АвтоКрАЗ: ГОЗ-2017 - около 100 автомобилей для ВСУ, а 250 бронеавтомобилей пойдут на экспорт
bmpd — 05.04.2017 Оригинал взят у коллеги diana_mihailova в АвтоКрАЗ: ГОЗ-2017 - около 100 автомобилей для ВСУ, а 250 бронеавтомобилей пойдут на экспортРоман Черняк
Генеральный директор АвтоКрАЗа Роман Черняк в интервью LIGA.net рассказал, как он собирается спасать предприятие, почему не возвращает кредиты банкам и кто из иностранцев приценивается к АвтоКрАЗу.
- АвтоКрАЗ завершил 2016 год с чистым убытком 1,4 млрд грн. Это корректные данные?
- У вас неверная информация. Согласно уточненным данным, опубликованным в Ведомостях Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (№ 46 от 9 марта 2017 года), АвтоКрАЗ имеет чистый убыток в размере 188,9 млн грн - это на 40% меньше аналогичного показателя 2015 года.
Львиная доля этих убытков связана с неоправданно большими процентами, насчитанными нам банками по кредитам, которые АвтоКрАЗ брал в докризисные времена. Сегодня покрывать эти проценты мы не в состоянии. Как исправить ситуацию? Увеличить количество продаваемых автомобилей и рентабельность. Второй путь - снизить производственные расходы. За счет чего? Путем расширения линейки выпускаемых авто и рынков сбыта.
- Какой у вас кредитный портфель?
- Если говорить о теле кредита - более 1 млрд грн. Сейчас ведем переговоры о реструктуризации долга с нашими основными кредиторами - Ощадбанком и Финансы и Кредит. Наша цель - увеличить сроки погашения и закрывать долги по внятному, приемлемому для обеих сторон графику.
- На какой стадии переговоры? Когда ожидаете решение?
- В процессе. В частности, обсуждаются начисленные нам проценты, пени и штрафы. Из-за того что банк государственный, очень тяжело договариваться о дисконтах и графиках - требуются длительные многоуровневые согласования. Тем не менее понимание с их стороны есть.
- Вы говорите о кредитном портфеле в 1 млрд грн. В СМИ фигурирует сума долга АвтоКрАЗа только перед Ощадом в размере 1,7 млрд. В некоторых источниках фигурирует цифра 5 млрд грн. Сколько вы на самом деле должны Ощадбанку?
- В СМИ фигурируют и пени, и штрафы, и просрочки, и просто выдуманные цифры. Есть признанная и спорная часть кредита, по которой продолжаются судебные разбирательства. Мы считаем, что Ощадбанк насчитал абсолютно высосанные из пальца, огромные пени, пятикратные проценты и штрафы. Они сами понимают, что это нереальные цифры и что в конце концов мы придем к какому-то общему знаменателю.
- Залогом по кредитам выступают акции предприятия. Ощадбанк заинтересован в получении контрольного пакета АвтоКрАЗа?
- Нет. Банки не скрывают, что не умеют работать с промышленными активами - они работают с деньгами. Управление производственным предприятием им не нужно. Им важно получить свои деньги и максимальный доход с актива.
- Реально ли закрыть кредитный вопрос с Ощадбанком в этом году?
- Нет. Разговор идет о рассрочке платежа и изменении условий закрытия кредита. Мы хотим рассрочку сроком от трех до пяти лет, Ощадбанк - максимум до трех лет. Но все понимают, что реально вернуть эти деньги так быстро не получится.
- Вы готовы привлекать сторонних инвесторов?
- Да, переговоры с иностранными инвесторами, заинтересованными влить деньги и технологии в завод, на завершающей стадии.
- О каких компаниях идет речь?
- Это глобальные компании из Китая, Индии и Западной Европы. Названия пока не могу озвучить.
- Речь идет о приобретении доли в АвтоКрАЗе или совместном производстве? Какая форма сотрудничества рассматривается?
- Несколько вариантов. Первый - производство некоторых новых моделей автомобилей на наших существующих мощностях. Второй - модернизация наших механических и металлургических производственных мощностей. Оба варианта не являются взаимоисключающими и в той или иной степени могут пересекаться.
Также возможна передача какой-то доли собственности нашего предприятия, поскольку рассматривается возможность вливания в основные средства существующего производства. Если договоримся только о выпуске определенных видов продукции, то будет создано совместное предприятие.
- Когда можно ожидать первые контракты?
- Мы подписали меморандумы о намерениях и соглашение о конфиденциальности. Изначально планировали подписать договоры в конце 2016 года, но по объективным причинам не получилось. Сегодня мы очень близки к тому, чтобы закончить переговоры и перейти к конкретным действиям.
- Чем интересен КрАЗ зарубежным инвесторам?
- Возьмем те же Венгрию и Словакию, где с нуля создавались автопроизводства. Помимо огромных финансовых инфраструктурных затрат, там не было подготовленных кадров и людей нужно было обучать с нуля. Все это уже сегодня есть в Украине. Дело за малым - подогнать бизнес-процессы под стандарты, принятые в современных западных автокомпаниях.
Другими словами, у нас есть наработанные годами традиционные рынки, куда совместно с нашими автомобилями можно поставлять комплектующие и автомобили партнеров, а также наши машины, модернизированные с их технологиями и ноу-хау.
- Как на достижение договоренностей влияет задолженность КрАЗа и готов ли инвестор гасить ваши долги?
- Переговоры ведутся предельно открыто. Мы показываем всю отчетность, природу образования долгов и пути погашения. При достижении какого-то определенного уровня договоренностей по выплате кредитов инвестор готов вступить вместе с нами в переговоры с банками и правительством, чтобы совместно решать все эти вопросы.
- Когда вы говорите, что инвестор может получить долю АвтоКрАЗа в обмен на финансирование и технологии, какой пакет обсуждается?
- Речь не идет о продаже контрольного пакета. Это может быть доля акций на уровне 15-20%. Может быть чуть больше.
- Сколько машин вы произвели в 2016 году?
- Около 1 000 автомобилей (против 1 400 в 2015. - Ред.). Из них более половины приходится на экспорт в страны дальнего зарубежья. Причины? Просел госзаказ - такого маленького, как в прошлом году, у нас не было с 2014-го. Второе - близость к зоне боевых действий. Это очень существенно влияет на заключение контрактов с зарубежными контрагентами. Они не могут понять, как мы можем выполнять контракты, когда прямое расстояние от нас до зоны боевых действий - 250 км.
- В 2015 году ситуация была аналогичная, тем не менее КрАЗы продавались лучше.
- У нас был более внушительный гособоронзаказ. Если его не учитывать, то в 2016 году мы выпустили больше автомобилей.
- Какой портфель твердых заказов уже есть на этот год?
- Около 800 машин. Всего планируем произвести 1 200 единиц.
- Недавно к вам на предприятие приезжал премьер-министр Владимир Гройсман и обещал поддержку с заказами. Полтавский губернатор Валерий Головко анонсировал госзаказ на 2 млрд грн на 2017 год. Сколько достанется вам?
- Нам никто не принес эти заказы на тарелочке. Во всех тендерах мы участвуем на общих основаниях, туда свободно может прийти любая иностранная компания. Из озвученных 2 млрд грн на закупку техники мы рассчитываем получить заказов на 1 млрд грн. Около 700 000 грн освоят поставщики оборудования для машин и 300 млн - другие автомобильные бренды, участвующие в конкурсах. Речь идет о тендерах Укрзализныци, ГАК Автомобильные дороги Украины, предприятия НАК Нафтогаз, Укргаздобычи, Трансгаза, Укртранснефти, а также коммунальных предприятий.
- Поставки для Минобороны, Нацгвардии, Госпогранслужбы идут отдельной строкой?
- В Гособоронзаказе на этот год планируется закупка около 100 автомобилей. Это немного. Та же Нацгвардия закупила много автомобилей в прошлом году и практически закрыла свои потребности. Госпогранслужба также укомплектована на 100%.
- Планирует ли украинская армия покупать новые КрАЗы: Фиона, вездеход Халк и беспилотный бронеавтомобиль Спартан?
- В Украине интереса эти автомобили не вызывают. Мы работаем на их продвижение в странах Ближнего Востока. Уже есть два контракта на 100 и 150 автомобилей. Халк и Фиона проходят предконтрактные испытания в Юго-Восточной Азии.
- Будет ли армия закупать в этом году КрАЗ-Кугуар и Спартан?
- В Украине сейчас нет потребности в закупке такого класса бронированных автомобилей. Продаем за рубеж: ООН, ОБСЕ, различные полицейские миссии. Это небольшие контракты. Покупают 10-20 автомобилей, не больше, но стабильный спрос есть.
- АвтоКрАЗ увеличивает присутствие в сегменте среднетоннажной техники. Куда планируете поставлять эти машины? Есть ли уже заказы? Какие планы производства?
- Ежемесячно производим и продаем около 20 бескапотных среднетоннажных автомобилей. У нас есть базовые шасси, которые мы адаптируем под конкретные задачи. Они интересны коммунальным предприятиям, агрохозяйствам, пищепрому, дорожникам, МЧС.
- Вы неоднократно говорили, что в Украине продолжают покупать машины российского производства. Сколько таких машин, по вашим данным, было продано в Украине в 2016 году?
- КамАЗов - от 150 до 200 штук, Уралов - более 50 единиц. Белорусский МАЗ в 2016-м продал в Украине свыше 600 автомобилей.
- В конце 2016 года Украина ввела санкции против КамАЗа. Как российскому производителю удается выигрывать в украинских тендерах?
- Санкции легко обойти. Можете прямо сейчас зайти в интернет и купить российские автомобили на любой вкус и цвет.
- С помощью системы электронных закупок ProZorro можно ограничить участие российских санкционных компаний в тендерах?
- В техусловиях закупки не указывается конкретная марка, а вносятся только технические характеристики нужной техники. Поэтому участвовать и побеждать может любая компания. Как правило, посредник выставляет предложение с указанными характеристиками, предлагает наиболее низкую цену и выигрывает тендер. Ограничить участие такой компании нет никаких юридических оснований, поскольку товар соответствует заявленным техническим требованиям.
- У вас в планах разработка и производство автобусов. Что вы планируете делать?
- Мы по техзаданию одного из украинских автобусных заводов создали шасси, которое проходит сертификацию. Речь идет об автобусах среднего класса типа "Школьный автобус". На первом этапе хотим предложить это шасси рынку.
- Автобусы будут выпускаться под маркой КрАЗ?
- Пока рано говорить, но я не исключаю. Мы видим, что на локальных рынках тот же Mercedes или Volvo производит свои автобусы под местным брендом.
- Во сколько обойдется создание автобусного производства?
- Это десятки миллионов долларов. Но эти инвестиции окупаются. Это комплексный проект, который включает поставки и на зарубежные рынки.
- АвтоКрАЗ планировал запустить собственные сборочные заводы в Южной Америке и Юго-Восточной Азии. Что-то получается?
- Проволочки связаны с низкими ценами на нефть. Бюджеты наших партнеров в этих регионах, как правило, от них зависят. В прошлом году финансирования не было. Продлили проект на этот год, но будет ли финансирование, пока сложно прогнозировать.
Тем не менее у нас есть сборочное производство в Лаосе. Они собирают немного - около 50 автомобилей в год, но там есть перспектива для расширения. Ведем переговоры и с другими странами региона. Оживает рынок Вьетнама, с которым мы плодотворно работали в угольной промышленности. Есть угольные предприятия, заинтересованные в нашей технике в Индонезии и Малайзии. Ведем там переговоры, есть много свободных мощностей, которые мы инспектировали, но все упирается в финансирование.