Антики, собранные из мелких кусочков

топ 100 блогов galik_12318.10.2024
Антики, собранные из мелких кусочков 24-3078.jpg

В главном здании Пушкинского музея до 20 октября проходит выставка «Vita Nova: Двадцать лет восстановления античных терракот в ГМИИ им. А. С. Пушкина (2004–2024)». В экспозиции представлено 13 памятников искусства из разных художественных центров античного мира. Все они датируются VI–II веками до н. э. и представляют собой фигурки из обожженной глины. Эти фигурки дарили богам, клали в могилы умершим, они служили детям игрушками. Исполнение каждого из этих предметов – голов, статуэток и сосудов, оригинально и выразительно, все фигуры и головы отличают хорошо проработанные, живые детали. Интересно происхождение этих предметов.

В отделе искусства и археологии Античного мира музея хранится около полутора тысяч античных терракот из числа художественных ценностей, перемещенных после победы нашей страны над фашистской Германией. Ранее они принадлежали Античному собранию Государственных музеев Берлина. Судьба этих памятников трагична. Они находились в одном из бетонных бункеров в берлинском районе Фридрихсхайн, где в мае 1945 года, уже после подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии, произошел взрыв, подготовленный нацистскими диверсантами. В хранилище начался сильный пожар. Многие предметы безвозвратно погибли в огне, другие превратились в груды обломков, обгоревших и залитых гудроном.

Неординарная голова юноши с красивой и сложной прической, возможно, принадлежит Аполлону, богу гармонии и света.

Антики, собранные из мелких кусочков 24-3082.jpg
Голова Аполлона (?) Реставрация: Л.В. Левко, 2004. Италия (?). Начало III в. до н.э.

Величавая фигура мужчины на троне, возможно, изображает героизированного умершего; такие фигуры находят в основном в погребениях.

Антики, собранные из мелких кусочков 24-3080.jpg
Сидящий на троне мужчина. Сборка фрагментов Л.И. Акимова. Реставрация М.Г. Антонович, 2005. Кипр. Марион. 1-я половина IV в. до н.э.

Четыре терракоты происходят с острова Кипр, служившего мостом между Древним Востоком и Западом. Среди них - фрагмент великолепной головы богини Афродиты-Астарты из Пафоса, в богатом уборе и с кольцом в носу. Некогда она принадлежала пионеру кипрской археологии Луиджи Пальма ди Чеснола - американскому консулу на Кипре, первому директору музея Метрополитен в Нью-Йорке.

Антики, собранные из мелких кусочков 24-3085.jpg
Голова Афродиты-Астарты в диадеме. Сборка фрагментов Л.И. Акимова. Реставрация Е.О. Минина, 2013. IV в. до н.э.

Протомы богов (изображения верхней части фигур) почитатели вешали на стены ограды храма или ветви священных деревьев. Замечательный их образец - полуфигура богини в короне, окаймленной серией бусин.

Антики, собранные из мелких кусочков 24-3083.jpg
Протома богини в короне с жемчужником. Сборка фрагментов Д.А. Калиничев. Реставрация Л.Н. Андреева, 2017. Италия. IV в. до н.э.

Группа двух богинь из Китиона, крупнейшего царства Кипра, представляет, возможно, Деметру и Кору; в период классики острота кипрского стиля смирялась под влиянием эллинов «благородной простотой и спокойным величием» (И. Винкельман).

Антики, собранные из мелких кусочков 24-3084.jpg
Две богини на троне. Сборка фрагментов Л.И. Акимова. Реставрация Л.В. Левко, 2004.. Кипр, Китион.  III в. до н.э

К храмовым дарам также относится крупная женская статуэтка с лирой в руках; волосы ее украшены торжественным венцом - стефаной.

Антики, собранные из мелких кусочков 24-3087.jpg
Фигура женщины с лирой в стефане. Сборка фрагментов Л.И. Акимова, Д.А. Калиничев. Реставрация О.А. Чекалова, 2003-2004. Малая Азия, 1-я половина III в. до н.э.

Завершают экспозицию три эллинистических фигурных сосуда в виде голов. Особым обаянием наделена голова улыбающейся негритянки с живыми, детально проработанными чертами лица и прически: она словно дышит и вот-вот заговорит. Не менее выразительны головки актера в комической маске и юного сатира в пышном дионисийском венке. Две терракоты показаны незавершенными - можно видеть, как соединены отдельные фрагменты, и представить себе сложность многоэтапного процесса реконструкции древнего памятника.

Антики, собранные из мелких кусочков 24-3086.jpg
Фигурные сосуды в виде головы негритёнка в плющевом венке и головы актёра в комической маске. Сборка фрагментов и склейка К.А. Корганов,. Д.А. Калиничев, 2018-2024. Малая Азия, Италия. III- II вв. до н.э.


Антики, собранные из мелких кусочков 24-3088.jpg
Фигурный сосуд в виде головы негритёнка. Сборка фрагментов Л.И. Акимова, Д.А. Калиничев. Реставрация Л.Н. Андреева, 2016. Малая Азия. III-II вв. до н.э.

 Восстановление античных памятников из Фридрихсхайна ведется в ГМИИ уже более двух десятилетий. Эта гигантская работа, казавшаяся почти невыполнимой, была предпринята сотрудником античного отдела, доктором искусствоведения Людмилой Ивановной Акимовой. Она собрала из фрагментов множество ваз и терракот. Впечатленная результатами трудов, директор музея И.А. Антонова инициировала большую выставку «Археология войны. Возвращение из небытия», приуроченную к 60-летию Победы (2005 год), для которой реставраторами Москвы (в составе 24 профессионалов), с необычайным напряжением сил, было подготовлено около 550 вещей. К примеру, только Л.В. Левко и В.И. Черемхиным было восстановлено по две сотни терракот. Но процесс реставрации памятников на этом не остановился. В 2010 году к нему подключился новый сотрудник античного отдела Дмитрий Анатольевич Калиничев, кандидат искусствоведения, с опытом реставрационной работы и практикой скульптора. Совместными усилиями обоим специалистам удалось собрать из фрагментов весь дошедший разрушенным античный терракотовый фонд в составе 913 памятников. В 2014 году при поддержке нового директора музея М.Д. Лошак был осуществлен второй реставрационный «рывок». В результате была представлена большая выставка «Искусство древнего Кипра в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина», включавшая 812 экспонатов. Над терракотами трудились: Елена Олеговна Минина, Юлия Николаевна Устинова, Марина Александровна Титова, Людмила Николаевна Андреева, Людмила Вадимовна Левко, Ольга Ивановна Алёхина, Владимир Ильич Черемхин.
Куратор: Дмитрий Калиничев, научный сотрудник отдела искусства и археологии Античного мира ГМИИ им. А.С. Пушкина
Источник информации: материалы выставки, этикетаж, pushkinmuseum.art

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Представим себе, что Парижу скормили двойника Дурова. Вот хохма-то будет, если таки да. И чем позже тем хохмее. В любом случае руль телеги у его брата, так что власть переходит к вице-президенту, а он уже нажимает краскнопки все. А краскнопок много, франки-то ничем не лучше других, только ...
Сеть магазинов Солгонского хозяйства добралась в Красноярске и до нашего района. Но... дальше вывески не пойдем! Мы уже писали, что продукция - супер! Но цены доступны только в Солгоне, а в Красноярске "кусаются"... ...
Первым делом покажу свитер, от которого я мысленно скачу гопки от счастья. Очень, очень красивый. И даже пузо в нем не торчит, хотя я смотрела при покупке на мерки в сантиметрах и обливалась слезами, думала, будет маленький. Сидя непонятно, так что добавляю фотку из магазина, чтоб вы ...
Какие-то интересные новости. Вчера в Лондоне прошёл марш за свободу - на улицы вышло от полумиллиона до миллиона человек. Это самый массовый митинг за последние двадцать лет, а если был миллион - то и за всю историю. Событие было полностью проигнорировано СМИ. Нигде ничего не ...
Что особенно нравится (и это фирменный почерк студии) - каждый эпизод разворачивают быстро, без затягивания, и моментом переходят к следующему. Сенсэйка всё-таки устроила пикник и барбекю. Сейчас будет бесконечно милый момент с булками. Забавная лекция про камушки ...