Москва и Минск подписали соглашение
об организации перевалки белорусских нефтепродуктов
в российских портах. Церемония подписания состоялась сегодня,
19 февраля.
Свои подписи под документом поставили министр транспорта России
Виталий Савельев и министр транспорта
и коммуникаций Белоруссии Алексей
Авраменко.
«Соглашение подписывается на три года, но оно
практически неограниченного действия, потому что оно
предусматривает автоматическую пролонгацию. Российские порты
сегодня готовы осуществить перегрузку белорусских нефтепродуктов
в объеме 9,8 млн тонн… По нашей договоренности
на текущий год мы определили 3,5 млн тонн из них,
учитывая, что год уже стартовал, — около 2 млн тонн
мы готовы перевезти вместе с белорусскими
партнерами», — сообщил глава Минтранса РФ.
В свою очередь, министр транспорта Белоруссии заявил
о планирующемся подписании коммерческих контрактов
и об интересе к проекту белорусских предприятий,
таких как «Белорусская нефтяная компания», «Новая нефтяная
компания», «Мозырский нефтеперерабатывающий завод»
и «Нафтан».
«Абсолютный паритет цен с портами Прибалтики, что,
безусловно, взаимовыгодно для наших обеих стран для реализации этих
проектов», — подчеркнул Авраменко.
Кроме того, он сообщил, что Минск готов обсуждать
переориентацию перевалки экспортных поставок калийных удобрений
через российские порты.
«Мы обкатаем эти маршруты на примере
нефтепродуктов, и в дальнейшей перспективе мы готовы
обсуждать с нашими коллегами данные вопросы. Это
не только калийные удобрения, но и лесные грузы,
грузы машиностроительного комплекса и т. д.», —
сказал он и добавил, что «этот вопрос требует более
глубокой детальной проработки с точки зрения мощностей,
портовой инфраструктуры».
Готовность российской стороны рассмотреть возможность перевалки
белорусских калийных удобрений и других грузов через порты
Санкт-Петербурга и Ленинградской области подтвердил
и Виталий Савельев.
«Мы продолжим работу по другим продуктам,
производимым в Белоруссии», — отметил он.
Напомним, о необходимости переориентации транзита
белорусских грузов в порты России власти Белоруссии
неоднократно заявляли на протяжении последних лет. Однако
не был решен главный вопрос — их экономическая
эффективность. После того как Литва присоединилась
к антибелорусским санкциям, введенным после президентских
выборов 9 августа 2020 года, президент Белоруссии
Александр Лукашенко потребовал активизировать
работу на данном направлении.
Решение Белоруссии о перенаправлении своих
грузов, которые шли через Клайпедский государственный морской порт
Литвы, в порты РФ, продиктовано политикой. Об этом
19 февраля заявил литовский министр
коммуникаций и транспорта Марюс Скуоди.
«Приходится сожалеть о том, что действия
Белоруссии основываются не на экономических,
а на политических аргументах», — сказал
он.
По словам министра, заказов на перегрузку белорусских
нефтепродуктов через работающий в Клайпедском порту терминал
предприятия Klaipedos nafta «на февраль и последующее
время нет».
«По оценке руководства предприятия, это означает,
что белорусских грузов на терминале в этом году
не будет», — отметил Скуодис.
Напомним, белорусские грузы, среди которых значительная доля
приходится на нефтепродукты, до сих пор обеспечивали
около 30% перевалки Клайпедского порта. В августе 2020 года
в Минске заявили, что из-за политической позиции Вильнюса
относительно итогов президентских выборов в Белоруссии
торговые потоки с литовского порта могут быть
переориентированы на другие маршруты. 18 декабря
Клайпедский порт сообщил, что белорусские нефтепродукты
на перевалку не поступают. 19 февраля между
Минском и Москвой было подписано межправительственное
соглашение об организации перевалки более 9,8 млн тонн
белорусских нефтепродуктов в российских портах
в 2021—2023 годах.