рейтинг блогов

БАЛЕТ "НУРЕЕВ" - ПРЫЖОК К СВОБОДЕ

топ 100 блогов botalex12.12.2017 Писать отзыв к такому огромному спектаклю непросто. Хочется остановиться на каждой детали, и в то же время пост наше время чтения по диагонали требует лаконичности… Боюсь, не справлюсь.

Спектакль для меня начался с препарасьона на кордоне из железных заборов, оцепивших колоннаду Большого, и строгой охраны, вежливо, но дотошно сличающей паспорта с билетами. Прорвавшись за массивные двери театра, я прочувствовал свой собственный небольшой прыжок к свободе. В фойе театра я тут же очутился в многоязычной среде хорошо одетых людей (после спектакля одна дама обратилась к администратором с просьбой поискать золотые часы, которые, аплодируя, обронила с 4-го (!) яруса). Так, ещё до начала спектакля, я сам начал вживаться в юного Рудика-перебежчика. Судя по рецензиям и рассказам друзей, Большой театр, ставший в эти три дня неким оплотом свободы, раскрепостил и объединил самых разных людей – от администрации президента, пожаловавшей на закрытый спектакль с Игорем Цвирко, до бизнесменов и представителей творческой интеллигенции, балетоманов и людей самых разных сословий. На состав 10 декабря пришло особенно много знаменитостей творческих профессий, от Дианы Вишневой до Владимира Спивакова. На поклонах, охваченные единым душевным порывом, зрители отдавали дань таланту авторов и исполнителей спектакля, самому неистовому Рудольфу, а многие, думаю, отчаянно терзали костяшки пальцев и от душевной горечи за Родину, любовь к которой, точнее понимание этой любви, и стало главной идеей этой постановки.

><br /><span ><span >Артём Овчаренко в роли Нуреева. Сцена в Вагановском училище.<br />© Дамир Юсупов © Большой театр </span></span></span></xml:namespace></xml:namespace><br /><br /><xml:namespace ns=
Идея положить ткань спектакля на канву посмертного аукциона, как справедливо отмечают критики, не нова и четко перекликается с «Дамой с камелиями» (своего рода обозначением копирайта становится и заключительная сцена в дуэте Нуреева и Фонтейн, когда Марго ложится на кушетку, воспроизводя иконографическую сцену из этого шедевра Ноймайера). В отличие от ДсК аукционом «Нуреев» не только начинается, он проходит через него всеми сценами и им же заканчивается, когда объявляется лот 1272 «Дирижерская палочка Рудольфа Нуреева, которая находилась в руках артиста во время его дебюта в качестве дирижера Венского симфонического оркестра 26 июня 1991 года». Нуреев оставил гигантское для артиста балета состояние в 80 миллионов долларов, большая часть которого пошла с молотка, включая и его ордена и награды. Однако аукцион в «Нурееве», хотя и пробуждает чувство горечи, всё же не пишет по себе эпилогов типа «всюду ржа и тлен» или «так проходит слава земная» - столь колоссален вклад Нуреева-профессионала, обрисованный в спектакле.

Аукцион и «письма» в разных составах озвучиваются Владимиром Кошевым. Верника я слышал только в видеофрагментах, но и по ним сразу возникло неприятие его манеры чрезмерными интонациями голоса оттягивать внимание зрителя на себя. Четкая (в отличие от Верника) и нейтральная дикция Кошевого ничем не раздражала и его постоянное голосовое вмешательство в балет не казалось чужеродным или избыточным.

Сцены в Вагановском училище решены несколько сумбурно, но в общем и целом режиссёрски и хореографически интересно. Опять же «стереоскопический эффект» (с) от тех же металлических заграждений, которыми оцепили в этот день Большой, - на сцене они служат то балетными станками, то ограждают других артистов Кировского театра от Нуреева, то превращаются в пограничный кордон. Зычное меццо-сопрано Светланы Шиловой с бездушным энтузиазмом вновь и вновь провозглашает «родину не выбирают», рефрен начинает спотыкаться, как заезженная пластинка, цепляя нерв зрителя, и перекликается с плакатной сценографией и костюмами в духе тех лет. С первого выхода Артём Овчаренко провозгласил инаковость своего героя, сначала принюхивающуюся и приглядывающая, но быстро становящуюся бунтарской. Юный Нуреев выделяется и костюмом (белые репетиционные трико и майка), и техникой, и манерой держаться. Впечатление усиливалось (вплоть до выхода на поклоны) и за счет природной внешней схожести Артема со своим героем.

Сцена с трансвеститами в Булонском лесу раскрепостила артистов Большого настолько, что могли бы вызвать комплекс неполноценности и у профессиональных травести из гей-клубов. Ребята с высочайшим актерским талантом освоили все мины и ужимки и с таким смаком танцевали на высоченных каблуках, что я просто не узнавал знакомых танцовщиков кордебалета. Важно, что в этой сцене не прозвучало и намека на нечто, способное возбудить даже ярого гомофоба. Вообще эта сторона Нуреева, несомненно стержневая черта его личности (каковой является сексуальная ориентация для всякого человека), преподнесена в спектакле с большим тактом. Авторам удалось достаточно четко проговорить эту тему без скандалов и вызовов даже в таких «красных тряпках» как сцены с переодетыми в женское мужиками или дуэт мужчин-любовников. Думаю, что цензурный компромисс, на который пришлось пойти Серебренникову и Посохову в решении таких сцен, в итоге явился благом для спектакля, созданного для конкретного общества, существующего в конкретных политических и общественно-культурных обстоятельствах.

БАЛЕТ НУРЕЕВ - ПРЫЖОК К СВОБОДЕ
Артём Овчаренко в сцене прыжка к свободе.
© Дамир Юсупов © Большой театр


Прыжок к свободе (точнее, «танец к свободе») можно было бы поставить и ярче, но в целом эпизод раскрыт понятно.

«Письма учеников» тронули и душевной откровенностью текстов, и блестящим танцем Дениса Савина. Не всякий раз Денис попадает в образ, но в этом спектакле я проникся глубочайшим уважением к этому думающему танцовщику.

В антракте, на перекрестье проходов партера, я присоединился к кучке друзей, расспрашивающих Лорана Илера о его впечатлении от 1 акта. Любимый ученик Нуреева, ныне худрук Стасика, выглядел неподдельно растроганным. Он объяснил, что его захватили реминисценции из его юности – даже идущие с молодка предметы интерьера уносили его мыслями в парижскую квартиру Рудольфа, в которой он провел немало вечеров в компаниях с балетной молодежью и разными знаменитостями. Лоран рассказал и о том неприятии, с которым столкнулся Нуреев, когда возглавил Парижский балет – немногие восприняли его диктат и нововведения. После спектакля Лоран покидал зал в заметном душевном смятении, на его лице блуждала рассеянная улыбка. Думаю, финал «Нуреева» глубоко его тронул.

БАЛЕТ НУРЕЕВ - ПРЫЖОК К СВОБОДЕ
Артём Овчаренко в роли Нуреева. Сцена в студии Ричарда Аведона.
© Дамир Юсупов © Большой театр


Сцена в студии Аведона была так же подвергнута значительной само- и внешней цензуре. К третьему показу из спектакля вслед за портретом Николая Второго изъяли даже кастрированный вариант скандального фото фронтально обнаженного Нуреева с полуэрегированным членом. Надо полагать, изъяли, чтобы не возбуждать городских сумасшедших, чтобы не раздражать патриаршее подворье, чтобы спектакль пожил хотя бы ещё один блок в мае… Несмотря на то, что Артём Овчаренко танцевал эту сцену в облегающих бесшовных трусах телесного цвета, зритель увидел совершенно обнаженного Рудика с портретов Аведона так, как и задумал Серебренников. Навострившие перья блюстители общественной нравственности остались при этом ни с чем. Артёму удалось отпустить и «раздеть» себя, как уже случалось с его пьяным Артманом в той же «Даме с камелиями». Вообще умение этого артиста входить в образ своего героя удивляет с каждым новым спектаклем. В студии Аведона и в последующей сцене рудимании я увидел упивающегося эпатажем Нуреева, причем все переходы от зажатости к полной развязности были сыграны естественно и бесшовно как актерски, так и пластически.

Дуэт с Эриком Бруном хореографически решен с особой интимностью и даже нежностью, но в нем очень многое зависит от личных интерпретаций исполнителей. Не могу сказать, что Артем и Владислав Козлов полностью оправдали мои ожидания – многие места удались, но проскакивала и зажатость. Владислав очень неплохо справился с ролью, но ему не удалось скрыть своего юного возраста, мешающего убедительно воплотить образ старшего наставника. Чисто умозрительно могу предположить, что Денису Савину эта партия удалась лучше, и могу только помечтать о Бруне-Холлберге. Невоплощенная концовка с бурным разрывом, каковой она была изначально задумана Серебренниковым, в итоге была сведена к резкому физическому отталкиванию Рудольфом своего учителя и возлюбленного. Как-то смято это, не тот осадок… 25 лет отношений рождают иное. Не эротики или чувственности не хватило мне в исполнении этих артистов, мне не достало любви, а именно любовь - единственная и настоящая - связывала этих людей. Не знаю, какими красками следовало это нарисовать… Может, мне не хватило особой пластики, а может и эмоционально наполненных пауз.

Дуэт с Марго Фонтейн был исполнен с Кристиной Кретовой. Вначале Артёму недоставало уверенности в навороченных поддержках, а Кристине – аристократизма в пластике, но с середины дуэта артисты растанцевались и передо мной действительно возникли юный Руди и помолодевшая леди Фонтейн.

БАЛЕТ НУРЕЕВ - ПРЫЖОК К СВОБОДЕ
Кристина Кретова и Артём Овчаренко в дуэте Нуреева и Марго Фонтейн.
© Дамир Юсупов © Большой театр


Гран-гала с балетами Нуреева, как задумка совместить Нуреева-хореографа, Нуреева-педагога и Нуреева-нарцисса, очень интересна, но не уверен, что в этой сцене уместны грубые окрики и нецензурная брань. Дуэтам не хватило совместных репетиций, хотя я очень порадовался за вышедшего на сцену после сентябрьской травмы 20-летнего бразильского танцовщика Давида Соареса – в костюме нуреевского Зигфрида он приковывал внимание своим элегантным танцем.

Письма Аллы Осипенко и Натальи Макаровой глубоко растрогали. Осипенко высказала то, что для меня является смысловой квинтэссенцией спектакля. А мораль такова, что если в силу личных убеждений или непреодолимых обстоятельств тебе не удалось достичь того, что удалось другому, следует унять своих демонов зависти, маскирующихся под патриотического негодование, и порадоваться за успехи собрата по цеху. Не могу дословно воспроизвести её письма, но на слове «кухонный» к горлу подкатил комок, а девушка по соседству захлюпала носом. В этом обращении, как и в словах Макаровой, прозвучало много пафосного, но возвышенное не отдавало фальшью. Я услышал Выстраданное. Хореографическую «озвучку» доверили Екатерине Шипулиной. Не зря Посохов называет её своей балериной, - Екатерина умеет слушать и слышать этого хореографа. Опять же к сожалению не могу сравнить с исполнением Светланы Захаровой (не видел) и лишь мысленно представляю в этой роли Ольгу Смирному, но Шипулина понравилась очень.

БАЛЕТ НУРЕЕВ - ПРЫЖОК К СВОБОДЕ
Артем Овчаренко в сцене Гала балетов Нуреева.
© Дамир Юсупов © Большой театр


Сцена с Королем-Солнца потрясла и великолепными костюмами и игрой Овчаренко. Расфуфыренный в перья вышедший в сопровождении пышной свиты певец короля (Владимир Магомадов) сразу же перенес меня в фильм «Фаринелли-кастрат», и ещё до того, как он пропел первые ноты, я догадался, что сейчас прозвучит контратенор. Трубящая партитура Ильи Демуцкого обрушилась на меня своим громадным великолепием. И, конечно же, упивающийся всеобщим обожанием, надменный идол, воплощенный в мимике и жестах Артема, – блестящая работа. Этот Нуреев ослепляет и заставляет верить в заслуженность всех растиражированных восторгов в его адрес. Китчем а-ля Киркоров здесь даже не пахло, хотя чего-то такого можно было опасаться, глядя на фотоснимки.

Контрастный переход к сцене с Лунным Пьеро – еще одно блестящее решение режиссера. Святое неистовство поэта, упивающегося лунным напитком (по Альберу Жиро), здесь уступило место пронзительному внутреннему одиночеству героя. Думаю, Артём ещё поищет дополнительных красок, но и в его дебютном исполнении идея артикулирована очень четко. Интересно вплетены в сцену персонажи в коже, словно сошедшие с картин Тома оф Финланд.

БАЛЕТ НУРЕЕВ - ПРЫЖОК К СВОБОДЕ
Контртенор Владимир Магомадов в сцене с Королем-Солнце.

Финальная сцена – самая блестящая и безукоризненная, как по постановке, так и по исполнению. Под звуки из «Теней» («Баядерка» – последний балет Нуреева), знакомым зигзагом и под знакомую музыку на сцену спускаются девушки, и вот, после девятой, из тумана проявляется мужская фигура, и далее юноши чередуются с балеринами и, наконец, на сцене в безупречном синхроне танцуют 6 мужских шеренг и 6 женских – всего 36 теней. В таком решении читается дань вкладу Нуреева в развитие мужского танца, вставшего в современном классическом балете вровень с женским. Одновременно на измученного иммунодефицитом Нуреева надевают дирижерский смокинг и озвучивается тот самый лот, который я процитировал в начале. Артему и здесь удалось наполнить необходимыми эмоциями свой образ. Смокинг, словно на пару размеров больше, висит на нем балахоном, отчего Нуреев выглядит ссохшимся и немощным. Его лицо недоверчиво оживляется, когда аукционер вручает ему его палочку – снова комок в горле. Когда этот Нуреев спускается в оркестровую яму, гробовое молчание зрительного зала разрождается бурными аплодисментами – ему, Нурееву. И вновь всё умолкает, зритель прощается с Рудольфом, пока он дирижирует собственной кончиной. Палочка в руках Артема дрожит, свет гаснет.

Вот уже второй день меня не отпускает этот Нуреев. Многожанровый спектакль вышел колоссальным не только по численности задействованных артистов (160 человек), но и по воздействию на зрителя. Равнодушных не было. Эпохальная работа. Браво всем причастным!

БАЛЕТ НУРЕЕВ - ПРЫЖОК К СВОБОДЕ
Артём Овчаренко в образе Нуреева в последние дни. Поклоны.
Фото со страницы артиста в Фэйсбуке.


Оставить комментарий

вольдемар 22.02.2019 19:14

https://bit.ly/2IENXIe
Вечный заработок на хостингах от 120 000 рублей в месяц. Пакет "Базовый"
Гарантия возврата денег.
Архив записей в блогах:
...
Вопрос к читателям, которые используют слово «либерал» (либераст) как ругательство: Что именно вы вкладываете в слово «либерал»? Спасибо. ...
Здравствуйте, Дорогие Друзья. Сказать честно, не знаю даже, о чем тут написать. Вкратце, я обычный рабочий человек, который безумно любит посидеть в интернете и как следует по троллить Соединенные Штаты Америки. По мимо этого могу написать просто обо всем, что придет в голову. Интересуюсь ...
28 октября 1834 года малоизвестный белорусский писатель Викентий Моголь принес малоизвестному литературному критику Иессею Чернинскому рукопись своей повести " Панас Слива ". В ней рассказывалась история польского шляхтича, одна из дочерей которого предала отца, выйдя замуж за русского ...
Я пишу этот псто для тех, кто способен его понять. (Это на всякий случай). Семиосферный (По Лотману)  и биосферный (по Вернадскому) континиум, который принято называть "Россией" по замыслу наших со-планетян должен быть переформатирован. Этот процесс начался не сегодня, и не год назад ...