БАРБАЦУЦУ И ТОТО. ПРИ ЧЕМ ЗДЕСЬ РОЛАН БЫКОВ?


6 октября умер Ролан Быков (1929-1998). Этот актер и режиссер не нуждается в представлении, а о личной жизни Ролана Анатольевича мы уже говорили.
Сегодня же глянем на него чуть с другого ракурса.
Быкова принято считать флагманом советского детского кино. Здесь, на мой взгляд, требуется оговорка, - Быков снимал кино, скорее для взрослых. «Айболит-66», «Телеграмма», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» чересчур полны аллюзий, игровой эстетики, чтобы их смог без проблем считать ребенок. «Семь нянек» и «Внимание, черепаха!» картины немного попроще, а вот вызвавшее немалый хайп «Чучело»… Средствами искусства Быков просто заострил проблему. Почти в каждом классе средней советской школы была такая Лена Бессольцева, и порой дело доходило до бурных конфликтов, но, как правило, хватало окрика со стороны учителей и родителей, возвращая бурю в штиль.
Гораздо ближе подходил Быков к детям как кот Базилио да работе в мультипликации.
Первый мультик, где он поиграл голосом, был опять же сугубо взрослым. Экранизация горьковской «Песни о Соколе» (1967), где Быков озвучил Ужа, сидела в печенках у школьников, а тут еще перманентно ударяющийся в эксперименты Борис Степанцев (УСПЕХИ И ПРОВАЛЫ "ПАПЫ" КАРЛСОНА) наполнил мульт музыкой Скрябина и техникой живописи по стеклу.
Позднее Быков будет обсуждать со Степанцевым постановку «Алых парусов», но ничего не сложится. Больше они вместе не работали.

А вот мультфильм «Мук-скороход» (режиссер Натан Лернер; Быков озвучил спортивного комментатора) просто шикарен.
Путая, или ориентируясь на рабочее название, Быков заносит в дневник 10 сентября 1975 года:
«Записался в мультике «Маленький Мук» — вроде хорошо. Они были довольны. Но совершенно не удивились, вроде ничего другого и не ожидали».

Интересна была и экранизация сказки Софьи Прокофьевой «Лоскутик и Облако» (1977). Поставила ее Раса Страутмане, а Быков озвучил повариху Барбацуца. В детстве я этот наполненный приключенческим драйвом мультфильм очень любил.
Пародийная картина Гарри Бардина «Пиф-паф, ой-ой-ой!» до сих пор мелькает по телевизору. Там собрался актерский цветник: Ян Арлазоров, Ирина Муравьева, Жанна Рождественская, Владимир Качан, Рогволд Суховерко. Даже среди такого цветника Ролан выделился, озвучив сразу три роли: оперного певца-охотника, автора оперы и солиста ВИА.

1980-ые стали для советской мультипликации временем не всегда удачных экспериментов. Сколько бы не восхищались профессионалы мультфильмами Юрия Трофимова по сказкам Дональда Биссета, детям это смотреть сложно. В одном из мультов этой серии «Малиновое варенье» (1983) Ролан Быков прочитал текст.
Что касается совместного проекта с японцами «Приключения пингвинёнка Лоло» (1987) Геннадия Сокольского… Он вышел, когда уже начиналось нашествие Диснея с «Томом и Джерри», интерес к советской мультикам у детворы падал. Этот бы проект да на десяток лет пораньше.
В «Приключениях пингвинёнка Лоло» Ролан взял на себя роль папы главного героя по имени Тото.

Быков всегда стремился идти в авангарде, ловил новые веяния. Так он увлекся компьютерной анимацией, видя за ней будущее. 27 марта 1988 заносит в дневник:
«1. Компьютерные мультяшки. Это все меняет. Сказки стали возможны. Предела фантазии нет. Компьютер — финал развития, дубликат мозга, должен вернуться к началу духа — к сказке. Она начало духа святого, она мать-прародительница.
2. Компьютерная мультипликация — работа с фотографией и киноматериалом — это уже нечто иное, нежели комбинированные съемки».
Быков думал вводить компьютерную анимацию в свои будущие проекты, но, увы, в стране наступили смурные времена, когда стало не до мультиков.