Бесит. Эпизод 9 (административно-договорной) или как поиметь фотографа.
muph — 13.02.2015
Вчера, по приглашению организаторов, присутствовал на круглом столе
с громкой повесткой дня: "Продвижение туризма Воронежской
области". Забегая вперёд, скажу, что о продвижении, по сути, и
не говорили, так как большинство присутствующих на этом заседании
фотографов (да и других заинтересованных лиц) было ошарашено
условиями сотрудничества, которые предложили им городские власти, и
весь дальнейший разговор крутился, в основном, вокруг этого.
Действительно, более кабальных условий использования фотографий,
при этом на абсолютно безвозмездной для автора основе, я бы не смог
придумать даже в горячечном бреду. Ниже покажу пару скриншотов и вы
поймёте о чём я.
Но сначала вкратце о сути дела. Не так давно, при поддержке
Департамента культуры Воронежской области, был создан новый
туристский информационный портал Воронежской области. Ссылку на
сайт не даю принципиально. Ниже объясню почему. Попробуйте найти
сами. В яндексе даже по прямому запросу у сайта будет 11 место (то
есть вторая страница) в выдаче результатов. Забавно, что портал с
подобным названием и смыслом в Воронеже уже существует и довольно
давно. Это известный многим tourist36.ru, который тоже,
насколько мне известно, так или иначе относится или относился к
Департаменту культуры. Но, как сообщил аудитории
председательствующий на круглом столе Иван Шулюпин, у них возникли
сложности с получением доступа к этому сайту и они решили создать
свой.
Допускаю, что рядовому, а тем более иногороднему, читателю
совершенно параллельно на такие междусобойчики, но, между тем,
ситуация складывается довольно занятная. И по крайней мере
поучительная. Для начала давайте попробуем прогнать доменные имена
обоих сайтов через сервис Whois и узнать кому же они
принадлежат.
Сначала проверим турист36. Видим, что владельцем домена является
Департамент. Правда, не культуры, а предпринимательства и развития
потребительского рынка. Кхм...
Проверяем новоиспеченный портал. Владелец домена - частная персона.
Прекрасно! Настолько, что я даже затрудняюсь сделать по этому
поводу сделать како-либо вывод.
Ну, да ладно. Жираф большой, как говорится, ему видней. Мы же люди
маленькие, а потому вернёмся к нашим маленьким делам. Итак, после
рассказа о сложностях с доступом к старому сайту, который можно
было просто перепилить, Иван рассказал, что на новом портале будет
каталог достопримечательностей, разнообразные туристские маршруты,
и главное, чем он будет отличаться от многих других сайтов (есть и
частные) - это качеством и уникальностью текстового и визуального
контента. Помимо прочего, Иван сообщил, что уже разработано и
доступно сопутствующее приложение под Android, а к марту
будет готова и версия под iOs. В будущем, создатели
портала планируют добавить на сайт систему бронирования отелей,
подключить к работе турагенства, рестораны и прочее. После
презентации проекта, Иван предложил ознакомиться и с проектом
договора о передаче неисключительных прав на безвозмездное
использование произведения изобразительного искусства, которые
перед началом встречи уже были разложены на столах. Честно сказать,
к этому моменту я уже его прочитал и меня буквально трясло от
подобной наглости под видом благодетели.
Как видите, согласно этому договору, фотограф БЕСПЛАТНО передает
порталу свои фотографии сроком на 70 (!!!) лет, разрешая их как
угодно перерабатывать, как и где угодно использовать, в том числе в
полиграфии и печати сувенирной продукции, а сам, при этом,
отказывается от любого коммерческого применения своих фотографий.
Меценатство в чистом виде, ага. Взамен, автор получит (ОМГ!!!)
указание ФИО и, возможно, ссылки на его ресурс! Невиданная
щедрость, не так ли? Особенно с учетом того, что вкладывать деньги
в SEO, как выяснилось чуть позже, они тоже не собираются. И в этом
случае новоиспеченному порталу еще очень долго нужно будет растить
Pagerank и ТИЦ, чтобы обойти, например, мой блог.
Так кто кого в итоге должен просить поставить активную ссылку?
Кстати, более чем уверен, ссылки на авторов (если таковые все же
найдутся), закроют тегом nofollow и их вес не будет значить
ровном счетом ничего.
На снимке ниже (фото Косых
Вероники) я, в образе меркантильного жлоба, в числе первых же
взял слово и загибаю пальцы, подсчитывая свои убытки и прибыли
Департамента (или все же частного лица?). Обратите внимание на
фирменные блокноты, которые раздали всем участникам. Там же лежат и
карандаши с логотипами портала. На эту покуда ещё преждевременную
мишуру, на сайт с перделками и свистелками, на приложения и прочее,
деньги нашлись, а на оплату контента, на то, чем по задумке, портал
должен отличаться от остальных, нет. Честно говоря, думал, что меня
после завершения моей тирады предадут анафеме и с позором выгонят
за то, что не радею за родимый край. Но нет. За мной взяли слово и
мастодонты воронежской фотографии, и краеведы (без текстов-то тоже
никуда), и представители турбизнеса, и медиаюрист Светлана
Кузеванова, весомо предупредившая организаторов о последствиях
воровства фотографий в интернете и предложившая бесплатную помощь в
составлении адекватного договора. Практически единогласно всё
сообщество сошлось во мнении, что такой круглый стол нужно было
созывать до создания портала и спрашивать совета и помощи, а не по
факту объявлять о том, что уже наворотили и что бюджета нет и ждать
чудесной лояльности и альтруизма. Более того, открыто заявлять, что
в будущем с сайта планируется получить прибыль от размещения
контактов коммерческих структур, но не обещать авторам даже
минимальных гонораров хотя бы в долгосрочной перспективе.
И последнее. Воронежский активный путешественник Михаил Глущенко
дважды задавал вопрос, но так и не получил ответа - нужны ли в
действительности Воронежу туристы или дело только в отчетности и
создании сайта? А если нужны, то почему город не думает о том, что
в туристический потенциал города нужно вкладываться. И не только в
строительство дорог, гостиниц, парков и прочего, но и в достойный
пиар всего этого.
PS Если кто-то из власть имущих, всё же прочитает этот пост,
привожу ссылки на реально действующие методики продвижения города в
списки интересных туристических направлений.
Так
делает Казань.
Так
делает Калининград.
Так
делает Самара.
Так делает Санкт-Петербург.
Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow.
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно связаться со мной.
|
</> |