Антипасха. Воспоминание уверения апостола Фомы. Справка
— 12.04.2010Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит
название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции
называется Красной горкой. В 2010 году этот день выпадает на 11
апреля.
"Антипасха" - греческое слово, где приставка "анти" значит не
"против", а "вместо". Таким образом, название Антипасха означает не
противопоставление Пасхе, а обращение к прошедшему празднику,
повторение его. Фоминой неделей этот день называется в воспоминание
о чуде уверения апостола Фомы.
В церковной традиции существуют разные понимания поведения
апостола: в большинстве толкований указывается на то, что Фома
(Дидим, или Близнец) отличался косностью, переходящей в упорство.
Когда Христос шел воскресить Лазаря, Фома высказал уверенность, что
из этого путешествия не получится ничего доброго: "Пойдем и мы
умрем с Ним" (Ин. 11:16). Вместе с тем некоторые богословы,
напротив, видят в этих словах преданность и желание быть учеником
Христа не только на словах, но и тогда, когда речь идет о жизни и о
смерти.
Согласно Евангелию, крестная смерть Христа произвела на Фому
особенно удручающее впечатление. Упадок духа Фомы был столь велик,
что он даже не был с прочими учениками в день воскресения. На
уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: "Если не увижу
на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не
поверю" (Ин. 20, 25).
На восьмой день после воскресения Господь явился апостолу и,
свидетельствуя о том, что был с учениками все время, не стал ждать
вопросов Фомы, показав ему раны и таким образом ответив на его
невысказанную просьбу. Христос также прибавил: "И не будь
неверующим, но верующим". В Евангелии не говорится, осязал ли
действительно Фома язвы Господа - но сказано, что он воскликнул:
"Господь мой и Бог мой!" Этими словами апостол исповедал веру в
Воскресение Христово и в Его Божество.
"Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, - говорит
святитель Иоанн Златоуст, - сделался по благодати Божией
мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со
своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово
Божие народам диким".
Церковное Предание рассказывает, что святой апостол Фома основал
христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и
Индии. За обращение в христианство сына и супруги правителя
индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен
в темницу. Его жестоко пытали и убили, пронзив пятью копьями. Части
мощей святого апостола Фомы хранятся в Индии, Венгрии и на
Афоне.
Начиная с Недели о Фоме в православной Церкви после длительного
великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства
Венчания.
Восьмой день после Пасхи в народе называется также Красной горкой.
Изначально Красная горка - это древний языческий праздник. Он был
связан с проводами зимы и встречей весны, а Красной горкой
назывался или потому, что в этот день было принято встречать на
холме (горке) рассвет, или оттого, что народные гулянья проходили
на пригорках, раньше других освободившихся от снега - "красных", т.
е. красивых, горках. В разных городах и деревнях Руси Красную горку
праздновали по-своему, но везде в этот день старались или сыграть
свадьбу, или совершить помолвку.
На Красную горку устаивались гуляния, сватовства, молодежь надевала
самые яркие свои наряды.
Старинная русская пословица говорит: "Кто на Красной Горке женится,
тот вовек не разведется". Этот обычай жив до сих пор: многие
молодые люди стараются венчаться именно в этот день.
Скачать лучшие фильмы за 10 минут!