рейтинг блогов

Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

топ 100 блогов shakko.ru13.11.2020 Причем тут Сальвадор Дали, Black Sabbath, Pink Floyd, нео-тантризм, танка и Неопалимая Купина? Ныряем в глубины поп-культуры и ищем, чего оттуда взял нонконформизм (мистическим каким-то способом).

На выставке "Ненавсегда" в ГТГ был странный цикл картин. Поскольку посвящен он книге "Откровение Иоанна Богослова", то я не могла его пропустить и железно обязана его изучить и разобраться, что это такое там вообще изображено. С первого взгляда вообще не ясно, со второго тоже.

Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х 20200725_151216.jpg

Виталий Линицкий (Митрополит Стефан) (род. 1934).
Серия "Апокалипсис (1)". 1965-1977
Планшет, холст, масло.
Sploshnoff collection
Все картины размером 149 х 109 (кроме одной, 150 х 150)


Из каталога выставки "Ненавсегда" (ГТГ),
Стр. 197.


Виталий Линицкий -- один из главных представителей религиозного мистицизма в искусстве 1970-х - начала 1980-х годов. Выпускник МГХИ имени В.И. Сурикова, он принял крещение 24 года, увлекся учением исихастов и в своих картинах стремился найти живописный эквивалент описаниям "фаворского света", объединить традиции иконописи и модернистских направлений ХХ века, прежде всего сюрреализма и фотореализма.

Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

Работы Линицкого во многом задавали тон на выставке в павильоне "Дом культуры" на ВДНХ (1975), где они экспонировались на колоннах в центральном зале. В 1981 году Линицкий был пострижен в монахи под именем Стефан, присоединившись к Российской катакомбной церкви, и вспоследствии инициировал несколько общественно-религиозных движений".

Валентин Серов (1947-1988). Вид выставки в павильоне "Дом культуры" на ВДНХ. 1975. Фонд Леонида Талочкина.  Архив музея "Гараж". Инв. LT-F3120.
Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

Обличительная советская статья о легендарной выставке.

Другие фото выставки, из сети:

Автор Г. Кизевальтер
Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

Автор: И. Пальмин
Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

Леонид Талочкин и Татьяна Колодзей на развеске выставки. Автор И. Пальмин
Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х



А вот опять из ГТГ фото.

Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

Буду давать в таком порядке: название; аннотация с этикетки, сочиненная художником; фотография работы; мой комментарий.

***

«Видение 1. Явление семи светильников и Триипостасного Образа»

Начинается «Апокалипсис» с видения Иоанна Богослова на острове Патмос — «Явление семи светильников и Триипостасного Образа». Об этом говорится в Послании семи малоазийским церквам: семь светильников — это семь искушений, от которых должна избавиться христианская Церковь (явлены символические изображения буддизма, магометанства, христианства в расколе, язычества, конфуцианства, иудаизма и индуизма).
Для образа Спасителя использовано изображение Туринской плащаницы. — Виталий Линицкий.

Мое фото (простите, блики)
Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х


Мой комментарий:
Сначала обо всем цикле: с точки зрения мирового искусства  ХХ века цикл Линицкого, тем более, что потом он стал священником, не является  экстраординарным . В XX-XXI веке было много подобного, иллюстрирующего "Откровение", причем часто это делают священники. правда, обычно протестантские. (Примеры: Professor John Steczynski, Ted Larson, David Miles).
В них всех авторы не используют сложившуюся христианскую иконографию. Это плод самостоятельного чтения и размышлений (если не сказать, медитаций). А поскольку текст "Откровения" весьма глючный, работы тоже получаются глючными.
Примечательная черта -- очень многие авторы приходят к тому же приему -- строгая симметрия, круги в небе, кислотные цвета. Линицкий разве что еще менее фигуративен, предметы расплываются.

by Rodney Matthews; by G. Roland Smith; by David Miles
Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

Однако для СССР Линицкий с этим циклом, безусловно, уникален. Мало кто создавал религиозное, особенно про Апокалипсис, а еще так подробно.

Что до симметричности и кислотности, то мне кажется, тут влияние не столько текста "Откровения", но и общая ЛСД-шная стилистика эпохи, завязанная на психоделику и припудренная композицией мандалы.
Сравните.

Pink Floyd. «The Dark Side of the Moon» (1973); Grateful Dead. Anthem of the Sun (1968); Boston by Boston (1976)
Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

Сюжет 1-й картины: сцена из первой главы (Откр, 1:10-20), Видение Сына человеческого: "...и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, (...)  Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его — как солнце, сияющее в силе своей.И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый...."

Репродукция
Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

Линицкий, следуя тексту, изображает упавшего ниц Иоанна. В видении перед ним как-то смутро угадывается Господь (на фоне креста света), и те, кто знает, может предположить, что висящие предметы -- это семь светильников.

Вот традиционное изображение этого сюжета в христианском искусстве (в иконописи оно тоже встречается, только очень редко. Обратите внимание, что здесь от уст Бога все-таки исходит настоящий меч, по тексту книги (а не птичка Святого Духа).

Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

«Видение 2. Престол»

Второй холст — «Престол». Вокруг Престола — 24 старца: ветхозаветные патриархи и новозаветные апостолы. Сам Престол располагается в треугольнике с вершиной вверх — «Бог есть Любовь», здесь Триипостасный образ грядет на крыльях Святаго Духа.
Книга Жизни, запечатанная семью печатями, семь светильников на спектральном кольце — Дары Святаго Духа, полученные при крещении, и Четвероевангелие, изображенное в виде крестов, исполненных осей, то есть внешнего и внутреннего евангельского зрения («Поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще»).
Внизу — сонм ангелов, славящих Престол, над ним — золотая радуга, величие и радость Престола, в центре — благословляющая Десница. — Виталий Линицкий

Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

Мой комментарий:
это, видимо, 4-я глава (Откр. 4:2-5): "...и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; 3 и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. 4 И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. 5 И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих".

В этом видении Иоанн зрит Господа на троне и поклоняющихся ему 24  старцев.
В традиционном варианте иконографии это поклонение выглядит вот так.

Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

На картине Линицкого символизирующие Бога кресты с глазами, очень пугающие. Не знаю, откуда он это взял. Такой традиционной иконографии нет. Быть может, измененный мотив из иконы "Всевидящее око"?

Новодельная икона, поэтому ярковатенькая
Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

Еще были такие пугающие иконы, позже запрещенные -- "Смесоипостасная Троица"

Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х


«Видение 3. Раскрытие Книги жизни»
Книга жизни, запечатанная семью печатями, раскрывается в этом холсте. Наверху здесь тот же Престол, ниже — все семь печатей. Согласно толкованию Андрея Кесарийского, апокалиптические всадники есть символы спасительного Апостолького учения. Но печати не имеют ничего общего с теми образами грозных всадников, к которым мы привыкли по гравюрам Дюрера.
Благая Весть может только спасать, а не наказывать, эти печати направлены во спасение:
— в 1-ой — фигура апостола с книгой,
— во 2-ой.-- жертвенник и Голгофа,
— в 3-ей — Чаша, за ней Спаситель с мерой покаяния и искупления,
— в 4-ой — Воскресение Христово.
— 5-ая печать — жертвенник под Престолом Божиим с душами праведников, убиенных за Слово Божие, получающих белые одежды и ждущих, когда дополнится число их братии.
— 6-ая печать, самая большая по числу насельников, знаменует меченых от Господа, не принявших на чело и на руки свои печать антихристову.
Холст делится на две части: 6-я и 7-я печати имеют непосредственное отношение к земле, первые 5 — к Престолу.
Фон исполнен фигурами спасенных: «…и сочтут их, и паче песка умножатся», — говорит о них Тайнозритель. — Виталий Линицкий

Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

Мой комментарий:
на этой картине изображено снятие 6 из 7 печатей Апокалипсиса, но, честно, если б не пояснения автора, я бы не догадалась об этом. По тексту это 6-я глава целиком (см. текст тут).

В классическом искусстве снятие печатей одновременно не рисовали, очень сложно: первые 4 -- это всадники, остальные совсем разные. Некая попытка есть тут -- оставшиеся печати (вернее, кары от них) видны на заднем. плане. Так что подход автора, с плавающими платформами, весьма креативен!

Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

«Видение 4. Снятие Седьмой печати»
Седьмая печать с ангелами, приготовившимися трубить, ещё не раскрыта — для неё отдельный холст — «Снятие седьмой печати».
На стопах Божиих — семь ангелов с трубами, седьмой ангел вострубил.
Внизу зверь, имеющий семь голов и десять рогов. Над стопами — символическое изображение Церкви цветущей, Невесты Христовой: Престол и 12 куполов, означающих полную Апостольскую Церковь, в глубине — благословение Матери Божией. — Виталий Линицкий

Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

Мой комментарий:
Это уже события другой главы: снятие седьмой печати  и трубящие ангелы. Вся 8-я глава целиком (Откр. 8:1-13): "И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса.  И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб.(...) И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение. И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить. Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела. Второй Ангел вострубил...  (и т.д.). (тут глава целиком)

Композиция у картины странная, особено пугающие эти белые пузыри. Иконография, как и в предыдущие разы, полностью авторское изобретение. Вот тот круг в центре, который он описывает как Церковь и Невесту, правда, навела меня на мысли о традиционной богородичной иконе "О тебе радуется". В иконах вообще часто встречается симметричная структура и большая сфера на фоне, символизирующая небесное.

Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

Собственно, в православной иконографии, если искать изображения снятия 7-й печати, можно найти нечто похожее. Вот сцена, где Господь дает упомянутым ангелам 7 труб.

Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

На картине Линицкого внизу видите пламя? Подозреваю, что это огонь из кадильницы, которую изливает на землю ангел. Вот "реалистический" вариант.

Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х
«Видение 5. Князь тьмы»
«Князь тьмы» явлен в виде рентгенограммы черепа, пораженного раковыми опухолями и полипами, с символическими атрибутами сатанинского воинства.
Князь тьмы знает, что он обречен, отсюда его ненависть, неумолимость и беспощадность к людям Божьим.
Он изображен в общепринятом облике, но, как известно, он может являться всамых неожиданных обличиях, даже в виде ангела света, и достоверно распознать такие явления могут только праведники, подвижники. — Виталий Линицкий

Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

Мой комментарий:
Ни на каком конкретном фрагменте текста "Откровения" эта картина не основана. Ну, раз автором упомянуты "воинства", предположим, что это Отр 16:14-16, но в принципе не важно.

Из этой картины опять бы получилась шикарная обложка для рок-альбома 1970-х.

Репродукция
Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

Мне, на самом деле, интересно, вот эти советские художники, которые типа были за железном занавесом, как им удавалось делать вещи, настолько похожие на то же, что происходило в этот момент за рубежом? До них все-таки что-то доезжало (и это был такой карго-культ), или они тоже ловили какие-то эманации в воздухе, отражали что-то архетипическое? Ну, предположим, "Бременские музыканты" или "В порту" явно делались с опорой на исследованные и осознанно переработанные образцы. Но вот такое?! Вряд ли же будущий священник сидел такой и думал: "мне привезли тут пару пластинок английских метал-групп, дай-ка я их процитирую в своем образе дьявола! И такую же кислотную палитру!".. .

Overkill - Motörhead, 1979
Pierre Henry ‎– Mass For The Present Time 1970

Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

Steppenwolf 7 (1970)
Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

David Pelham’s cover for the 1973 edition of A Cure for Cancer (1971), Michael Moorcock
Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

«Видение 6. Армагеддон»
«Армагеддон» — предпоследний холст Апокалипсиса. Самой битвы Тайнозритель не видел, он лишь слышал шум как бы от множества вод, видел предуготовление Церкви воинствующей к битве и самый финал битвы — торжество Церкви.
Окруженная тьмой, в центре холста — символически изображенная Церковь воинствующая на крыльях Святаго Духа.
Внизу в огненном озере сгорают антихрист, сатана, лжепророк и присные с ними; три горибовидных облика дыма — все, что осталось от них.
Справа — ангел с ключом от бездны и цепью, которой был скован Сатана.
Слева — ангел, повелевающий исполнить уничтожение Сатаны, и внизу — славящие победу Церкви ангелы. — Виталий Линицкий

Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

Мой комментарий:
Иллюстрированный текст: глава 20, про финальную битву на небесах.
Я, честно говоря, не очень могу различить описанные автором сюжеты (ангела с ключом). Вижу внизу трубящих ангелов. В правом нижнем кругу вижу серп в руках Бога (это тоже по тексту).

Канонично это иллюстрируют например, вот так.

Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

Но в данном случае автор больше отводит тому, что в Небесах, а не битве внизу.
Конструкции в небесах парят весьма странные (круги света, конечно).
Похожие странные сопряжения кругов в иконописи мы уже видели в иконе "Всевидящее око".

Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

Еще такие структуры есть, например, в "Символе веры"

Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

"Апостольская проповедь"
Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х 780_Em9shWi.jpg

Икона "Шестоднев" -- посмотрите, как все тут структурировано.

Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

а сопряжения с углами есть еще в "Неопалимой купине"

Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

Но то, что делает Линицкий, мне, честно говоря, напоминает не иконопись, а буддийскую живопись (вообще любопытно, что вот такая сложная тематическая иконопись использует те же иконографические принципы (симметрия, круги), что и мандалы и прочие восточные религиозные жанры, про которых у нас аксиома, что это делается для медитации и гипнотизирования зрителя.

Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

Любопытно также, что некоторые из приведенных выше икон решением Соборов были признаны неканоничными).

Для сравнения -- под катом иконопись, основанная на другой идее, и визуально не такие "вычерченные".


Воскрешение Лазаря. Из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Праздничный чин 1497 года
Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

Жены-мироносицы у Гроба Господня. Из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Праздничный чин 1497 года
Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х


Кажется, ЛСД-ная колористическая гамма у западных музыкальных обложек 1960-1970-х годов также (помимо прочего) связана с их увлечением восточными практиками и восточным искусством.

Худ. Г.Г. Сантош (ум. 1994), представитель движения неотантризм
Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

Changes no. 3, 1969
The back cover of Barbara “Willy” Mendes’ Illuminations, 1971

Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

Еще любопытно, что как живопись шизофреников характеризуется мелкой кружавчатостью и попытками кристаллизации форм, "филоновщиной", то вот это искусство, связанное с мистицизмом и попыткой анализировать религии, все время тяготеет вот к такому визуальному упорядочению форм. Мне кажется, это тоже очень узнаваемый признак жанра (в том числе жанра текстов, которые эти иллюстрации сопровождают).

Иллюстрация к Каббале
Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

Мнение психиатров и других врачей, тем не менее, о данной манере приветствуется.
«Видение 7. Новое Небо, Новая земля»
"Заканчивается цикл картиной «Новое Небо, Новая земля».
Здесь — вечно цветущее Апостольское учение — Древо Жизни, Вечный Источник Жизни — река, истекающая от Престола, обретенная Благодать Святаго Духа, Благословение Отца и Сына и соединение всех со Христом в Новом Граде. — Виталий Линицкий.

Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

Мой комментарий:
текст -- главы 21 и 22, описывающие то, что будет после Страшного Суда, новый небесный мир: "И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. (...) И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой... (и т.д.)

В каноне тут пишут Престол Господа, от него исходит Река Жизни, а вдоль реки растут Древа Жизни. В принципе, у Линицкого даже узнаваемо (наконец), если напрячься.

Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

Репродукция
Апокалипсис митрополита Стефана: глючная советская живопись 1960-70-х

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
На «Марш миллионов» в Москве вышли десятки тысяч свободолюбивых и ответственных граждан России, протестующих против не легитимной власти, узурпированной «вертикалью власти», руководимой В. Путиным благодаря фальсификациям итогов выборов ГД ...
Оригинал взят у efa2007 в Решение принято Продолжаю свои дневниковые заметки. Вчера у меня реально что-то в мозгу переключилось после вот этой вот записи и я осознала что в Россию не вернусь никогда. Нет, ну я не наивная дура и знала о том, что ...
Друзья, сегодня будет рекламный пост на одну интересную тему — мои старые знакомые, лотерея Мега Миллионс проводит супер-розыгрыш и разыгрывает колоссальный джекпот , выиграв который, вы можете стать мультимиллионером (почти как Трамп). Вот думаю — не сыграть ли самому? Обычно я ...
Мне пришла открыточка от caperucita77 , и напомнила, что раздники уже на носу, и как всегда застают меня врасплох. Ёлка у меня из розмарина и багетов, на Рождество я собралась в Лондон, на НГ - в Воронеж, и это будет ...
Каннский кинофестиваль в объективе швейцарского фотографа Стива Юнкера. ...