербурге трое молодых людей подошли к автомобилю Горячева, вытащили его из машины, пересадили в белые «жигули» и увезли его в неизвестном направлении. Больше Горячева никто никогда не видел.
Правда, уже относительно недавно, в двадцать третьем появилась информация, что кто-то якобы сознался в том, что его практически сразу убили, расчленили и останки утопили. Но это всё так и сталось на словах, живых свидетелей и непосредственных участников к тому моменту не осталось, как и никаких реальных улик и вещественных доказательств обнаружено не было.
Однако остается один несомненный факт. После исчезновения Горячева никаких денег у него не обнаружили. Ну, то есть вообще и абсолютно. Счета пусты, наличности ноль, недвижимость арендованная и с просроченными платежами, даже всяческие дорогие "цацки" только по мелочи, ничего серьезного не осталось. Всё буквально испарилось без малейшего следа. Естественно, о всех немереных кредитах и речи нет. Там всё совсем уже с концами.
(Исключительно в скобках и совсем не по делу всё-таки не могу удержаться от того, чтобы отметить. С изданием того первого, сложнейшего в полиграфическом исполнении первого номера "Русской визы" я справился полностью. С помощью кудесников и кудесниц из типографии "Красная звезда", которые практически совершили чудо при помощи почти исключительно только маникюрных ножниц и своего высочайшего профессионализма. И да, по счетам тогда Горячев со мной рассчитался. Но строго по счетам, по самому минимуму, и даже спасибо мне никто не сказал. Хотя кроме меня тогда в стране такую работу сделать, скорее всего, не смог бы никто. На этом я свое сотрудничество с ним прекратил).
И вторая история. Это уже позднее, год девяносто пятый. Звонит мне моя подруга Женя, сейчас миллионерша не пенсии, живущая в Лос-Анджелесе, а тогда одна из совладельцев концерна Спид-инфо. Саша, говорит, ни о чем не спрашивай, выручай, срочно привези мне пятьсот долларов наличными в Калинку-Стокманн на Смоленке, жду тебя в зале рядом с кассой.
Я кидаюсь в машину, несусь в магазин, нахожу там Женю, отдаю деньги, она расплачивается, везу её домой и она рассказывает следующую историю. Какое-то время назад её в тот момент довольно близкий приятель, Генеральный директор Московского городского банка (может, кто ещё помнит, он тогда довольно агрессивно рекламировал себя по телевидению при помощи веселого дельфинчика) Антон с многозначительной для такой должности фамилией Долгов дал ей и ещё нескольким знакомым богатым людям золотые карточки Американ Экспресс. Сказал, что они безлимитные и можно не париться, мол, тратьте, сколько хотите, потом разберемся. И действительно, несколько месяцев всё шло отлично, Женя всюду этой карточкой расплачивалась, никаких проблем не возникало.
И вот сегодня, она уже набрала товары в Калинке, их пробили на кассе, женщина уже привычно потянулась за карточкой, как ей приходит сообщение, тогда ещё на пейджер: "Не расплачивайся карточкой, немедленно её уничтожь. Долгов". Тут в некоторой панике Женя мне и позвонила, поскольку наличности и других карточек у ней с собой не было, а я из знакомых жил ближе всех.
Естественно, Женя сразу начала пытаться дозвониться до Антона, чтобы понять происходящее, но связи с ним не было. А буквально на следующий день выяснилось, что лицензия у банка отозвана, все операции и выплаты он прекратил, а сам Антон Долгов исчез. Чтобы закончить историю с карточками, замечу только, что с их эмиссией МГБ совершил какую-то откровенно уголовную аферу и все, кого поймали за их использованием, так или иначе пострадали, Жене просто повезло, что на не успела расплатиться, а иначе как-то не получалось отследить, что-то там в банке дополнительно пошаманили на тему анонимности.
Но главное, о чем я сейчас хочу сказать, совершенно в другом. Поскольку я невольно, пусть и очень косвенно, оказался причастен к этой истории, то стал интересоваться её продолжением. И выяснил, что Долгову предъявлено обвинение в том, что перед своим исчезновением он вынес из банка три с половиной миллиарда долларов наличными, с которыми и скрылся. Ещё раз повторю, если вы не сразу врубились. Не миллиона. Миллиарда. Просто к сведению. Это тридцать пять тонн весом в сторублевых купюрах. Тридцать пять тонн. Вынес в руках и исчез вместе с ними.
Женя потом рассказывала, что ей позвонила мама Антона Долгова, с которой была близко и хорошо знакома, и очень старательно произнесла трогательную речь про то, что она страшно волнуется за судьбу сына, не случилось ли с ним чего страшного. Но, как заметила моя подруга, актерского мастерства старушки всё-таки не хватило и под конец выступления она не удержалась от того, чтобы тихо хихикнуть.
Я хочу закончить эти заметки всего несколькими общеизвестными фактами. За прошедшие годы, в основном, конечно, в девяностых, но вообще-то не только, в России было отозвано по причине краха более чем две с половиной тысячи банковских лицензий. Часто можно встретить утверждение, что в большинстве случаев вкладчики не пострадали и обязательства перед ними были выполнены более крупными, частично государственными финансовым структурами, которые стали правопреемниками лопнувших банков.
И это правда. Но тут есть и некоторое лукавство. Дело в том, что речь идет в основном о частных вкладчиках. А деньги на счетах юридических лиц в подавляющем большинстве случаев исчезали. Без малейшего следа.
Еще раз. Больше двух с половиной тысяч только чистых банков, не считая прочих "псевдобанковских" структур. Вы представляете, какие миллиарды в валюте там испарились? Что там "золото партии". Тьфу. Даже вспоминать смешно.
|
|
</> |
Хирургические центры в Москве
Как выбрать направление для путешествия с ребенком: примеры для разного
Питайя созрела
Об устойчивости иерархических структур 2025
Сегодняшний туман и дорожка из жёлтого кирпича, т.е
И я там был)))
Волоколамск 22-23 ноября 2025 года
Эффект «маленькой победы»: как микроуспехи перерастают в большие поведенческие
Музей в Карлсхорсте

