Австралийский опыт организации удобного движения
proboknet — 16.03.2016 Австралия – пятая по величине страна в мире, с большими расстояниями и высоким уровнем автомобилизации. Тем не менее, принципы организации движения там оказались вполне себе европейскими.В данной статье, если быть точным, речь пойдет о городах Брисбен и Голд Кост.
Глядя на фотографии, помните: движение в Австралии, как в Великобритании и некоторых других странах, левостороннее. Хотя, с точки зрения принципов организации, это практически ни на что не влияет.
Итак, какие особенности имеют австралийские улицы?
1. Перекрестки с круговым движением
Вообще жаль, что в России они не пользуются большой популярностью. На это намекает даже тот факт, что в русском языке требуется так много слов, чтобы правильно наименовать данный объект. Многие уже давно их называют на польский манер – рондо.
В английском языке круг в перекрестке именуется roundabout. Они здесь повсюду. Причем чаще на маленьких улицах. Даже там, где пересекаются две двухполосные дороги:
Плюсы:
- успокоение трафика;
- упрощение левых (здесь - правых) поворотов;
- в центр перекрестка можно наставить фонарей, знаков, зелени, украшений.
2. Переход дороги без зебры? Легально!
Классические переходы с толстыми полосками разметки и яркими знаками, к которым у водителей тут очень трепетное (даже слишком) отношение, рисуют далеко не везде, где они напрашиваются. Как ни странно, даже реже, чем у нас. Почему? Потому что тут переход небольшой дороги в «неположенном» месте не является нарушением. Главное – уступи дорогу автомобилям. И переходи смело. Причем зачастую под такие условные переходы делают все необходимые понижения уровня бортового камня
В России почему-то с точки зрения закона для пешеходов существуют две крайности. Либо пересечение дороги по зебре с правом полного приоритета, либо запрет выходить на дорогу в принципе. Третьего не дано. Вариант, когда медленные, но маневренные люди уступают дорогу быстрому и инертному автотранспорту, российские ПДД не рассматривают в принципе (хотя реальность обычно расставляет всё по своим местам). А у них – рассматривают, и правильно делают. Возможно, в Австралии тут с этим есть определенный перегиб: встречаются перекрестки, где нет вообще ни одной зебры. Но интересна сама идея более гибкого подхода к организации переходов.
Кстати, закон не запрещает австралийцам перейти узкую дорогу и в середине – опять-таки, с требованием уступить автотранспорту.
3. Целесообразная разметка: там, где она нужна, а не там, где обязывают делать ГОСТы
Осенью я писал о проблеме принципиального игнорирования трамвайных путей при нанесении разметки в Москве. В Австралии необходимость нанесения разметки на участки трамвайных путей, ДЕ-ФАКТО относящихся к проезжей части, ни у кого не вызывает вопросов. Местные дорожники не пожалеют краски, если она будет полезна
Также не считается излишней направляющая разметка на небольших перекрестках.
Возможно, кто-то скажет, что австралийцам просто деньги некуда девать, вот и "льют" краску везде. Отнюдь, ведь есть и обратные примеры, показывающие, что и они не прочь сэкономить, если это разумно. Например, местные транспортники справедливо рассудили, что классическая зебра важна на нерегулируемых переходах, а на осветофоренных участках достаточно вот таких тонких символических линий
4. Новшества в настройке светофоров
a) Отсутствие мигающего зеленого для автомобилей. В принципе.
В России есть мигающий зеленый и желтый, два схожих по смыслу сигнала, которые каждый водитель трактует по-своему. Кто-то на мигающий зеленый тормозит, а кто-то на желтый поддает газу. Плюс, на разных перекрестках длительность обоих сигналов настраивают по-разному – это ещё больше путает водителей. Когда предупреждающий сигнал один (но достаточно долгий), разобраться в ситуации становится значительно проще.
б) Особая настройка пешеходных светофоров
Пешеходная фаза состоит из короткого зеленого сигнала и достаточно длинного мигающего красного (да-да, именно красного, хотя по своей сути он скорее мигающий зеленый).
Благодаря такому подходу разрешается российская проблема с пешеходами, выдвигающимися на проезжую часть под конец зеленой фазы и завершающими переход уже на запрещающий сигнал светофора: водители нервничают, да и сами пешеходы от такого развития событий обычно не в восторге.
В Австралии на зеленый свет люди начинают переход. А на мигающий красный – заканчивают. На полноценный красный уже никого не остаётся, могут ехать машины.
Причем почти на каждом столбе висит вот такая простая и наглядная инструкция, информирующая о вышесказанном
в) Пешеходную кнопку - в массы.
У нас ее стремятся любой ценой избегать, даже там, где пешеходы редки, а машины быстры. Здесь – всё наоборот: ТВП ставят повсеместно, даже там, где потоки людей большие. Водители говорят "спасибо" ночью. А пешеходы большого дискомфорта не испытывают, возможно, даже наоборот (кто из нас не любит понажимать на кнопки, особенно в эпоху тачскринов?))
г) Стрелки на поворот: красный, желтый,
В России используются светофоры с одной-единственной зеленой стрелкой. Либо ее просто нет. В Австралии же стрелка, как и основная секция, за цикл может быть трех разных цветов, а может и отключаться (тогда это трактуется как разрешение маневра с требованием уступить дорогу всем остальным)
Преимущества:
- есть желтый для поворота;
- когда горит красная стрелка, четко понятно, что поворот запрещен;
- если вдруг зеленая стрелка окажется неисправна, это не будет означать полного запрета маневра (у нас – будет);
- такая система, в отличие от российской, позволяет совмещать в одном цикле разрешение маневра выделенное (с правом приоритета) и разрешение маневра условное (под «уступи дорогу»).
5. Минимализм в ширине полос
Тема уже довольно избитая, тем не менее, придется повториться: полосы не должны быть слишком большими. В Австралии ширина одной полосы на простых городских улицах здесь крайне редко превышает 3,3 метра. Обычно она колеблется в районе 2,9 – 3,2.
В некоторых случаях, когда есть потребность в большом количестве полос, ширину могут сделать ещё меньше. Например, на этом перекрестке ширина полосы для правого поворота составляет всего 2,6 метра
На скоростных магистралях нормативная ширина полосы – 3,5 метра (у нас было бы 3.75). Это считается очень много и позволяет ехать со скоростью 100-110 км/ч.
Кстати, магистраль, по их меркам, может проходить и через центр большого города – при условии ее разумной обособленности
6. Экономичная парковочная разметка
В целом похожа на московскую. В основном используются параллельные парковочные карманы (кое-где - "ёлочка"). Иногда – просто длинная полоса для стоянки.
Теперь рассмотрим отличия.
Во-первых, максимальная длина парковочного кармана – 6 метров. Причем это для «внутренних» карманов, т.е. не крайних. А для карманов, расположенных с краю (рядом с въездом/выездом, пешеходным переходом и т.д.), нормативная длина вообще 5,3 метра.
Австралийцы справедливо рассудили, что заезд туда всегда прост, так что дополнительную длину в этом случае можно сократить
Сравните: у нас все параллельные карманы по 6,5 метра, а раньше было вообще 7,5.
Следующая важная особенность – запасное расстояние между въездом-выездом с прилегающей территории и ближайшим парковочным карманом составляет всего метр
В Москве же эта величина равна целым 5 метрам, и получается, что каждая дорожка во дворы «съедает» по 10 метров парковочного пространства! Неудивительно, что наши водители зачастую игнорируют эту расточительную норму и паркуются прямо на островке.
При этом на сглаживающие островки перед ПЕРЕКРЕСТКАМИ австралийцы не скупятся. Могут оставить и больше 5 метров, если это важно
7. Надземные переходы: как из недостатка сделать достоинство
На удивление, они там тоже есть, хотя и не много (подземных не видел). При этом, по сравнению с нашими конструкциями, есть два существенных нюанса:
В Австралии расстояние, которое люди проходят горизонтально на высоте, всегда значительно превышает расстояние спуска-подъема. Иными словами, никто не заставляет пешеходов подниматься ради перехода четырехполосной дороги
Там переходы открытые. Поэтому они, во-первых, не уродуют облик города грязными полупрозрачными стёклами, во-вторых, дают возможность пешеходам полюбоваться видами сверху, в-третьих, психологически комфортнее закрытых пространств
В награду за подъем получаешь прекрасный вид
А в Москве надземный переход становятся изнутри максимально похожим на подземный, а снаружи – на какое-то предназначенное явно не для людей техническое сооружение.
Ещё один интересный вариант – гибрид надземного перехода и транспортной развязки. Люди точно так же идут над машинами, вот только спускаться-подниматься вынуждены не люди, а машины, для которых это на порядок менее обременительно
8. Ещё несколько интересных моментов
Пешеходные переходы иногда дополнительно защищены по краям
Кстати, обратите внимание на жуткого вида кислотные знаки с отрезанными человеческими ногами. В сравнении с ними российский знак 5.19 даже в желтой рамке кажется мегаэстетичным. Пожалуй, это чуть ли не единственное, что мне не понравилось в австралийской ОДД.
Принцип «движущиеся прямо не должны перестраиваться». Вроде бы не новый, но в Москве пока применяется мало. Перестраиваться в специальные полосы должны те, кому нужно изменить направление движения. Австралия – ярчайшее тому подтверждение. Вот в этом месте ощущение, что даже трамвайные пути изгибаются специально для того, чтобы автомобили могли вставать на востребованный правый (аналог нашего левого) поворот, не мешая движению прямо.
«Лежачие полицейские» австралийцы ставить не любят, предпочитая более гуманные способы успокоения трафика (ширина полос, кривизна, размер знаков и т.д.). Если их всё же делают, то не дублируют лишний раз после перехода, а ставят однократно перед ним (на всякий случай напоминаю про левостороннее движение)
Разворотные полосы и разворотные светофоры.
Когда мы готовили проект разворота на улице Сергия Радонежского, подобных аналогов в Москве почти не было. Поэтому мне казалось, что рождается какая-то оригинальная идея. Между тем, для австралийских широких дорог со светофорами это – нормальная практика
Как и во многих других цивилизованных странах, в Австралии стремятся по возможности физически обособлять различные потоки машин, ведь это залог безопасности. Даже некоторые из двухполосных дорог имеют отбойник или бордюрный разделитель. Среди четырехполосных улиц таких уже большинство, а многополосные дороги вообще не мыслятся без разделителя.
А на больших (да и на малых) перекрестках австралийцы любят ставить различные островки
Для обозначения погрузочно-разгрузочной зоны, а также автобусных остановок, используется штриховая желтая разметка в формате кармана. Вроде бы просто аналог наших разметок 1.10 (стоянка запрещена) и 1.17 (остановка маршрутных ТС и такси), но, на мой взгляд, в формате кармана место для остановки, пусть и ограниченной, выглядит понятнее и гармоничнее.
Интересная находка – при дорожных работах австралийцы не только выставляют временные знаки на проезжей части, но и выносят некоторые знаки на дорогу в режиме реального времени. В последнем варианте используются таблички с надписями «Stop» (остановитесь) и «Slow» (притормозите).
И напоследок. Российские ПДД вместе с КоАП занимают порядка 150 страниц печатного текста. Австралийские – 350 страниц. И не потому, что там много «воды» или написаны какие-то глупости (запрет выбрасывать из окна живого оленя – не оттуда). А, вероятно, потому, что там составители лучше проработали разные дорожные нюансы, которые у нас обычно трактуются вольно и остаются на усмотрение инспектора ГИБДД или суда.
Пост подготовлен аналитиком Пробок.нет Антоном rogovskiy_anton Роговским.
|
</> |