Айфу, какая гадость
novayagazeta — 17.10.2020 Тима Кука пора отправлять на пенсию: почему Apple ждет фиаско с новым iPhone 12.
Сегодня мы поговорим о знаменательном событии, которого, признаюсь,
я ждал давно и с нетерпением. Формально речь пойдет о ежегодной
презентации новой линейки смартфонов Apple — iPhone 12, де-факто же
я поведаю читателям о перевороте, который компания из Купертино
совершила в экономической науке.
Поясню свою мысль: модель iPhone 12 до такой степени
разрушает все существующие в мире представления о ценообразовании
на рынке, что ее создатели реально достойны выдвижения на
Нобелевскую премию. С мотивировкой: за революционное переосмысление
зависимости стоимости от любых внутренних и внешних
факторов.
Последние 50 лет (начиная с Никсоновского шока) мировая экономика живет по правилам, мягко говоря, отличным от тех, что мы изучали в школах и институтах. Напомню, что мы учили:
- все вещи и услуги на рынке обладают двумя видами стоимости — рыночной и естественной;
- рыночная стоимость определяется сиюминутными капризами спроса и предложения, поэтому она несерьезная и временная;
- естественная стоимость — постоянная и самая надежная, поэтому рыночная стоимость всегда к ней стремится;
- главный критерий естественной стоимости — издержки производства товара, которые состоят из заработной платы и прибыли на капитал и определяются в конечном счете количеством затраченного труда.
В школе и институте нам рассказывали, что это все придумал Карл Маркс, но на самом деле это все придумал Джон Стюарт Милль и описал вышеприведенные «законы стоимости» в фундаментальном труде «Основы политической экономии».
Теперь, если вы прогуляетесь до ближайшего торгового молла и приглядитесь к ценникам, то быстро сообразите, что учили нас как-то неправильно.
Потому что одни товары, на производство которых тратится 200 рублей, стоят 250 рублей, а другие товары, изготовление которых обошлось в 100 рублей, стоят 10 тысяч. При этом раков по 250 никто не покупает, а те, что по 10 тысяч, отлетают круче, чем у Жванецкого.
Происходит это потому, что более ста лет назад человек по имени Карл Менгер на пальцах объяснил, что ценность вещей носит субъективный характер и существует лишь в голове человека. Труд же, затраченный на производство вещей, не является ни источником, ни мерилом их ценности.
Карл Менгер заложил фундамент Австрийской экономической школы, чьи постулаты о ценообразовании в наши дни актуальны как никогда. Представители «академической науки» (той, что живет на пожертвования корпораций и государства) «австрийцев», по понятным причинам, не любят, однако если вы реально хотите понять, почему наручные часы Vacheron Constantin Patrimony стоит 7 миллионов рублей, а смартфоны Apple в 2–4 раза дороже конкурентов, при том что по всем объективным показателям продукция конкурентов лучше — тут вам к Менгеру с фон Мизесом, а не к Марксу с Миллем.
Что не так с iPhone 12?
Теперь во всеоружии обновленной теории мы можем препарировать феномен iPhone 12. Что делает новую модель смартфонов Apple абсолютно уникальной и достойной Нобелевской премии? Революционная парадигма ценообразования! Сейчас поясню.
До появления 12-й модели поклонников калифорнийского бренда стригли по премиальному прейскуранту по не очень красивой, но экономически объяснимой причине: поклонники сами были готовы переплачивать за премиальность.
Яблокоборцы всегда утверждали, что премиальность техники Apple сводится лишь к пошлости моды. Иметь айфон — так, типа круто, что можно продать и почку (это, кстати, не метафора:
история знает немало китайцев, распродавших себя на органы ради обладания вожделенным телефоном из Купертино).
Мода, однако, на пустом месте никогда не возникает. Продукция Apple — не исключение, поэтому мода на надкусанное яблоко сложилась из четырех неоспоримых преимуществ:
- безупречный, стильный, оригинальный и дорого выглядящий дизайн;
- технологическое совершенство встроенных модулей и компонентов, чувствительный, яркий и адекватно передающий цвета экран, быстродействующая операционная система iOS, долгие годы опережавшая на голову своего единственного конкурента на рынке — Android;
- новаторство, заставлявшее конкурентов бесстыдно копировать яблочную продукцию;
- уникальная по простоте использования и удобству экосистема (ноутбук MacBook — планшет iPad — смартфон iPhone — магазин iTunes — облако iCloud).
Как видите, мода на технику Apple сложилась из впечатляющего списка
достоинств, способных оправдать любую ценовую наценку.
Так оно и было до тех пор, пока миру не явили iPhone 12.
Революционность этого продукта заключается в том, что
он:
- в технологическом отношении уступает всем без исключения конкурентам в своем сегменте рынка, причем по всем направлениям (подробности ниже);
- в плане дизайна являет собой пародию на собственную же модель десятилетней давности (iPhone 4);
- в плане инноваций — такой же полный ноль, что и во всем остальном.
А теперь — внимание: при всех перечисленных «достоинствах» цена на iPhone 12 заявлена не просто премиальная, а дважды премиальная.
Новое евангелие от Тима Кука призвано посрамить австрийских экономистов с их ветхозаветной верой в спрос, основанный на объективных достоинствах.
Накося выкуси! — решили в Купертино и приготовились стричь овец без всяких достоинств, чисто по инерции. Нобелевка однозначно!
Разумеется, я ерничаю и никакой Нобелевской премии купертиновским экономистам не видать. В реальности все выйдет аккурат, как в львовском анекдоте про слона в зоопарке: «Батько, а що слон з'їсть сто кілограмів яблук? — З'їсти-то він з'їсть, синку, та хто ж йому дасть?»
Первый петух уже клюнул: сразу после торжественной презентации нового чудо-айфона цены в российских магазинах на iPhone 11 и более ранние модели подскочили до 20%! Думаете, на пустом месте? Думаете, сгущаю краски? Судите сами.
Полагаю, читатель теперь понимает, почему новая модель айфона стала памятником тотальной экономии на всем, что только можно: на дизайне, на комплектующих, на экране, на встроенных модулях, на новейших технологиях.
Сразу после презентации iPhone 12 я не поленился и заглянул в бухгалтерскую отчетность Apple: по итогам 2017 года доля проданных айфонов от общей выручки составляла 61%, 2018 — 62%, 2019 — 55%.
По всему выходит, что айфон является главным источником доходов компании. А раз так, то
после фиаско (неизбежного!) с 12-й моделью Apple придется как минимум — отправлять Кука на пенсию, как максимум — радикально пересматривать всю концепцию своих смартфонов.
В одном можно не сомневаться: компании с капитализацией в два
триллиона долларов (!) не разоряются, поэтому жить с айфонами
человечеству предстоит еще долго. Посему хочется верить, что Apple
сделает правильные выводы, и больше такого стыда, как iPhone 12,
никогда не повторится.
Сергей Голубицкий
журналист, автор проектов minoa.biz и
vcollege.biz
|
</> |