Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

топ 100 блогов matveychev_oleg10.10.2021 Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Догубаязит - курдский город средней руки (78 тыс. жителей) в иле Агры, впечатляющий как минимум своим расположением: у восточных ворот Турции (полтысячи лет как), к югу от Арарата, над истоками Евфрата, у начала длинной Алашкертской долины, другой край которой я показывал с неделю назад по дороге из Эрзурума на Ван. А ещё под Догубаязитом скрываются небезызвестный город-герой русско-турецких войн Баязет и древний армянский Даройнк, а путь сюда из показанного в прошлых частях Вана пролегает через таинственный Тендюрек, в лавовых полях которого тысячу лет назад прятались первые хиппи. Об этом всём и расскажу сегодня, а на завтра оставлю главную достопримечательность как бы не всей Восточной Анатолии - дворец Исхака-Паши, - пишет Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит varandej.


Из Вана в Догубаязит наверняка ходит немало автобусов. Но в Турции межрегиональные автобусы частные, билеты на них покупаются по той же схеме, что и в авиакомпаниях, и я понял, что мне лень возиться в агрегаторами, продираться через интерфейсы на турецком и привязываться к чёткому времени. Поэтому денёк попрыгав по Ванской скале и сходив с утра к Двери Мгера в зажелезнодорожных предместьях, мы пришли на автовокзал да стали смотреть, куда с него ездят маршрутки. Самый подходящий нам пункт был на пол-дороги, и мы заняли два последних свободных сидения в хвосте. Впрочем, трогаться маршрутка не спешила - минут через 20 подошла ещё пара пассажиров, которым водитель поставил стульчики в проходе, и только после этого мы понеслись прочь из Вана. Окраины этого большого, но очень провинциального города я показывал в прошлой части, а вот здесь мелькал вид через ванский залив на Эрджиш - город столь же древний (название явно отсылает к урартийскому царю Аргишти!), сколь и безликий. Когда же бирюзовая от содовых солей ванская вода окончательно скрылась за холмами, я убрал фотоаппарат и начал пытаться дремать. Это была ошибка: в какой-то момент навстречу нам из-за поворота вдруг показался самый настоящий паровоз! Я, конечно, сразу задумался о том, какой войной он мог бы здесь оставлен, но реальность оказалась прозаичнее - это банальная завлекаловка для рыбного ресторана над нерестилищем ванской кефали:

1а.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

У паровоза мы свернули с трассы на второстепенную дорогу, и вскоре достигли конечной - небольшого (14 тыс. жителей) и утлого, как в Средней Азии, городка Мурадие в 70 километрах от Вана:

2.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Средней Азией повеяло и от местных жителей - как и на большей части илов Ван и Агры, преобладают тут курды:

3.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

По сравнению с в меру европеизировавшимися турками они сохранили куда больше от Ближнего Востока и Третьего мира. Курдские аксакалы ничуть не менее колоритны, чем их таджикские или узбекские ровесники:

4.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Историческое же название Мурадие - Беркри, а округа этого городка сохранила немало следов былых жителей. Например, руины монастыря Сурб-Степанос с резными хачкарами прямо на скалах или Чёртов мост близ невысокого, но очень живописного водопада. А вот руины ещё бог весть чего у дороги - проведя в Мурадие минут 20, мы увидели маршрутку:

5.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

На которой проехали ещё 30 километров следующего городка Чалдыран (15 тыс. жителей). За вычетом не лишённой стиля мечети оказавшегося большой деревней, вытянутой вдоль трассы-улицы:

6.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

С холма на городок хмуро взирает крепость... современная крепость из железобетона и шин - на этих восточных рубежах НАТО военных объектов не меньше, чем было на западных рубежах СССР:

7.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

На соседнем холме - обелиск, не знаю точно, в каком возведённый году, но логически можно предположить, что в 1954-м: если слева от Чалдырана полого поднимаются мрачные горы, то направо уходит затянутая дымом печек-буржуек низина. В её полях 23 августа 1514 года османский султан Селим I Грозный нанёс поражение Исмаилу Хатаи - лидеру азербайджанских кызылбашей, пересобравшему Иран в его нынешнем виде из хаоса тюркских орд и ханств. Сейчас сложно представить, что когда-то турок и азербайджанец были злейшие враги - но ведь самыми жестокими во все времена были религиозные войны между близкородственными народами, а эти два народа именно религия объединила из множества тюркских племён. Шииты Сефевиды оседлали Персию, сунниты Османы - Византию, и в горах Анти-Тавра скрестили кривые мечи. Выигранная турками Чалдыранская битва словно забила гвоздь в глобус: в последующие 300 лет Турция воевала с Персией ещё дюжину раз, порой доходя до Баку, а порой откатываясь за Эрзурум, но вновь и вновь граница неизменно возвращалась на восточный край Чалдыранской низины.

8.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Идти через городок нам предстояло несколько километров, но мой взгляд привлекла маршрутка:

9.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Рядом с которой обнаружился и автовокзал. Если в больших городах Турции они бывают похожи на аэропорты, то в райцентрах выглядят обычно как-то так - просто комнатка с кассой, зажатая на первом этаже меж овощной лавкой и свадебным бюро. В некоторых автокассах, как в этой, пассажиров согревают безлимитный чай и печка-буржуйка - здесь вам не Мраморное море, а Вторая Сибирь! Турки явно чего-то ждали, и один из них, услышав нашу русскую речь, вмешался в разговор - как оказалось, он приехал сюда из Антальи, где знание хоть нескольких слов на "великом и могучем" никому не повредит. Не знаю, по делам его сюда занесло или родню проведать: если с нашего Дальнего Востока народ бежит в Москву, Питер и Краснодар, то с турецкого - в Анкару, Стамбул и Анталью. Гость из Антальи объяснил нам, что маршрутка на Догубаязит уже в пути и вот-вот будет. То же самое повторял, предварительно осведомившись у кассира, он и через 20, и через 30, и через 40 минут. Просидев час, мы махнули рукой да под крики кассира о том, что долмуш скоро будет, покинули автовокзал и побрели к выезду. Смешнее всего же оказалось, что кассир не соврал - минут через 15 нас таки подобрала маршрутка, в салоне которой сидела половина этих мужиков:

10.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

И не успели мы расположиться - как за тонированным окном поменялся пейзаж: километрах в 10 от Чалдырана дорога вьётся среди чёрных лавовых полей. Легендарный Арарат, висящий над Ванской котловиной Сюпхан, одаривший людей обсидианом Немрут, лавовые каньоны притоков Аракса - Армянское нагорье изобилует вулканами. За Чалдыраном преграждает путь ещё один представитель этого семейства - огромный плоский трёхголовый Тендюрек (3533м). Извергался он в последний раз в 1855 году, но название своё вписал не в геологию или историю катастроф, а в религию:

11.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

В 387 году погрязшая в олигархии Великая Армения была разделена между Персией и Римом, от которых через войны и распады две половины бывшей страны достались Арабскому халифату и Византии. И под игом мусульман армяне крепко держались за свою церковь и католикоса, а вот в православной Византии быстро включились в её безумную религиозную жизнь. Не вполне очевидно, что именно армянские императоры активнее всего поддерживали иконоборцев, а катары до богумилы произошли от павликиан - воинственной армянской секты, укоренившейся в крепости Тефрика между Сивасом и Эрзурумом. Ну а в глухих долинах у подножья Тендюрека с 830-х годов стали появляться странные люди, коих в наше время наверное обозвали бы "грязными хиппи". Что под халифом, что под василевсом реальная власть в Армении принадлежала не наместнику, а нахарарам - всё той же княжеской олигархии, что погубила когда-то независимость страны. Тем более не чувствовали смены сюзеренов над своими господами шинаканы - крепостные крестьяне, и хуже князя для них мог быть только настоятель монастыря! В прекрасном Татеве гиды вряд ли расскажут о том, что его основание сопровождалось крестьянским восстанием в отданных монастырю деревнях. Конечно, жестоко подавленном... Иные понимали, что насилие - не выход, ибо государевы люди его чинить умеют всяко лучше. Для таких-то и стали выходом секты, и параллельно с воинственными павликианами на сцену вышли тондракийцы, название своё получившие от первой общины, сплотившейся вокруг некоего Смбата Зарехаванци у подножья Тендюрека:

12.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Что проповедовал он - теперь точно не ясно, но судя по тому, что к тондракийцам после своего разгрома бежали многие павликиане, догматика двух сект была весьма схожа и между собой, и с "мировой ересью" манихейства, корнями уходя куда-то в диалектические дебри зороастризма. Павликиане учили, что всё духовное - от Бога, а все материальное - от Дьявола, а стало быть мир заведомо создан вопреки человеку, а сатанист - всякий, кто называет своим богом Творца. В других источниках, однако, утверждается, что тондракийцы отрицали бессмертие души и загробную жизнь, но по тем временам заподозришь скорее просачивание сюда буддизма, чем научный атеизм. При всём том позиционировали себя тондракийцы как последних истинных христиан, а спасение видели они в возврате к катакомбам. Тондракийцы отрицали кресты и иконы, церковные праздники и обряды, не признавали санов и сословий, не строили храмов и даже не рушили их. Хроник тондракийцы тоже не вели, даром что большинство из них были неграмотны, а в хрониках тогдашних государств больше известна именно социальная сторона этой секты. В отличие от павликиан, основу тондракийцев составляла сельская молодёжь, просто бежавшая в глухие долины, образуя небольшие, неприметные издалека, предельно автономные коммуны. В тех коммунах не было официальной иерархии и прописных законов, любая вещь или еда считались общими, позиционировалось равенство полов, а отрицание брака как клятвы на верность давало большой простор для свободных отношений. Постепенно тондракийство стало проникать и в города, где выглядело скорее субкультурой, чем ересью, однако к 11 веку понемногу хипповать начинали и дворяне, и даже священники. Конечно, власти пытались с этим бороться, в церковных документах тондракийцы упоминались с эпитетами вроде "богомерзких" или "ненавистных" - но не сказать, чтобы на деле эта борьба шла уж очень активно. Это павликиане когда-то захватили Эфес и устроили конюшню в кафедральном соборе, а тондракийцы сидят себе по долинам и сидят - у Армении других проблем хватает! Самой серьёзной проблемой оказались сельджуки, в середине 11 века сделавшиеся хозяевами этих мест. Проецируя на наши реалии - что сделала бы с хиппи военная диктатура? Наверное, отправила бы в лагеря - большинство тондракийцев дни свои кончили в рабстве... И тем не менее сама секта пережила те времена - отдельные упоминания о тондракийцах и павликианах проскакивают в документах Армянской церкви вплоть до 19 века.

13.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Дорога, меж тем, взобралась на перевал Тендюрек (2644м) в нескольких километрах от иранской границы. А за перевалом показался столь знакомый конус - через полтора месяца после отъезда из Еревана мы снова увидели Арарат!

14.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Зздесь, с юга - его "тёмная сторона Луны".

15.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Через лавовые поля Тендюрека и курдские деревни, бывшие некогда армянскими деревнями, мы спускались в Алашкертскую долину:

16.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Лавовые поля тут резко сменяются зерновыми полями: Алашкерт - весьма плодородный край. Ну а в истории России принадлежит этой долине очень своеобразный рекорд: четырежды (в 1829, 1855, 1877 и 1914 годах) царь занимал её, но каждый раз без единого выстрела отводил войска. Чаще из так и оставшихся иностранными территорий русская армия вторгалась разве что в персидский Гилян - но лишь единожды осталась там надолго. Здесь же как минимум три оккупации из четырёх были попытками присоединения, однако проведённая в 1514 году граница вновь отскочила назад.

17.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

...Та война, в начале которой была Чалдыранская битва, затянулась на 40 лет, и лишь по её итогам османы утвердились в верховьях Евфрата. В 1555 году был учреждён Баязетский санджак, автономия внутри Эрзурумской провинции (эялета и сменившего его велайята) под управлением курдской династии с непроизносимым названием Джелдырогуллары. Как я понимаю, для них то была лишь смена сюзерена: Даройнк стал Баязетом в 1374 году, когда здесь обосновался и построил крепость некий Джелдыр-Баязет-хан. Народная молва, впрочем, сделала основателем города правившего чуть позже Баязета Молниеносного - османского султана, который был великим завоевателем и мог бы покорить Константинополь, если бы с другой стороны на него не напал величайший завоеватель Тамерлан. Но завоеватели приходили и уходили, а вот купцы были всегда: отвоёванный у персов Баязет стал восточными воротами Османской империи, одним из важнейших пунктов на караванном пути из Европы в Восточную Азию, большим и богатым городом, который в конце 19 века стремительно подкосил Суэцкий канал. Чужие армии входили сюда 5 раз - в 1821-23 годах, ещё до русско-турецких войн персы заняли весь Эрзурумский эялет. С последним вторжением Алашкертская долина стала Баязетским округом в Хнусской области Временного генерал-губернаторства Западной Армении, но по итогам Первой Мировой войны Баязет, как и Ван, был разрушен, и кажется, поначалу турки даже не планировали его возрождать.

18.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Да и не до того им было: решив Армянской вопрос не без помощи курдских разбойников, Турция получила вместо него Курдский вопрос. Многие шейхи курдских кланов не удовлетворились награбленным из армянских домов, сочтя главным своим трофеем землю под ногами. В 1927 году на востоке Алашкертской долины боевики из курдской партии "Хойбун" провозгласили Арартскую республику, и показательно, что столицей ей стали не руины Баязета, а деревенька Курдава на склоне Арарата, теперь известная как Чифтлик-Туркмен. Завладев баязетской округой, "Хойбуновцы" стали звать на помощь Лигу Наций и соплеменников из Сирии и Ирана, но не пришли на помощь ни те, ни другие, а вот турецкая армия в 1930 году - пришла и быстро положила конец сепаратизму.

флаги Республики и Хойбуна
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит         Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Лишь в 1934 году в нескольких километрах от руин начал строиться новый город, почему-то названный Догубаязит - в переводе это "Восточный Баязет", хотя от Старого Баязета он почти строго на западе. Но думается, туркам просто хотелось стереть это название с карты: пять раз легко захваченный врагами, дважды не отбитый у них превосходящим силами да ещё и опозоренный на весь мир резнёй армян за 40 лет до геноцида Баязет определённо был одним из самых несчастливых мест турецкой истории.

19.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

И эта нелюбимость - она ощущается. Жилые районы Догубаязита не понравились мне буквально с первого взгляда: в воздухе - холод и угольный дым, на земле - мусор и смёрзшаяся грязь, на домах - потёки ржавчины и сажи, а на улицах - суматоха и какая-то особая ближневосточная тревожность. Вот мужик, увидев, что мы сфотографировали велаят, побежал докладывать о шпионах охране. А вот вокруг нас крутился мальчонка, пытавшийся продать какую-то фигню - а потом убежал вместе со сверстником, так же крутившимся всё это время у меня за спиной и до застёжек рюкзака, видимо, попросту не дотянувшимся. Среди виденных турецких городов Догубаязит запомнился мне самым неухоженным и бедным, я бы сказал - самым "третьемировским":

20.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

И к тому же - совершенно невзрачным: Старый Баязет - это уже окрестности, а в плоском, как доска, Догубаязите взгляды цепляется разве что за парочку домов из бутового камня:

21.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Оставшихся, возможно, от каких-то воинских частей времён заката Османской империи:

22.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Над этой бренностью царит Арарат - от Догубаязита до его вершины всего 23 километра, так что по факту именно он, а не Ереван или даже Ыгдыр, выходит ближайшим к святой горе городом:

23.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Конечно, обилие туристов и статус ворот страны обязывает - вот скажем граффити на стене:

24.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

А вот обломки Ноева Ковчега:

25.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

За которые, собственно, мы и чуть не обрели проблем от бдительного гражданина - лежат они во дворе вон того розового здания, которое и занимает велаят:

26.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Ближневосточная третьемировость, впрочем, имеет и обратную сторону - по сравнению с любым другим турецким городом на нашем пути, в Догубаязите куда больше цветастого курдского колорита. Особенно бывшие кочевники любят украшать коней - пускай и железных:

27.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

А то и вовсе вешают на них хуржум:

28.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Да и долмуши здешние - это именно долмуши, а не какие-то там пошлые маршрутки!

29а.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Самый актуальный для туристов тут Зелёный долмуш, раз в 40 минут ездящий из центра прямо в Старый Баязет:

29.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Вон он, вдали, висит на скалистом склоне под Котис-горой (2647м):

30.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

По мере подъёма стоит и оглянуться назад - над Догубаязитом эффектно нависают острые скалы:

31.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Пространство перед старым городом занимают всякие объекты за заборами - как вездесущие воинские части, бетонные цеха фуражной фабрики без высоких труб или кампус Агрыйского университета имени Ибрагима Чечена (2007). Университеты в Турции, как и у нас, открываются в каждой дыре, ну а Чечен в данном случае - это фамилия, возможно доставшаяся филантропу Ибрагиму от приехавшего в Турцию полтора века назад мухаджира.

32.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Над предместьями висит Арарат, вскоре скрывающийся за горой, как луна за облаком:

33.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

У обочин щиплют травку кролики:

34.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

А острые скалы впереди выглядят зловеще - голливудское фэнтези успело приучить, что именно в таких декорациях предпочитют селиться тёмные властелины:

35.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Пологое предгорье заканчивается, и дорога начинает идти серпантином. В одном из нижних сгибов высится бугор с разровненной площадкой:

36.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Его венчает Баязетский дом - прежде я уже показывал артвинский, шавшатский, эрзурумский, ванский дома: видимо, в Турции это целый жанр музеев, комплектоваться которым предпочитает теперь каждый ил. Двухэтажный, с плоской крышей и деревянным балконом Баязетский дом выглядит практически копией Ванского:

37.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

При нас он оказался закрыт, однако холм его - отличная смотровая площадка. С одной стороны Арарат: вид на него - единственное преимущество Догубаязита перед Старым Баязетом, так как здесь самая верхняя точка, с которой он не скрыт за ближайшей горой.

38.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

С другой стороны - небольшая долина, серпантин, висящий впереди Дворец Исхак-паши с высоком минаретом и сливающаяся со скалами левее него Старая крепость:

39.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Здесь красиво... если не знать, что до Первой Мировой те же склоны выглядели так. В том и заключалась неприступность Баязета, что фактически курдская крепость держала в заложниках армян, через кварталы которых и приходилось прорубаться штурмующим. Обе русских обороны Баязета сопровождались резнёй и грабежами, но всё же уничтожен армянский Баязет был в Первую Мировую, когда за него было долгих тяжёлых боёв. В 1927 году посёлок Юкары-Баязит (Верхний Баязет) был упразднён за отсутствием жителей, и даже новый город у подножья строить начали лишь спустя 7 лет:

39а.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Серпантин от дворца Исхак-паши стоит пройти пешком - из маршрутки не так заметно, что весь склон тут в руинах домов:

40.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Среди которых хоть сколько-нибудь осмысленный вид только у мусульманского кладбища:

41.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Немногие уцелевшие, или скорее восстановленные дома теперь принадлежат курдам, сельскую глубинку которых в Турции безошибочно выдают кизяковые пирамиды.

42.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Но обратите внимание на старое фото - эту форму стогов курды, перейдя к оседлой жизни, позаимствовали у армян, которым они служили островерхими крышами:

43.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

До поездки мне не единожды советовали найти "настоящую баязетскую крепость" - но это классический миф в мифе: вопреки расхожему мнению о том, что вопреки расхожему мнению русский гарнизон оборонялся во дворце Исхак-паши, оборонялся он всё-таки именно в нём. Бастионы дворца служили цитаделью, и вокруг располагалось несколько батарей - вот руины одной из них выглядывают из последнего бугра на серпантине:

44.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Над дворцом - небольшое кладбище с новодельной мечетью:

45.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Но дворец пока обойдём стороной - им достопримечательности Старого Баязета не исчерпываются:

46.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Ведь от него за оврагом стоит даже не Старый, а Древний Баязет:

47.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Действительно древний - крепость Даройнк у важного перевала основали ещё урартийцы порядка 2800 лет назад, и случайно ли на пещеры Ванской скалы так похожа вот эта дверь в склоне? Не "воротами Халди" (святилищем) ли была она?

47а.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

У дороги да под защитой, конечно же, не мог не вырасти торговый город, в Великой Армении ставший центром гавара (уезда) Даройнк в ашхаре Васпуракан. По-настоящему Великой Армения была при Арташесидах, под конец прошлой эры расширивших границы страны до берегов трёх морей. И в другой географии Армения имела бы все шансы стать империей, но только оказалась она зажата меж двух сверхдержав: Тиграна Великого разбил в бою Гней Помпей, и экспансия сменилась балансированием между Римом и Персией. И хотя ни те, ни другие не решались посягать на армянскую независимость, историю Армении они писали сообща. Так, в 55 году шах Вологез I из парфянской династии Аршакид посадил на армянский трон своего брата Трдата I, которому происхождение не помешало в 63 году признать себя вассалом Рима. Но в конечном счёте это балансирование позволило армянским Аршакидам полностью обособиться от парфянской родни и править Арменией не как чужбиной. И именно из Аршакид был Трдат III, первыми из земных правителей утвердивший в своей стране христианство.

48.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Крестился Трдат III, что характерно, не в стольном Вагаршапате и не в водах Ахуряна на руинах Арташата, где томился в темнице Святой Григорий - крещение Армении началось именно здесь, в быстрой воде верховий Арсании (Мурата). Причина тому вполне проста: Даройнк был собственной вотчиной Аршакуни. И в 360-х годах даже побыл Александровской Слободой по-армянски: измученный боярскими нахарарскими интригами и своеволием, царь Аршак II оставил стольный Двин да уехал в неизвестном направлении, и вскоре был замечен в Даройнке за строительством новой столицы Аршакаван. Крепость в горах он объявил территорией без нахараров, а подкрепил свои слова весьма эффектно: любой бежавший от господ крестьянин или воин мог официально поселиться здесь под царские гарантии защиты. Конечно же, расти Аршакаван начал стремительно, а нахарары да католикос Нарсес Великий от такого сперва слегка опешили, а потом позвали на помощь Шапура II, иранского шаха из династии Сасанидов, который, конечно, с радостью пришёл. Взлёт Аршакавана не продлился и 10 лет - в 368 году персидская армия сожгла город, и Аршак II умер в ктесифонской темнице, а люди, которым он сулил свободу от крепостничества, отправились в персидское рабство.

49.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Среди столиц Армении (кроме Киликии) лишь недолговечные Аршакаван и Тигранакерт вышли за пределы Айраратской долины. Но Даройнк стоял и до Аршакавана, и после, а построенные царём против бояр стены послужили ещё не одной державе. Турки отметили эту скалу мечетью Султана Селима уже в 1514 году, хотя Алашкертская и Ванская долины в последующие 40 лет ещё не раз переходили из рук в руки:

50.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Выше - ещё одно небольшое кладбище вокруг полосатого мавзолея Ахмади-хана, курдского поэта 17 века, умершего в 1707 году. Когда построен сам мавзолей - точно не знаю, вероятно примерно тогда же:

51.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Старая крепость удивительна своим устройством - искусственные стены служат лишь дополнением к естественной стене. Под её защитой украшает пейзаж старинный и давно пересохший фонтанчик, а выше турки или курды собираются на пикники. Примерно здесь же и конечная у Зелёного долмуша:

52.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

Но сама дорога тянется и дальше - в деревеньку Узунгели близ иранской границы. Облетая которую как-то в 1957 году турецкий лётчик Ильхам Дюрупинар вдруг увидел на одном из отрого Тендюрека скалу, очертаниями подозрительно похожую на занесённое песком судно. Вскоре об этом как-то прослышал американский врач-анестезиолог Рон Уайетт, за свою жизнь успевший найти так же Содом и Гоморру, Моисеев мост и Ковчег Завета, и конечно же, вердикт его был однозначен - обнаружен Ноев Ковчег! Турки спорить с американцем не стали, зато открыли в Узунгели туринфоцентр. Но по закатному свету понятно, что мы уже не успевали туда. Бросив взгляд на поднебесных коз, пойдём во дворец Исхака-паши...

53.
Баязет. Часть 1: дорога в Догубаязит

...но уже в следующей части.

Часть 2



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Навального этапировали в ИК-2 Владимирской области. Бывшие арестанты, отбывавшие наказания на «двойке», пророчат, что там его будут «ломать». ...У меня есть большие сомнения, что это вообще возможно — сломать Навального. Скорей, это Навальный будет «ломать режим» ИК-2. При этом ...
4 августа 2016 года в Специи (Италия) состоялась церемония передачи береговой охране Бангладеш двух бывших итальянских корветов F 551 Minerva и F 558 Sibilla , перестроенных в патрульные корабли и получивших новые бангладешские названия PL 71 Syed Nazrul и PL 72 Tajuddin . ...
  И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в ...
Др Уги мои и пОдруги! Вопрос у меня. Чем отличаются VISA GOLD от GOLD MASTERCARD? У нас обязаловка открыть зарплатный проехт, и нам с шефом положены золотые карты. Ну шеф понятно, что любит все блястящее, а мне как то пофиг вообще я в "Сбере" забанена. На ...
Не хотела до приговора писать что-либо на тему. Ибо мое мнение о выставке не поменялось - дурь это все. Голый эпатаж и бессовестный пиар.Но судить за дурь уголовным судом, вопить, врать, угрожать и мобилизовывать бурление вот этих говн?(Фото взяла у ...