Архитектурная перекличка эпох в Можайске
ilyavaliev">
На заглавном фото - два храма Можайска: красный, с выразительными барочными формами и росписями в нишах апсиды, и старый белокаменный, более суровый и сдержанный позади него. Это как раз те самые церкви Иоакима и Анны, о которых пойдёт речь.
На следующем фото - старый, белокаменный храм с заметными следами древней кладки у основания. Перед нами не просто церковь, а редкий для Подмосковья памятник, где можно увидеть, как оборонительная архитектура превращалась в храмовую. Видны аккуратно подогнанные блоки и остатки кирпичных наслоений более поздних эпох - прекрасная иллюстрация архитектурной "памяти" здания. В центре заметен древний дверной проём, позже превращённый в окно.
1.

Основу здания составляет почти правильный кубический объём, покрытый четырёхскатной кровлей. Центральные участки фасадов завершены окнами-люкарнами, придающими лёгкость массивным стенам. Над кровлей возвышается крупный барабан, поставленный на выразительный постамент. Его прорезают четыре арочных проёма. Когда-то в них звонили колокола, отчего храм, по сути, совмещал функции и церкви, и звонницы.
2.

Чтобы сохранить привычный для русской архитектуры облик пятиглавия, по углам выложены декоративные тумбы - словно эхо древней традиции.
3.

Внешний облик храма отмечен стилистическим многообразием: барочные наличники окон апсиды и люкарн соседствуют с элементами псевдоготики XVIII века - аркатурным убранством барабана и декоративных тумб. С восточной стороны к основному объёму примыкает необычайно крупная, почти во всю ширину стены, полукруглая апсида - редкое решение для русского зодчества. Всё это вместе создаёт удивительное ощущение многослойной истории, застывшей в камне: крепость, монастырь и приходской храм - всё здесь слилось в одно.
4.

Рядом, в 1867-1871 годах, по проекту Казимира Гриневского возвели новый храм - крупный, торжественный, в духе эклектики. Гриневский - автор перестройки московского храма Владимира в Старых Садах, храмов Всех Святых в Серпухове и Ивановском, а также здания Комиссаровского технического училища в Москве. Его проекты отличает изысканная деталировка и умение соединять традиционные формы с современным для второй половины XIX века декоративным богатством.
5.

А в 1892 году архитектор Павел Егоров надстроил его колокольню, сделав её одной из главных доминант Можайска. Нарядный силуэт с кокошниками, арками и шатром придаёт ансамблю праздничность и лёгкость. Сочетание красноватых стен, белых деталей и зелёной кровли создаёт силуэт - типичный для эклектики конца XIX века. Над старой белокаменной церковью, выросшей из древней крепостной стены, словно парит новая - розово-белая с нарядной колокольней.
6.

7.

8.

9.

Храм Иоакима и Анны действовал все время и не закрывался в советское время, благодаря чему сохранил многое из своего убранства. В интерьере сохранился иконостас, сделанный к постройке церкви - трёхъярусный, украшенный богатой золоченой резьбой. Роспись храма так же сохранилась со времени постройки и только поновлялась в конце 1980-х гг.
10.

11.

Прекрасно сохранился и уникальный пол из метлахской плитки позапрошлого века известной петербургской фирмы "Кос и Дюрр", основанной в 1869 году.
12.

Старая белокаменная церковь хранит следы древнего города-крепости, новая - дыхание XIX века. Вместе они образуют редкое в Подмосковье сочетание - живую архитектурную летопись, где камень рассказывает о переходе от обороны к молитве, от средневековья к новой эпохе. Стоя между этими двумя храмами, особенно остро чувствуешь дыхание времени.
13.

14.

|
|
</> |
Проектор для дома: 7 критериев правильного выбора техники
Зеля на балу у Трампа
Дачные зарисовки
Только горю не помочь, нет теперь закона, - у жирафов вышла дочь замуж за бизона
Как юридически решить проблему буллинга в школе
Левый террор против правого террора.
ТОКИЙСКАЯ ТЕЛЕБАШНЯ
Полупустые полки магазина. Фото

