рейтинг блогов

"Антинародный" советский фильм, из которого цензура вырезала ключевую сцену

топ 100 блогов picturehistory10.09.2022 Антинародный советский фильм, из которого цензура вырезала ключевую сцену

Распад СССР был неизбежен, и первыми, кто почувствовал приближение гибели империи, стали советские кинематографисты. Задолго до так называемой "перестройки" на экранах появились картины, затрагивающие глубинные общественные проблемы. Одному из таких фильмов пришлось нелегко, но он все-таки нашел своего зрителя.


В 1977 году Александр Миндадзе написал сценарий новой картины специально по заказу студии Ленфильм. Текст долго ходил по рукам, пробовались разные режиссеры, но никто так и не взялся за съемки. В итоге сценарий оказался на Мосфильме, где его отдали "любимому" постановщику Миндадзе - Вадиму Абдрашитову. К тому моменту творческий тандем уже порадовал публику остросоциальными драмами "Слово для защиты" и "Поворот", и в обеих блистал Олег Янковский.

На этот раз Абдрашитов отказался от услуг больших звезд и обратился к менее известным именам. На главную роль без проб взяли Владимира Гостюхина ("Старшина"): его фирменный образ а-ля "молодой Шукшин" должен был идеально подойти для фильма. Партнеров Гостюхина хотели найти "прямо на улице": съемочная группа искала непрофессиональных актеров буквально в городских парках и подворотнях, но там не за кого было ухватиться. Тогда пригласили молодежь: Игоря Нефедова из "Пяти вечеров" Никиты Михалкова и Дмитрия Харатьяна из "Розыгрыша" Владимира Меньшова. Также в картине очутилась и Ирина Муравьева ("Москва слезам не верит").

— Скажите, Стрижак, кому из вас первому пришла в голову идея относительно двух рублей?
— А мы не договаривались, что именно два. Это так само вырвалось.


Антинародный советский фильм, из которого цензура вырезала ключевую сцену

Как-то вечером заводской рабочий Виктор Белов оказался избит в парке двумя подростками. Ребятки напали на мужчину в полной темноте и изрядно поколотили в надежде добыть денег на бутылку вина. Белов был не промах, и тут же пошел в милицию, после чего быстро опознал малолетних преступников. Суд не заставил себя долго ждать, и приговор был суров: одному пареньку (Беликову) дали два года исправительной колонии усиленного режима, а второй (Стрижак) отделался условным сроком при помощи своей мамаши, заплатившей за услуги адвоката.

Пострадавший Белов более-менее вылечился и вернулся на работу, не забывая на досуге принимать участие в радиоспортивных состязаниях. Правда, настроение у мужчины вконец испортилось. Он чувствует, что приговор суда дурно пахнет, и вся система кажется Белову несовершенной. Начинаются семейные проблемы, недопонимание с женой... Виктор не выдерживает и отправляется в колонию на свидание с Беликовым в надежде наставить паренька на путь истинный...

— Вы здесь не грубите, гражданин!
— Гражданин ты, а я - товарищ!


Антинародный советский фильм, из которого цензура вырезала ключевую сцену
Кадр из фильма "Охота на лис".

Фильм "Охота на лис" не так прост, как может показаться на первый взгляд. Некоторые зрители после просмотра задаются вопросом: "А о чем вообще это кино?", и не зря. Миндадзе и Абдрашитов соорудили картину с "двойным дном", где проблемы одной отдельно взятой личности проецируются на глобальные перемены в советском обществе. Да и сама эта личность (Виктор Белов) выглядит весьма противоречивой.

Главный герой пытается восстановить некую "справедливость", но его понимание порядка не находит отклика у окружающих. Может, потому, что мужчина чересчур категоричен? Ведь по его мнению все длинноволосые - "шпана", и вообще "надо их к стенке и из автомата". При этом Белов действует, не задумываясь о последствиях собственных поступков, заранее поделив мир на "черное" и "белое". В семье у него тоже не все гладко: он не хочет проводить время с сыном, предпочитая отсиживаться в гараже, и постоянно ссорится с супругой. О любви тут речь уже не идет: Белов скрывает от жены тот факт, что навещает Беликова в колонии, врет и выкручивается, заявляя, что он примерный муж и работник.

— А помнишь, я тоже на улице плакала, ты за мной ходил...
— Когда это?
— Не помнишь? Я тогда еще невестой была.
— Невестой была, точно. Плакала. Боялась, что я тебя испортил и не женюсь.
— Да нет, не поэтому. Ты все забыл!


Антинародный советский фильм, из которого цензура вырезала ключевую сцену
Кадр из фильма "Охота на лис".

Но отсутствие внутренней гармонии и справедливости Белова меркнет на фоне пропасти, зияющей между его поколением и новой советской молодежью. Такие, как Беликов и Стрижак, совершенно не понимают всех этих пролетариев с их коммунистическими идеалами. В сцене разговора в ресторане Беликов произносит фразу "Дураков-то нет", отмечая, что благодаря Стрижаку сможет устроиться на "хлебную" работу в такси. Какие уж тут моральные ценностии перевоспитание!

Лет через 15 люди, подобные Стрижаку, займутся приватизацией фабрик и заводов, а Беликовы будут у них телохранителями. Или вообще пойдут в киллеры. И самое страшное, что все эти Беликовы получаются из детей таких Беловых, у которых не было времени и желания растить сыновей. Не зря у героев созвучные фамилии, намек очевиден.

"Ты сделал антинародный фильм", - заявил Абдрашитову после съемок один из сотрудников Госкино. В итоге режиссера на три дня отстранили от работы и без его участия вырезали из картины пять сцен. Вернувшийся постановщик убедил чиновников оставить четыре, но ключевой финальный эпизод все-таки убрали. Там, после ужина в ресторане, отчаявшийся и увидевший всю тщетность своих убеждений Белов набрасывался на Беликова с кулаками. История закольцовывалась. Грустно, но правдиво. Да, концовку изменили, но "Охота на лис" все равно осталась одним из важнейших фильмов советского кино.

(с)



См.также:

Душераздирающий советский фильм про подростков, который потряс весь Союз

Всенародно любимый латышский фильм, который раньше не хотели показывать в СССР, а теперь не хотят показывать и в Латвии

За кадром фильма «Бег»: Как советским режиссерам удалось впервые экранизировать запрещенного Михаила Булгакова

5 запрещенных белорусских фильмов по сценарию Василя Быкова

10 фильмов, которые советская цензура не выпустила на большой экран


Антинародный советский фильм, из которого цензура вырезала ключевую сцену В Телеграм!


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Как обещала, делюсь своим опытом приготовления этого очень вкусного блюда. Главный и единственный ингредиент успеха- тунец. И все! Ну ещё острый нож и какой-нибудь цитрусовый. А все остальное на любителя. Кусок тунца должен обязательно пройти фазу голубой заморозки. Это позволяет без ...
Еще один момент, на который никто не обращает внимание. Обычно любое обострение на Ближнем Востоке используется и участниками биржевых торгов [и аналитиками для объяснения] наращивания покупок в нефти, тем самым вызывая резкий рост цен на последнюю. Так происходит практически всегда. ...
Движения ОГФ, Солидарность и "Другая Россия" провела несанкционированную акцию на Триумфальной площади с требованием немедленно отпустить осужденного Мохнаткина. Всего, как сообщает корреспондент радиостанции В«Эхо МосквыВ», на площадь ...
Ни один политик мира не репрезентирует так суть постмодерна - и даже Борис Джонсон - как Владимир Александрович Зеленский. Зеленский - это квинтэссенция постмодерна, это наиболее яркий выразитель всего, что заключено в этой концепции. Можно безо всякого сомнения утверждать, что ...
В 1998 году художник Антон Ольшванг развешивал кроссворды на автобусных остановках Самары. Пассажиры приходили в БЕШЕНСТВО, пытаясь их разгадать. Так Антон стал первым троллем в истории. Дело в том, что невозможно разгадать этот кроссворд - ...