БЕГСТВО СЕРОГО ВОЛКА. ТРОЕ В ЛОДКЕ, НЕ СЧИТАЯ ПОДВОДНИКОВ

топ 100 блогов roman_rostovcev18.06.2021

В октябре 1944 года активность немцев в Испании стала все больше беспокоить влиятельного американского журналиста Уолтера Уинчелла. Он был близким другом главы ФБР Джона Эдгара Гувера и обычно был хорошо осведомлен обо всем – благодаря источникам как в британских, так и в американских разведслужбах. Уинчелл сообщал: «Гитлер строил военно‑воздушные базы в Испании с 1939 года… За работами следили инженеры немецкой армии, а выполняли их политзаключенные режима Франко, трудившиеся под дулами винтовок». Далее он заявлял: «В прошлом году с испанских островов напротив побережья Вилья‑Гарсия было изгнано местное население. Теперь там располагаются аэродромы, форпост люфтваффе и три полных авиационных полка нацистов. Полностью прекращено гражданское сообщение между Канарскими и Балеарскими островами и материковой Испанией». 

БЕГСТВО СЕРОГО ВОЛКА. ТРОЕ В ЛОДКЕ, НЕ СЧИТАЯ ПОДВОДНИКОВ

Мирным жителям действительно было запрещено посещать острова. Согласно данным Уинчелла, на острове Гран‑Канария располагались две основные военные базы нацистов: аэродром Гандо и база подводных лодок неподалеку. По его словам, будь у гражданских лиц возможность посетить острова, «они бы увидели огромные цистерны с топливом для подлодок, а в Лас‑Пальмасе – немецких офицеров, марширующих вместе с фалангистами, и солдат – в десять раз больше, чем обычно; на Балеарах [на острове Майорка в Средиземном море] они увидели бы огромную нацистскую базу гидросамолетов».

Пересадка Гитлера с немецкого «Юнкерса» Ju‑252 на «Юнкерс» Ju‑52 с бортовыми знаками Ejército del Aire – испанских ВВС – на испанской военной базе в Реусе 29 апреля была осуществлена быстро и в обстановке секретности. После этого фюрер со спутниками отбыли в направлении виллы «Винтер» на острове Фуэртевентура. На этом отрезке пути атмосфера облегчения, воцарившаяся на борту, должно быть, стала почти осязаемой. Беглецы летели по нейтральному испанскому небу, тогда как взгляды Союзников все еще были прикованы к Берлину, а разведки США – к Баварии. В хвосте самолета под действием успокоительного, данного доктором Хаазе, мирно спала Блонди. Ненадолго приземлившись для дозаправки на южно‑испанском военном аэродроме Морон, самолет взлетел вновь и сел уже на Канарских островах поздно вечером 29 апреля, или, возможно, ночью 30 апреля. По пыльным дорогам его пассажиров отвезли на роскошную виллу, где им предложили хороший ужин и возможность выспаться, впервые за последние месяцы не слыша зловещих звуков разрывов бомб и снарядов.

За день до этого Вилли Кён, постоянный пассажир подводных лодок, следовавших в Буэнос‑Айрес и обратно, и ответственный за поставки грузов для операции «Огненная Земля» из Испании, вылетел из Кадиса. Кён был главой латиноамериканского отделения Рейхсминистерства иностранных дел и доверенным лицом генерала Вильгельма фон Фаупеля, руководителя Иберо‑американского института – штаб‑квартиры шпионской деятельности нацистов в западном полушарии. Последние две партии грузов, отправленные Кёном, опередили его по морю и теперь ждали погрузки на две из трех подводных лодок.

Гитлер и Ева Браун, по всей видимости, были перевезены на борт субмарины U‑518 на одной из 11 рыбацких лодок, имевшихся в распоряжении на базе. И хотя капитан подлодки U‑1235 Франц Барш в свои 33 года был самым старым и опытным из командиров, его экипаж вышел в первый поход только в мае 1944 года – равно как и моряки с подлодки U‑880 Герхарда Шотцау. 25‑летний Ганс‑Вернер Офферман, хотя и был самым молодым из трех капитанов, уже успел стать бывалым подводником и приобрел богатый опыт плавания в южноамериканских водах – его экипаж участвовал в боевом патрулировании с мая 1942 года. При средней продолжительности жизни подводника в полтора похода к 1945 года эти люди считались долгожителями, удачливыми и опытными ветеранами, и благодаря этому сочетанию больше всех подходили для того, чтобы стать провожатыми Гитлера; выбор пал на капитана лодки U‑518.

Когда пассажиров устроили с комфортом, максимально возможным в тесных отсеках боевой подлодки, она отплыла от острова и отправилась в путь длиной в 8,5 тысяч километров. В пути предстояло провести 59 дней, которые, вероятно, тянулись так же долго, как прежде в «бетонной подводной лодке» – «фюрербункере». Тем временем подлодки U‑880 – с Германом Фегелейном и Вилли Кёном на борту – и U‑1235 продолжали стоять на якоре неподалеку от Пунта Песебре. Обе лодки избавились от своих торпед – они выпустили их в открытое море прочь от острова, чтобы освободить место для последнего груза. За следующие два дня ящики с награбленными ценностями, привезенными из Кадиса, перекочевали в торпедные отсеки.

Условия на борту U‑518 были самыми обычными для боевой подводной лодки: здесь воняло. Экипажу была положена лишь форма, которую они носили, и одна смена носков и нижнего белья – нехитрый гардероб, который иногда дополняли не предусмотренные уставом предметы одежды по вкусу членов команды. Привычная атмосфера непринужденности среди матросов и офицеров, вероятно, мгновенно улетучилась, как только фюрер ступил на палубу, – несмотря на то, что Гитлер сам попросил свести формальности к минимуму, понимая, как глупо будет выглядеть постоянное салютование в тесных отсеках. По внутренней связи оберлейтенант цур зее Офферман сообщил экипажу о том, кем являются их пассажиры и куда теперь направляется лодка. Немного места для семейной пары, их багажа и груза из нескольких маленьких, но очень тяжелых ящиков нашлось лишь после снятия с лодки почти всего вооружения и боеприпасов, а также перемещения спальных мест нескольких моряков. Торпеды и боеприпасы для палубных зенитных орудий были выгружены, а 12 членов экипажа, чье присутствие посчитали излишним в небоевом плавании, были переведены на две другие подлодки. Впрочем, на случай крайней необходимости, Офферман оставил «жало в хвосте» – две акустические самонаводящиеся торпеды Т5 Zaunkönig, «убийцы эсминцев», размещенные в кормовых торпедных аппаратах.

Во время боевого патрулирования носовой торпедный отсек служил также каютой экипажа. Теперь, когда хранившиеся там торпеды исчезли, а численность экипажа сократилась с 44 до 32 человек, для Гитлера, Евы Браун и Блонди в этом отсеке постарались создать – насколько это вообще было возможно, – относительно комфортные условия. Тем не менее, в отсек к пассажирам то и дело приходилось вторгаться кому‑нибудь из членов экипажа для повседневного обслуживания основного оборудования. Бо́льшая часть экипажа подлодки, за исключением специалистов вроде радистов, работала вахтами по 8 часов. Свободное место было роскошью, никакого личного пространства не существовало, и даже попрощавшись с 12 товарищами, моряки U‑518 в этом походе должны были чувствовать себя весьма стесненно. Скорее всего, они испытывали неловкость и от присутствия пассажиров – по крайней мере, двоих из них. Собаки появлялись на субмаринах и раньше; Блонди свободно гуляла по лодке и стала всеобщей любимцей. Она быстро привыкла к кювете, в которую ей теперь приходилось справлять нужду, а вот для людей пользование гальюном всякий раз превращалось в небольшое испытание.

Дело в том, что на борту подлодки U‑518 туалеты были оснащены устройством, подающим воду для смыва из океана; стоки сливались в цистерну санитарной очистки, которая «периодически опорожнялась в океан». В обычных условиях для пользования был открыт только один туалет – пока не будет съедена провизия, хранящаяся в двух других. В этом походе гальюн в носовом торпедном отсеке был предоставлен в исключительное пользование фюреру и Еве Браун; помимо этого в нем установили металлический умывальный шкафчик с зеркалом на дверке, внутри которого размещались два умывальных таза. Пресной воды было немного, и ее выдача строго нормировалась, однако пассажирам предоставили воду для мытья – неслыханная роскошь для команды, которой пришлось отложить стирку и чаще пользоваться штатным одеколоном «Колибри», не жалея его.

Рацион питания составляли главным образом консервы с пресной добавкой на соевой основе (нем. Bratlingspulver) в качестве гарнира; матросы называли ее «дизельной едой» за запах выхлопных газов, которыми она пропитывалась во время хранения. Серьезной проблемой при длительном пребывании под водой была утилизация отходов, которые неизбежно скапливались на подлодке, в сырой и затхлой атмосфере. В небольших количествах мусор можно было сбрасывать за борт через эжектор для гидроакустических ложных целей, однако, как правило, его складывали в пустую носовую торпедную шахту и при удобном случае выстреливали в море. Поздним вечером 4 мая, через два дня после «официального» объявления о смерти Гитлера, заставившего членов экипажа U‑518 иронически улыбнуться, лодка на 4 часа остановилась у юго‑восточного берега необитаемого острова Бранко архипелага Кабо‑Верде в 620 км от западного побережья Африки. Пользуясь возможностью «проветрить» лодку, Офферман, в частности, позволил Еве Браун выйти покурить на капитанский мостик – условия внутри лодки казались ей почти невыносимыми. Четыре дня спустя, находясь примерно на 30 градусах западной долготы, Офферман на какой‑то момент снова решился на всплытие – для традиционной церемонии пересечения экватора, – однако тотчас отказался от этой идеи, наткнувшись на другой корабль.

Группенфюрер СС Герман Фегелейн прибыл к берегам Аргентины на борту подводной лодки U‑880 в ночь с 22 на 23 июля, опередив Гитлера примерно на 5 дней. На протяжении всего похода подлодка двигалась с максимальной скоростью, чтобы дать возможность свояку Евы Браун заняться приготовлениями к встрече фюрера. Ранним утром 23 июля Фегелейн пересел на буксирный катер компании Delfino SA примерно в 50 км от порта Мар‑дель‑Плата; на него же моряки‑подводники перегрузили 40 небольших, но тяжелых контейнеров размером с ящик для боеприпасов. Теперь, когда подводная лодка U‑880 выполнила последнее задание рейха, ее экипаж перебрался на буксир, последний матрос открыл кингстоны и вскарабкался на палубу буксира, откуда его товарищи молча наблюдали, как их лодка наполняется морской водой и в последний раз совершает погружение в глубины Южной Атлантики.

В это время в каюте капитана буксира Фегелейн принимал душ и брился – впервые за 54 дня путешествия. 15 минут спустя он уже был одет в двубортный костюм темно‑серого цвета, сшитый лучшим портным Буэнос‑Айреса. Этот костюм доставил ему на катер Родольфо Фройде, личный представитель полковника Хуана Перона и сын нацистского «посла» в Аргентине, преуспевающего бизнесмена Людвига Фройде. На пути к берегу в рулевой рубке к двум мужчинам присоединился еще один пассажир U‑880 – Вилли Кён, глава латиноамериканского отделения Рейхсминистерства иностранных дел и бывший руководитель нацистской партии в Чили.

В последний раз Кён посещал Буэнос‑Айрес в январе 1944 года – тогда он тоже воспользовался подлодкой кригсмарине, чтобы перевезти из испанской Роты в Мар‑дель‑Плата 40 увесистых ящиков. Аргентинские антифашисты хорошо знали Кёна; через три недели после их с Фегелейном появления здесь аргентинские демократы, бежавшие в столицу Уругвая Монтевидео, подтвердили, что он вернулся в Аргентину. На этот раз он отправился в Патагонию, «с ведома правительства Буэнос‑Айреса». И он был не один.

Когда Фегелейн и Фройде вышли на пристань в Мар‑дель‑Плата, их ждал черный автомобиль штаба аргентинских ВМС. Немного позже группенфюрер СС вместе с главным нацистом Аргентины пересели в двухмоторный биплан «Curtiss Condor II», недавно окрашенный в цвета Fuerza Aérea Argentina, аргентинских ВВС, которые были созданы менее чем полгода назад. Самолет взлетел. Этот «Curtiss» был одним из четырех машин, заказанных ВМС Аргентины в 1938 году; самолет отличался коротким разбегом и большой грузоподъемностью. Еще через полчаса самолет приземлился на травяной взлетной полосе принадлежащего немецким поселенцам ранчо в шести километрах от побережья неподалеку от городка Некочеа.

http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=8685676

«Саймон Данстен, Джерард Уильямс. Серый Волк. Бегство Адольфа Гитлера»: Добрая книга; Москва; 2012

ISBN 978‑5‑98124‑578‑7


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
разыгрывается приз - многофункциональный DREMEL® 300 описание Участники конкурса № 1 safubsa , Мария, стеклянных дел мастер с популярными в этом декабре зайчиками Возьму я в руки Дремель и ура,- в стекле уже дыра! Часы я сделаю теперь, ...
Незамутненные идиоты твёрдо убеждены, что кругом виновата Россия. Ведь нападение на наших журналистов и дипломатов, постоянные антироссийские скачки и лозунги, это ничего страшного, и вовсе даже хорошо. Ах, эта Грузия, какие там все добрые, здесь все знают русский и никого не обижают, ...
-                 Солнечная Испания, жара под 30: На заснеженной вершине Юнгфрау в Швейцарии, снег, ветер:       Фото 2010-2012 г.г. В. Златомрежев ...
     На последнее воскресенье мая в этом году пришлась Троица, поэтому мэтром день был назначен праздничным — с непременным шашлыком! Обидно, что выдался он таким серым и не фотогеничным — настолько, что даже не очень-то хотелось делать эту страничку ...
Москва Воскресенье 09 января 2022 Большой Москворецкий мост Дежурит «Солидарность». На месте убийства Бориса Немцова — свежие цветы. 2508-й день Немцова моста. Фотография Каринэ Ковхаева ...