АТОМНЫЙ «НАУТИЛУС»: 8 ФАКТОВ О ПЕРВОМ ПОДВОДНОМ СУПЕРОРУЖИИ

топ 100 блогов vova_9101.10.2013

 АТОМНЫЙ «НАУТИЛУС»: 8 ФАКТОВ О ПЕРВОМ ПОДВОДНОМ СУПЕРОРУЖИИ

30 сентября 1954 года ВМС США была принята на вооружение первая в мире АПЛ. Судно, названное в честь вымышленного подводного корабля из произведений Жюля Верна, эксплуатировалось в течение четверти века и стало первопроходцем сразу в нескольких смыслах. Подробности об атомном «Наутилусе» читайте в нашей сегодняшней подборке фактов.


1. В 1948 году Соединенные Штаты закончили разработку проекта атомной энергетической установки и приступили к проектированию и строительству опытного реактора. В августе 1949-го утверждаются тактико-технические данные первой атомной подводной лодки, которая была заложена 14 июня 1952 года в присутствии тогдашнего президента США Гарри Трумэна на верфи в Гротоне и названа «Наутилусом» (USS Nautilus, SSN-571). 21 января 1954 года в присутствии следующего президента – Эйзенхауэра – «Наутилус» был спущен на воду, а через восемь месяцев, 30 сентября 1954 года, был принят на вооружение ВМС США. Экипаж «Наутилуса» состоял из 11 офицеров и 100 матросов. Лодка была оснащена шестью носовыми 533-миллиметровыми торпедными аппаратами и несла на борту 24 торпеды.


 АТОМНЫЙ «НАУТИЛУС»: 8 ФАКТОВ О ПЕРВОМ ПОДВОДНОМ СУПЕРОРУЖИИ

2. От дизель-электрических лодок «Наутилус» отличался не только наличием новой энергетической установки, но и конструкцией корпуса, расположением цистерн, помещений и оборудования. При водоизмещении около 4000 тонн двухвальная атомная энергетическая установка марки «S2W» фирмы «Вестингауз электрик корпорейшн» суммарной мощностью 9860 кВт развивала 13 800 л.с. и скорость более 20 узлов. Дальность плавания в подводном положении составляла 25 тысяч миль при расходе 450 граммов 235U в месяц. Таким образом, продолжительность плавания практически зависела только от исправной работы средств регенерации воздуха, запасов продуктов и выносливости личного состава.

3. 17 января 1955 года «Наутилус» впервые вышел в море, и его первый капитан Юджин Вилкинсон отправил в эфир историческое сообщение: «Underway on nuclear power» («Идем на атомной энергии»).

4. В августе 1958 года «Наутилус» стал первым в истории кораблем, достигшим Северного полюса своим ходом. Годом ранее первая попытка подобного похода сорвалась. Зайдя под паковые льды, «Наутилус» попытался было всплыть в точке, где эхоледомер показал полынью, однако напоролся на дрейфующую льдину, серьезно повредив единственный перископ.

5. Конструкция «Наутилуса» имела существенные недостатки. Так, удельная масса атомной установки оказалась очень велика, из-за чего на «Наутилусе» не удалось установить часть предусмотренного проектом вооружения. Один только корпус реактора весил около 35 тонн. В то время как вес биологической защиты, в состав которой входил свинец, сталь и другие материалы, достигала порядка 740 тонн. Проблемой лодки был и создаваемый ею шум. Работающие турбины давали такую вибрацию, что сонар становился бесполезным уже на скорости 4 узла. Лодка становилась «глухой», создаваемый шум демаскировал ее. Этот недостаток был учтен американцами при проектировании следующих АПЛ.

6. В «жизни» «Наутилуса» были и забавные эпизоды. Так, в мае 1958 года во время подготовки Наутилуса к походу на Северный полюс на лодке имела место водотечность главного конденсатора паротурбинной установки. Просачивающаяся в конденсатно-питательную систему забортная вода могла явиться причиной засоления второго контура и повлечь за собой выход из строя всей энергетической системы корабля. Попытки найти место протечки не привели к успеху, и командир подводной лодки принял оригинальное решение. После прихода «Наутилуса» в Сиэтл матросы в штатской одежде (подготовка похода держалась в строгой тайне) скупили в автомобильных магазинах всю патентованную жидкость для заливки в радиаторы автомобилей с целью прекращения течи, чем неслыханно удивили владельцев магазинов. Половина этой жидкости (около 80 л) была вылита в конденсатор, после чего ни в Сиэтле, ни позже во время похода проблема засоления конденсатора не возникала. Вероятно, течь была в пространстве между двойными трубными досками конденсатора и прекратилась после заливки этого пространства самотвердеющей смесью.

7. В августе 1960-го первая в мире АПЛ была приписана к 6-му Американскому флоту и стала первой атомной лодкой на Средиземном море.

8. 3 марта 1980 года «Наутилус» после 25 лет службы был исключен из состава флота. 20 мая 1982-го судно было объявлено национальным историческим памятником. Были разработаны планы конверсии подводной лодки в музей для общественного показа. После дезактивации и выполнения большого объема подготовительных работ 6 июля 1985 года «Наутилус» был отбуксирован в Гротон (штат Коннектикут). Здесь, в музее подводного флота США, первую в мире атомную подводную лодку могут посетить все желающие.


источник

 АТОМНЫЙ «НАУТИЛУС»: 8 ФАКТОВ О ПЕРВОМ ПОДВОДНОМ СУПЕРОРУЖИИ Поддержи автора - Добавь в друзья!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
все смешалось в доме Облонских старший ребенок решил болеть и выздоравливать своими силами, не давая ни дюйма своего прекрасного тела врачам для упражнения навыков - пусть на кошках тренируются, правильно). шучу. просто отпустило. младший ребенок меж тем--уронил ёлку, разбились разумеет ...
Ура, я посмотрел "Левиафан"! Сразу говорю - кино не без недостатков, но в целом неплохое. Для начала о т.н. "чернухе". "Левиафан" имеет интересную судьбу - огромное количество людей стало ругать его еще ДО того, как он появился. Причем они абсолютно серьезно заявляли: "Не читал, но осу ...
20 ноября день мощный. И хотя в стационарной фазе Меркурия все еще никаких активных начинаний, но продолжать уже начатое можно вполне эффективно. Полезны любые силовые практики: йога, пранаяма, активная работа с телом. Если есть возможность, то походите босиком по земле. ...
Уважаемое сообщество! Пожалуйста, помогите психологическим советом. Я уже писала в сообщество м и ж, было очень много комментов, но, в основном, все склоняются к совету все бросить и не пытаться. А я настроена на то, чтобы наладить отношения. ...
Почему адлерский пенсионер застрелил судебных приставов, пришедших сносить гараж, в котором он прожил больше 50 лет. И почему эта трагедия может повториться. 9 июня, около 10 утра, на улице Просвещения в Адлере раздались выстрелы. 61-летний пенсионер, бывший инженер-связист ...